Часть вторая глава вторая мудрость человек в жерно

Гертруда Друсс 2
Глава ВТОРАЯ

МУДРОСТЬ

«Глупых же состязаний, и
родословий, и споров, и
распрей о законе удаляйся,
ибо они бесполезны и суетны».
(Послание к Титу Святого
Апостола Павла, 3:9)

1

Двадцать первый век. Время все поставило на свое место и всех сравняло. Два соседа, два закадычных друга. Один из них – бывший богатый латвийский хозяин; другой – бывший коммунист. Станислав Прусс – бывший узник сталинских лагерей; Михаил Огурцов – бывший охранник этих лагерей.

Две судьбы. Две по-разному прожитые жизни. Объединило их одно – история!

Станислав Прусс – гражданин независимой Латвии; Михаил Огурцов – постоянный житель с советских времен. Они попали в водоворот истории. Оба пережили войну, послевоенную разруху; «хрущевскую оттепель»; брежневский подъем и застой социализма; горбачевскую перестройку с развалом Советского Союза и утверждение независимости бывших республик.

Свидетели истории целых эпох; мировых государственных переворотов; глобального человеческого кризиса; природных катаклизмов.  У них на глазах мир летит кувырком, и они уверены, что если враждующие миры не найдут точку соприкосновения и люди не сохранят порядочность при восприятии противоположного мировоззрения, то наступит апокалипсис.

Каждый из них гордился своей причастностью к истории. И у каждого в ней было своя роль.

Великая роль!!!

Станислав был немецким полицаем. У Михаила грудь полна медалей и орденов за борьбу с немецкими оккупантами.

Время их сравняло!!!

У каждого были свои убеждения, своя, правда. И они яро отстаивали свою точку зрения на окружающую действительность. Иногда за рюмкой водки их споры доходили до ссор, но никто из них не терял своего достоинства, проявляли великодушие и лелеяли дружбу: им жить по соседству.

2

В праздничные дни и в выходные друзья собирались вместе и дискутировали на политические и хозяйственные темы. Станислав приветствовал независимость Латвии и поддерживал ее стремление к самобытности. Михаил считал, что национальные меньшинства, к которым он стал относиться, в Латвии притесняют. Ему не нравились издаваемые правительством законы и требование знания государственного языка.

Станислав признавал, что переход на государственный язык проходит болезненно для каждого жителя Латвии. Он придерживался мнения, что у любой власти есть перегибы. Он понимал, что человек с легкоранимой нервной системой не в состоянии досконально овладеть латышским языком, потому что, находясь постоянно в нервном напряжении из-за простых мелочей в решении сложных вопросов повседневной жизни, ему тяжело общаться даже на том языке, с которым он вырос. И многие люди, в том числе граждане Латвии, остались не удел, а некоторые без всяких средств существования. Они получили психологическую травму и оказались в еще большем нервном напряжении. Правительство должно о них позаботиться: смягчить закон о языке для жителей республики среднего возраста. А вот их дети, внуки обязаны знать!

Станиславу так же не нравилось, что родственники его друга молодости Петериса Бризгалиса, которые в силу сложившихся обстоятельств  покинули Латвию во времена правления русского царя Николая Второго, но в советское время вернулись, теперь у себя на этнической родине, не являются гражданами и их обидно называют оккупантами.

Уязвленное самолюбие Михаила страдало, душа кипела и болела, и при встрече с другом он выплескивал свою боль.

- Да если бы не Горбачев со своей перестройкой, мы бы жили спокойно. Не знали бы нужды и вражды, - жаловался Михаил с грустью в голосе, - Перестройка свалилась как снег на голову. Это событие стало важным переломом в жизни не только Советского Союза, но и отдельно каждого человека.

- Такой коммунист, как Горбачев, взорвал советский мир в самом его ядре. Коммунистическая империя пошла кувырком. Все стало возвращаться на круги своя, - соглашался с ним Станислав.

- Она резко ударила конкретно по человеку. Стабильно налаженная жизнь стала рушиться, - сокрушался Михаил, в душе оставаясь коммунистом со стажем.

Бывший хозяин досоветской Латвии восхищался деятельностью Михаила Сергеевича Горбачева:

- Слабые люди растерялись и на время утратили способность четко и ясно мыслить.  Смелые, решительные рассуждали о негативах в деяниях советской власти и зарождали пламенные мысли о свободе от коммунистического ига. Михаил Сергеевич оказал благотворное влияние на прогрессивные умы человечества и на стремление советских республик к независимости. Сработал его человеческий фактор. Я поддерживал его перестройку. Горбачеву незаслуженно пеняют. Он мог спокойно просиживать штаны в кресле генсека и на государственных харчах кататься как сыр в масле. Но боль за страну заставила его перестроить мировоззрение людей.

