Манон, или Жизнь К. Букши

Cyberbond
(Букша К. Манон, или Жизнь: Роман. — Спб.: Издательство К. Тублина, Лимбус Пресс, 2007. — 296 с.)

Эта книжка похожа на пустой флакончик из-под духов: и форма оригинальная, и запах еще витает, а — мусор. Думаю, эта вещь семилетней давности давно уже не актуальна ни для автора, ни для читателя, так что своей репликой никого-то я не обижу.

Итак, действие разворачивается в некоей типа сегодняшней Германии. Обворожительно юная Манон Рико поступает стажером в крупную контору, занимающуюся рисковыми спекуляциями на бирже. И почти тотчас отправляется с мозговым центром конторы американцем де Грие в любовно-авантюрное путешествие, а попросту говоря — сбегает. Тотчас же выясняется, что за конторой вообще и за де Грие в частности давно следит полиция и копит на них компромат. Заодно оказывается, что и Манон-то не настоящая, а настоящая Манон — это… Впрочем, «Манонов» в книжке окажется туева хуча, на чем, собственно, и закручена вся интрига.

В анонсе на книгу щедрый Дмитрий Быков обещает, что живи В. Хлебников и Хармс нынче — они бы писали примерно, как Букша. Ну, это по той же логике, что живи Лев Толстой сейчас, он писал бы, как Дмитрий Львович сами понимаете, кто.

Увы, ничего в этом романчике для пляжного дамского пузочесания нету, кроме действительно поэтичного описания французской провинции (привет турфирмам!) и самого характера Манон (какой и которой из них — неважно: они, по сути, все здесь на одно лицо). Характер у Манон и впрямь очень шармовый.

Но характер — характером. В конце концов, и дамский каприз может быть очень даже очаровательным. И похоже, к дамскому-то, к капризу-то, к очаровательному-то, здесь все и сводится.

Нет, автор, конечно, нагнетает любовные страсти (все мужчины, как и водится в женской прозе, здесь сплошь неврастеники), а также иронично обыгрывает фишки тэтчеризма-монетаризма и прочие дилерские-брокерские делишки-мишки, которые аккурат через год после выхода романа оказались у черты пропасти — в смысле: в кризисе.

Но главное для автора — не эти романные условности. Главное, ей бы просто остаться небанальной в банальнейших характерах, обстоятельствах и сюжетных ходах. Основная мысль нехитра: в современном дилерском-брокерском на культе потребления и биржевых спекуляциях основанном мире реальная жизнь души или обречена — одна из Манон, она же жертва Чернобыля, помирает близь деревни Домреми — или остается мстительно неуловимой. Впрочем, это не мысль, а намеренная, демонстративная спекуляция этой мыслью. То есть: вот вам ваш мир — вот вам и продукт, этого мира достойный.

И все же роман, замысленный как провокация, не выстреливает, поскольку образом можно плениться, но сопереживаешь-то судьбе. А она в миражливой смене масок «Манон» не угадывается. Да и сама вечная «шарманка» Манон начинает под конец раздражать этой упертой своей шармовостью.

И вышло: для шутки — длинно, для дюдика — мутно, для серьезной вещи — незрело.

Много кружев, но и они здесь — лишь их лукавая тень…

1.07.2014