Для того чтобы взорвать гремучую смесь внутри себя, требуется большое мужество. Недаром он за рубежом пользуется огромным авторитетом. А у нас, как всегда, перегибы. Такая уж сущность человека: «что имеем, не храним, потерявши – плачем». При жизни не ценим, хулим, а после смерти воздаем почести.

- А как же гибель борцов за независимость? – съязвил уязвленный коммунист.

Станислав продолжал горячо защищать лидера перестройки:

- Перестройка чего бы то ни было, всегда неотвратимо разрушает устоявшееся. Переход одного государственного строя в другой всегда проходит болезненно. Смена власти обычно несет за собой голод и неизбежные жертвы. Таков закон революции. Погибшие попали в пучину революции…

Горбачев всего лишь человек. И слабости, и пороки человека ему не чужды.  Он сам не осознавал силу взрыва запущенной им бомбы и впал в панику от того, какое действие оказала перестройка на сознание народов.

Тоталитарный коммунистический режим рушился! Горбачев испугался развала Советского Союза. Отсюда танки давили разгоряченные головы. Любая страничка истории имеет важное значение. Это его роковая ошибка: сработали амбиции «старшего брата». Человеческий страх Михаила Сергеевича Горбачева послужил причиной того, что республики, получившие независимость в результате его перестройки, его же не признают. Я думаю, что он искренне раскаивается за то горе, какое причинил семьям погибших борцов за независимость. Они попали в жернова истории.

Время вспять не повернешь, но оно все ставит на место. Придет время, и Горбачеву поставят памятник.

- Да если бы не Советский Союз была бы сейчас Латвия процветающей? – не унимался в своих критических суждениях Михаил Огурцов, закоренелый коммунист.

- У нас своя национальная особенность. Мы по-своему жили и по-своему развивались. Крепкое крестьянское подворье поставляло на экспорт продукты сельского хозяйства, например: бекон, - защищал свою родину бывший латвийский хозяин.

- Если бы не мы, разве была бы так развита промышленность? Разве бы возникли гиганты индустрии? Какой размах строительства! Сколько людей обеспечено жильем! – шумел коммунист, доказывая мощь советского народа.

- А почему вы считаете, что нам нужны эти серые серийные дома? Эти гиганты индустрии? Они испортили ландшафт Латвии, ее чудный индивидуалистический облик. Сколько разрушено церквей, уничтожено памятников культуры! Нарушена экология! Для кого строили жилые дома? Кто в них живет? Для чего возникли громадные заводы? Кто там работает? – возмущался Станислав, гражданин Латвии, - Я отвечу – приезжая рабочая сила, гигантское интегрирование народов. «Мой адрес – Советский Союз» - слова популярной песни.

- Этому времени нужен Сталин,- в запальчивости выпалил бывший охранник сталинских лагерей.

- Посеешь добро, добро и вырастет: посеешь зло, зло и вырастет. Ваш «отец народов» - Сталин сеял зло. Недаром его называли мудрым: он видно, предвидел раскол Советского Союза по национальным признакам и вводил политику уничтожения наций как общности людей. Ассимиляция народов. «Мой адрес – Советский Союз, - гневно заявил бывший узник сталинских лагерей.

Наступила пауза…

Оба соседа глубоко задышали и, не смотря друг другу в глаза, успокаивали свои негативные чувства.

- Это трагедия и русских и латышей, - уже более спокойным тоном произнес Михаил, - Сколько разделенных семей разбросано по областям бывшего Советского Союза. После окончания института молодых специалистов в обязательном порядке распределяли работать по всей стране. И они оказывались в отдалении от семьи, от своего места рождения, от родины. Семьи разбились, а теперь даже не могут найти друг друга.

- Да, это общий кризис. Сейчас это громадная по своему масштабу и страшная по содержанию проблема, - согласился с ним Станислав. – Но нас, переселяя, ввергали в ад, ломали волю, гордость, подвергали унижениям. И мы приспособились, смирились с той действительностью. Вас же возвеличивали, вселяли в рай. Мы ощущали себя чужими на родине. А вы везде чувствовали себя дома. Для вас везде все было ваше. Поэтому глубоко укоренилось в сознании положение «старшего брата»: решать, указывать, наказывать. Коммунистическая партия была вершителем судеб народов. Она формировала период становления этого сознания.

В сознании русского человека родина – Советский Союз, а в сознании латыша родина – Латвия. Попав в жернова истории, вы теперь оказались в чужой стране. И проблему межнациональных отношений можно решить только тогда, когда вы признаете фиаско «старшего брата».

Но вчерашние властители жизни не хотят смириться с индивидуалистическим характером каждой нации, с ее всплеском патриотизма. Вы ударились в амбиции, восстаете против латвийских законов, возмущаетесь потерей политических прав. Создаете конфронтацию, пудря мозги своим детям о латышском нацизме, - на повышенных тонах высказывал свою точку зрения гражданин Латвии.

- Да еще с петровских времен в Латвии живут русские. Целые старообрядческие общины, - амбициозно возразил советский гражданин.

- Да, но это русские латыши! И для них родина – не Советский Союз, а их горячо любимая Латвия. Я поляк, но я – латвийский поляк. Мы гордимся своей родиной, мы ее патриоты. Мы и Латвия – едины. И все мы в одинаковой степени пострадали от тоталитарного режима коммунистов. В сталинских лагерях побывали все национальности, проживающие в Латвии во времена установления советской власти. 25 марта 1949 года из республики были депортированы латыши, русские, евреи. Репрессиям подверглись все.

А вот советский переселенец – русский сейчас оказался в чужой стране. Вы попали в жернова истории!!!

Раз исторические обстоятельства привели вас сюда, так смиритесь, покоритесь судьбе. Не устанавливайте свои порядки. Как говорится, « не лезьте в чужой монастырь со своим уставом». Только граждане имеют право определять, как жить и чем заниматься их государству, устанавливать законы своей страны. Преодолейте душевную борьбу. Вы теперь попали в положение « младшего брата». Возможное примирение между советским русским и латышом будет до тех пор иллюзией, пока не произойдет вами смиренного покаяния и признания своего места в сложившейся действительности.

- Так проявляйте и вы терпение и понимание к нам, - призвал Михаил Огурцов.

- О! Мы хорошо понимаем, какая взрывоопасная бомба находится внутри страны, поэтому терпим, не ворошим землю под ней. Конфронтацию устраиваете вы при поддержке своей родины. У меня нет слов, онемел не только язык, онемело сознание, когда ваше духовенство отказало папе Иоанну  Павлу Второму с миротворческой миссией посетить Россию. Мы политически и экономически зависим от вашей страны. Я считаю провокационными дополнительные пенсии гражданам России, живущим  в Латвии, поощрительные стипендии, финансирование русских обществ. Такие действия исподтишка подрывают устои латвийского государства, навязывают отношения, оказывают давление на психику русских. Они считают себя тогда обязанными быть в центре политических событий.
Наше правительство само подливает масло в огонь, допуская разбазаривание страны. Какая безопасность может быть у государства, когда половина населения из другой страны и пол родины продано чужому государству?
 
Уймите обостренное самолюбие. Не разжигайте негативные страсти: злобу, нетерпимость, крайнее недовольство, – горячо призывал Станислав. – «И да владычествуют в сердцах ваших мир Божий, к которому вы  и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны»1.  Младший брат живет по законам старшего. И если ему не хватает терпимости и послушания, то он покидает семью и живет так, как ему нравится. Мир большой…

Но я считаю, что все во власти Бога. Везде хорошо, где нас нет. Может так получиться, что законы этнической родины тоже устраивать не будут, жизнь конкретного человека и там не сложится. Если в силу исторических обстоятельств вы оказались в нашей Латвии, то давайте жить одной семьей, потому что Латвия – наш общий дом. Давайте проявлять в своей семье терпимость и великодушие. «Снисходя друг другу, и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы»2.   – Станислав говорил со слезами на глазах.

- Русский чувствует себя обделенным человеком, человеком второго сорта. Вы даже запрещаете нашим детям учиться на родном языке, - возмутился Михаил.

- Так что мы готовим рабочие кадры не для своей страны, а для вашей? – с уязвленным самолюбием спросил гражданин Латвии. – О будущем поколении и нынешней молодежи не беспокойся. Они легко адаптируются. Трудно в наше время устроить свою жизнь людям среднего возраста, когда еще долго до пенсии, а недостаточное знание государственного языка не позволяет устроиться на работу.

- Несостоятельность политического положения усугубляет материальная нестабильность, - вздохнул Михаил.

- Переход из одного состояния в другое всегда болезненный. Как «по щучьему велению» быстро ничего не делается. Нужно время. Бог терпел и нам велел. Тяжело живется всем: и латышу, и русскому, - успокаивал Станислав.

- Материальная стабильность страны способна объединить людей не только живущих в нашей республике, но и во всем мире, - высказал свое мнение истинно советский человек.

- Так давайте займемся поисками материального объединения, а не политического разобщения. Пусть между нами царят смирение, покаяние и прощение. Нет единства в государстве, когда нечего есть, а есть нечего и русскому, и латышу. И только объединенными усилиями, миром в своем доме мы сможем преодолеть трудности, - подытожил дискуссию Станислав.

- Давай выпьем за материальное благополучие всех живущих в Латвии. За поднятие жизненного уровня ее жителей и пойдем увеличивать свое благосостояние, - предложил Михаил.

- За процветающую Латвию!

Они чокнулись и опорожнили рюмки с водкой. Затем наученные жизнью два мудрых старца обнялись и пошли перенимать опыт в своих тепличных хозяйствах.

3

Время шло своим чередом. Жизнь продолжалась. К Станиславу, мирно дремавшему после обильного обеда, влетел возбужденный Михаил и стал выплескивать свои эмоции:

- Ты представляешь, по телевизору показывали шествие латышских легионеров. Им навстречу пошли в полосатых робах узники немецких концлагерей. Так полиция стала их разгонять. А легионеров не трогала.

- Полосатые робы, видно, не подавали заявку на шествие, - спокойно ответил Станислав, лежа в кровати.

- Но легионеры, же были с немцами! – горячился Михаил.

- Это был их выбор. Они считали лучше быть с немцами, чем с советами, - Станислав проявлял хладнокровие.

- Да что ты говоришь! – закричал ветеран Красной Армии. Горячиться стал и бывший немецкий полицай. Он уже не мог спокойно лежать, поднялся и нервно зашагал по комнате:

- Нас к немцам толкнула советская власть. Ты забыл о репрессиях 1941 года? За неделю до войны. Латышские семьи насильно вывозили в Сибирь. Ты не представляешь, какие это муки, когда тебя насильственно отрывают от родных мест, от любимого обжитого дома, от дорогих сердцу вещей.

14 июня 1941 года – депортация целого народа.

Из мужчин нашей волости, вывезенных в то время, осталось в живых только трое.

- Да вывозили по доносам. Сами друг на друга доносили! – с горячим темпераментом защищался коммунист.

- Борьба за выживание. Создавали такие обстоятельства, что люди вынуждены были идти на предательство. Власть провоцировала подлость, чтобы оправдаться перед историей, - эмоционально возражал бывший хозяин, - Репрессии повлекли за собой страх, обиду, отчаяние, неуверенность в завтрашнем дне. И тут приходят немцы. Многие приняли их за освободителей. Озлобленные на советскую власть бросились к гитлеровцам с нотками надежды, что с их помощью избавятся от коммунистов.

- Я коммунист! Устанавливал советскую власть! Боролся с немецкой оккупацией! – горячился Михаил.

- Я хозяин! Боролся против советской оккупации! У меня советы все отняли, а немцы возвратили. Их капиталистический строй меня устраивал. Такие были мои убеждения! – горячо выкрикнул и Станислав.

- Гитлер морил людей в концлагерях. Вы фашисты с головой утопли в людской крови, - на повышенных тонах говорил коммунист. – Вы применяли пытки, сжигали целые народы в газовых печах.

- А не сталинские лагеря послужили образцом для Гитлера? Я вообще думаю, что если бы не появились действия таких людей, как Ленин и Сталин, то не было бы и Гитлера. Они породили его. Он их подобие, - гнев душил узника сталинских лагерей. – Разве вы светлое будущее не строили на костях измученных людей? У вас тоже руки обагрены кровью невинных жертв. Почему вы считаете, что душевные и телесные муки репрессированных легче, чем осуждение на смерть? Смерть гуманнее – она мгновенна, а страдания оставляют болезненные рубцы не только в душе, но и в самом организме человека. И эти незаживающие раны отравляют всю оставшуюся жизнь.

- Латышские  легионеры – это дивизия СС. Им навстречу пойдут в полосатых робах узники немецких концлагерей, - шумел Михаил.

- Навстречу Красной армии пойдут полосатые робы советских лагерей: миллионы измученных заключенных, сломанных судеб, разбитых семей, исковерканных душ, изуродованных тел, - не сдавался и Станислав.

- Легионеры зверствовали вместе с фашистами. Немцы уничтожали мирных жителей, сжигали целые поселки, - уже более спокойным тоном возразил коммунист.

- Шла война. Отморозков достаточно в любой нации. С немцами были не только латыши, но и русские, украинцы, белорусы... Одни взяли оружие осознанно, а другие вследствие сложившихся обстоятельств. А кровь возбуждает, вводит в азарт. Люди находились в состоянии аффекта. На войне действует закон: кто кого! У каждого в голове сверлила мысль: «Если я не убью, то убьют меня». Кровь бурлила, мутила разум.
 
Зверствовали те, у кого звериная душа, гнилое нутро. Это были отъявленные негодяи, которым злоба застилала глаза. А разве таких мерзавцев мало в мирное время? Это уголовники-рецидивисты: убийцы, насильники. Да и военных отморозков среди живущих уже нет. Они понесли наказание.

Война для всех трагедия. Ни латыши, ни русские и даже ни  немцы не виноваты в пролитой крови. Историю вершат сильные личности. А народ – что овцы идут за пастырем. Сила личности управляет массами, парализует разум. Всеобщий гипноз: под чью силу попадешь, за то и будешь бороться. Ведь брат шел на брата.

Толпа не ведает, что творит. Христа на распятие отправил народ. Войну разожгли  Гитлер и Сталин. Они направили волю масс в нужное для себя русло, а конкретный солдат слепо повиновался приказам командования, - страстно излагал свою точку зрения Станислав. – Россия породила тирана Иосифа Сталина, Германия – фашиста Адольфа Гитлера. Два монстра с чудовищным нутром и садистской душонкой ввергли мир в кровавую бойню, сломали жизнь человеку. Фашистская Германия и тоталитарная Россия тесно связаны друг с другом. Фашизм и коммунизм идентичны. Два разных тела, но нутро одно и то же. Для них человеческие жизни – ничто. Светлая идеология коммунизма  внедрялась кровавыми методами фашизма.

-  Гитлер развязал Вторую мировую войну, - возразил Михаил, ветеран Красной Армии.

- Они оба в одинаковой степени виноваты. Об этом свидетельствует подписанный 23 августа 1939 года Пакт Молотова – Рибентропа. Пакт о ненападении. Пакт о раскрое мира, после которого советские танки въехали в Прибалтику. Дружба между фашистским и коммунистическим режимами. Оба режима ничем не отличались друг от друга. Два страшных режима. Оба оставили кровавый след в истории мира.

Фашистский лидер был даже честнее: Гитлер открыто призывал к чистке наций, указывал, какие народы надо уничтожать, стереть с лица земли. Отсюда Холокост…

«Отец всех народов» Сталин хитрил и лицемерил: действовал чужими руками. Пропагандируя всеобщую любовь и равенство, одновременно уничтожал целые народы и тайно вел антисемитическую политику. Рауля Валенберга, шведского дипломата, который при фашистском режиме спасал венгерских евреев от гибели, сталинисты сгноили в ГУЛАГе.

От советских  репрессий погибло народу больше, чем за годы Второй мировой войны, - эмоционально рассуждал узник сталинских лагерей.

- Но Гитлер напал на Россию, - возмущенно выкрикнул Михаил, сомневающийся в доводах Станислава.

- Он просто перехитрил мудрого политика Сталина. Из-за его хитрости тот оказался в состоянии шока, - продолжал убеждать противник коммунизма.

- Я ветеран войны. Воевал с немцами и латышскими легионерами, - кричал Михаил, ударяя себя в грудь.

- Я тоже ветеран войны. Меня тоже судьба пропустила через кровавую мясорубку. И неважно, кто на чьей стороне воевал – мы ветераны войны, - обиженно кричал разгоряченный Станислав, бывший немецкий полицай и моряк польского флота, сражавшегося на стороне Красной Армии.

Два друга яростно защищали свои убеждения. Распаляясь, они готовы были пустить в ход кулаки. Глаза сверкали, кровь кипела, выстраданная душа стонала. Гордо расправив плечи, они  гневно смотрели в глаза друг другу. Никто не отводил пристального взгляда. Оба внутренне напряглись. Оба почувствовали боль в груди…

Но внезапно из старческих глаз покатились слезы. Они лились свободным потоком по дряхлой коже щек. Обиды, нанесенные неумолимым временем, прорвались наружу. Оба выходили из стресса…

Узник и охранник, умудренные жизненными невзгодами, бросились в объятия друг другу. Выплакавшись на плече друга, они выпили по рюмке водки и выкурили трубку мира. Оба пожелали, чтобы история не порождала таких личностей, как Сталин и Гитлер, и земля не содрогалась под их кровавыми сапогами, а человек следовал в жизни только одним указаниям – указаниям Бога. Жизненным путеводителем было только Евангелие! «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства»3
 
Католик и православный совершили молитвенный обряд каждый соответственно обычаям своей религии, затем наполнили рюмки водкой. Станислав провозгласил тост:

- Выпьем за победу над фашистской Германией!

Оба встали, ликуя, чокнулись и опустошили рюмки. Наполнили их снова. Михаил предложил:

- Помянем жертвы сталинского геноцида.

Оба, скорбно опустив головы, выпили до дна.

Минута молчания. Наступила глубокая тишина…

Каждый выстрадал свою жизнь. У каждого своя судьба, своя правда, но Бог един. Господь всех объединяет: « Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»4. 

- Давай спокойно поразмышляем, пофилософствуем, - предложил Станислав.- Я узник сталинских лагерей. Я понимаю и принимаю твои поступки того времени. Сталинская пропаганда крепко промывала людям мозги, всеобщее помутнение рассудка.

- Да, я искренне верил, что заключенный враг народа. Невинных не сажают.  Нас учили врагов уничтожать. Прости… - сказал Михаил и смахнул скатившуюся с глаз слезу.

- Так и ты пойми и прости тех, кто был с немцами. Им тоже запудрили мозги. А кто – просто покорился новой власти. Латыш – религиозный человек, а Евангелие учит послушанию и почтению к власти. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело…»5.   Поэтому некоторым семьям было все равно, что советская власть, что немецкая. Они приспосабливались к сложившимся условиям. В результате сыновья одних родителей оказывались по разные стороны фронта. Неоперившихся птенцов мобилизовали в армию сначала советские оккупанты, а затем фашистские. Немецкая власть в принудительном порядке формировала дивизию латышского легиона и полицейский батальон. Не у всех хватало мужества искалечить себя, чтобы избежать призыва. А если человек осознанно воевал на стороне немцев, то это был его осмысленный выбор или его заблуждения, но он принимал их за свою правду и за нее боролся. «Не судите, да не  судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»6.

 Нас уже осудили. Мы расплатились за свои и убеждения и заблуждения, пройдя сталинские лагеря, - Станислав опять входил в эмоциональное возбуждение. – Человек попал в жернова истории! Он пережил личную трагедию войны, вытерпел свою боль и вышел живым из кровавой бойни и должен прятаться? Легионеры выстрадали свое право гордо шествовать по улицам столицы. Перед ними юнцы должны шляпы снять, а не осуждая плевать им в душу, тем более они не могут судить, так как не были поставлены в те обстоятельства и не пережили те годы. Осуждает в основном советская молодежь, но у них вся жизнь впереди и неизвестно, что придется пережить им, какую им роль в истории уготовил Бог.

Он нервно заходил по комнате. Михаил его остановил и, похлопав по плечу, сказал:

- Успокойся, меня не терзают никакие сомнения. Я понимаю: легионеры шагают не в знак прославления фашизма, а в знак прославления жизни. Они скорбят о выстраданных годах, но радуются, что остались живы, и возлагают цветы к Памятнику свободы от оккупаций, за всеобщий мир во вселенной, чтобы каждый конкретный человек не пережил свою личную трагедию войны. Нам надо идти вместе с ними, в обнимку, как людям, попавшим в жернова истории.

- Мир идет кувырком. Войны неизбежны и их провоцируют юные плевальщики. Все в руках Бога. И войны в его власти. Может, он посылает их для равновесия земли? До седьмого поколения дети отвечают за грехи родителей. И только Господу известно, почему человек оказывается на той или иной стороне враждующих миров.

В жизни нет случайностей. Все закономерно и действуют законы Всевышнего. Тебе не кажется, что не случайно два монстра появились в одно время. Смертоносная машина Сталина и Гитлера Богом предрешена: «И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели»7.   И великая роль конкретного человека в этой войне тоже предрешена. Человек еще в утробе матери, а его деяния уже записаны в «книгу жизни». «У вас же и волосы на голове все сочтены…»8.
Прости и ты меня, - сказал Станислав и тоже смахнул скатившуюся с глаз слезу.

Охранник и узник обнялись. Время их сравняло.

- Давайте все покаемся и будем верить только в Евангелие. Истинную оценку человеку, его творениям может дать только Бог. Господь призывает забыть вражду: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение»9,   – с мольбой к человечеству обратился Станислав.

- Ветераны противоположных лагерей, объединяйтесь. Вы избранные Богом. Вы вершители его воли, - горячо призвал и Михаил, а затем поведал другу: - Я тебе признаюсь, что однажды мне пришлось побывать в твоей волости.  Я общался с местными жителями и сообщил им про знакомство с тобой. Они мне показали твою бывшую усадьбу.

- Переход из одного государственного строя в другой ломает не только судьбы людей, но и то, что они сотворили умом и руками.

В двадцать первом веке, как бельмо на глазу, в центре волости, в изумительном месте на берегу пруда, где процветала моя усадьба, стоят развалины волостной котельни, как памятник ХХ веку – веку бурного подъема и бурного спада коммунизма – оплота советского строя. Ее хорошо видно из окон сказочного дворца школы, построенной в 1937 году.

Советы разрушали дворцы богатеев. Нынешняя власть разрушает достижения прогресса советского времени. Все потому, что у власти хамелеоны – теже коммунисты, но теперь уже в новой шкуре. А их сознание, сформированное советским строем фашистско-коммунистическое нутро, осталось. Посмотри, кто сейчас руководит нашей сельской властью – учителя, отравленные ядом коммунизма, - натурализованные граждане бывшего Советского Союза, то есть - бывший «старший брат». У нашего руководства в почете Алов, который вывозил людей. А дочь хозяина они преследуют.

Упиваясь властью, они хладнокровно пускают человека по миру, закрывая его дело, и лишают того, что он любит; выгоняют с обжитого места, отправляя в чуждую его сердцу среду. Я знаю тяжелую судьбу своей родственницы. Вот ее рассказ:

Вот оно где зло. Восемь лет назад я продала свой городской дом и на эти деньги открыла на селе предпринимательское дело, но из-за черной зависти через два месяца бессердечное руководство закрыло мой честный бизнес, и кто закрыл? Нашу власть представляют учителя  и медики, которые по своей профессии должны сеять добро и милосердие, проявлять сострадание, то есть быть самыми человечными людьми, а они, смеясь, пустили меня с детьми по миру.

Мою семью разбили, судьбу детей сломали, искалечив  неокрепшую психику молодых людей. От обрушившегося удара старший сын – это комок нервов, стал психически неуравновешенным человеком с изнуряющим чувством неполноценности. Его камнем давит бедность. Бывшая спортивная гордость города заглушает свою закомплексованность вином. Младший сын легкоранимый. Он, как хрупкий сосуд, от прикосновения грубых рук треснул и получил смертельную болезнь.

Вы можете себе хотя бы мысленно представить, что с нами сделали и продолжают делать. Восемь лет нас подвергали гонениям, унижениям. Прикрывают кислород, не давая заниматься любимым делом. И открыто заявляя: «Богатой стать не дадим». Ведут политику  выживания. Дети отсюда уже уехали. Они психологически не могут здесь находиться.

Когда я в очередной раз осталась на улице без крыши над головой, к власти пришла женщина с сердечным отношением к людям. Она сострадательно ко мне отнеслась и отправила меня жить в старинный дом, с заверениями, что я больше не буду скитаться по миру и найду здесь покой. В благодарность я пошла навстречу нашей сельской мэрии (у них были финансовые трудности) и не подала иск на возмещение нанесенных мне убытков. Сработала моя святая жертвенность, я всегда беру удар на себя.

Весь наш семейный доход шел на погашение долгов, мы голодали, но заботились о здании, не давая ему разрушаться. Но когда я обратилась с просьбой продать мне дом, лицемерное сострадание исчезло, и открылась истинная  личина руководства: отсутствие смелости в принятии ответственных решений, а сердечное отношение сменили унижения и насмешки. Подстрекаемые властью, люди надо мной потешались и даже избивали. А нынешний мэр прямо так сказал:

- Вы дура, что отказались от возмещения убытков, и дура, что потратили свои деньги на сохранение дома. Пусть лучше бы он разрушился, и у нас бы не болела голова, что с ним делать.

Они не знают, что с домом делать, но точно знают, что мне отдать не хотят.

Мэрия со мной затеяла опасную игру, решив посмеяться. Мне все-таки предложили выкупить дом и назначили цену, но не ожидали, что я соглашусь:

- Я выплачу большую часть суммы сейчас, а остальные прошу подождать.

- Мы имеем право, действовать только по закону, определенному для государственных учреждений. Принесите нам закон, по которому мы можем вам так оформить, - любезно предложил мне заместитель мэра.

Сами обстоятельства показывают их некомпетентность. Для меня существует такой закон. Когда я появилась в назначенное время с этим законом, их лживая маска любезности свалилась и показала их истинное лицо «нечисти». Они начали с того, что продержали меня под дверьми почти два часа, и я опоздала на последний автобус. Я впала в ужас от предстоящего долгого пути домой, в гололед, через лес в зимнюю ночь. Мое уязвленное самолюбие застонало, нервы напряглись,  сердце сжалось от боли в предчувствии невыносимых унижений. Я молила Бога дать мне силы выдержать эти муки.

Когда я подала листок с законом, директор школы швырнула его так, что он упал на пол, и грубо сказала:

- Мы на ваших условиях продавать не будем.

- Вам предоставили квартиру. Если вы в нее добровольно не переберетесь, то вывезем вас насильно, - зло добавил кругленький мэр.

- Я в квартиру не пойду. Не ради забавы я борюсь за этот дом. А раз борюсь, то страдаю. Я вижу в нем возможность жить полноценной и интенсивной жизнью, занимаясь своим делом. И я не могу психологически жить в квартире. В ней я ощущаю себя дискомфортно. Теснота и замкнутое пространство меня давят, а близкое присутствие людей забирает силы.

У меня была квартира. Я там постоянно находилась в угнетенном подавленном состоянии и в полном безразличии к окружающему миру. Поэтому, несмотря на то, что я внесла за нее хозяину половину суммы, я ее оставила. В этом доме я ощущаю комфорт и не впадаю в прострацию. Здесь я полна сил, энергии и жизнелюбия. Мне некуда идти. Мне здесь нравится, я черпаю силы в окружающей меня природе и в этом доме чувствую себя эмоционально здоровой.

Когда столичный миллионер хотел купить этот дом, я ему рассказала все, что со мной произошло. У меня больше нет сил, куда-нибудь переезжать. Я хочу жить здесь. – Я по головам людей не хожу, - ответил он.

- Почему же вы, власть, которая должна обо мне заботиться, ходите по моей голове? – страдальчески обратилась я к ним.

- А вы для нас никто, ничто, пустое место, - ехидно ответил пухленький заместитель мэра, по-царски развалившись в кресле.

- Вот вы, - я подошла к директору школы, - лично вы, восемь лет назад, смеясь, пустили меня по миру с детьми, которые были в возрасте ваших школьников.

- А я снова так сделаю и опять посмеюсь, - самодовольно ответила кузнец подрастающих душ.

Они издевались надо мной так, что мне самой было страшно смотреть на двух порядочных женщин, которые были черны от стыда за нашу власть, наших учителей и, страдая со мной, прятали свои слезы за спинами присутствующих. А вся аудитория надо мной смеялась, поставив клеймо как человека ни на что неспособного, и у которого «не все в порядке с головой».

Эти же люди с приходом к власти этого мэра меня поздравляли с тем, что пришли к концу мои мытарства, и выражали сочувствие моим невзгодам. А теперь смеялись над моими же мытарствами. Они, как хамелеоны – надевают ту шкуру, какую нужно мэру.

Я не держу на них зла. Бог им судья. Все в его власти. Я их понимаю – им надо кормить семью и учить детей. О нашем мэре идет слава как о мстительном и злобном человеке. Но если они заглянут в глубину своей совести, то укор совести страшнее мести какого-то человечка, наделенного временной властью. Сегодня он, а завтра – другой. А укор совести всегда с тобой, гложет до конца жизни. Я уже переживаю третье руководство.

Я ведь возвращалась домой пешком. В небе чернела пустота, ночное светило укрылось черным облаком, в черном пространстве слегка искрилась маленькая мигающая звездочка. Не видя дороги, я шла по скользкому льду, падала, спотыкаясь о колдобины. Поднималась и снова падала. Мои с детства разбитые коленные чашечки принимали удары падения. Но эту острую боль заглушали жестокие слова: «Вы никто, ничто, пустое место». Они сверлили мне мозг, гулко стучали в висках и ехидно звучали в ушах. Обида жгла сердце. Разочарование терзало душу. Я хотела выть, как загнанный волк, но онемел язык.

Дорога шла через лес. И вместе с душевной раной, нанесенной людской низостью, у меня сковало все мускулы тела от мучительного чувства страха перед чернотой леса. Меня охватывала тревога от каждого шороха. Мое тело кричало сильнее, чем душа. Скрутило икроножные мышцы, когда я увидала два сверкающих огонька из кустов. Я пыталась бежать, но ноги окаменели. От ужаса почувствовала острую боль в глазах: мои зрачки были навыкате.

С трудом преодолевая ломоту в ногах, я добралась домой с кровавым от напряжения глазом. Горечь перенесенных унижений сделала меня больной. А когда они продали дом, в который я вложила душу и так необходимые мне для сытой жизни деньги, постороннему человеку, я стала передвигаться с палочкой. И когда продали? Во время судебных разбирательств, чтобы подвергнуть меня еще большим унижениям. Я теперь живу в сарае. Они опять пустили меня по миру…

Наступила пауза. Станислав молчал в глубоком волнении. Молчал потрясенный Михаил.

- Волостное руководство решает за нее, чем заниматься и где жить, - заговорил Станислав. – Вторгаются в ее судьбу, ломают жизнь, насилуют душу, калечат внутренние органы организма, нанося кровавые раны душе. Бывшие коммунисты кидаются на нее как фашистское зверье. Спокойно наносят удар по здоровью человека. Их сердце и душу не трогает, сможет ли она поправиться от психологического шока. И все это делают под личиной заботы обо всем человечестве. Как  они могут позаботиться о человечестве, когда им претит забота о конкретном человеке? Только одна мысль – набить свой карман ценой здоровья или даже жизни своих сограждан.

Холодная расчетливость нынешнего руководства волости мерзка. А их лживость, хитрость, жестокие унижения несовместимы с высоким званием учителя и верующего человека. Они в почете как праведные христиане. Усердно посещают церковь. А мне хочется им крикнуть: «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»10.
 
- Такие понятия, как благородство, добропорядочность, честь, канули в лету, настоящая гуманность забыта. Теперь миром правят деньги. Порядочность определяется наличием денег в кошельке, - с горечью произнес Михаил.

Станислав продолжал:

- Наша сельская власть выгнала мою родственницу из обжитого дома и продала его постороннему человеку только потому, что он всунул им в личный карман. Мне об этом рассказал его работник. В наше время женщину подвергли сталинским репрессиям. Коммунисты называли нас эксплуататорами. А разве ее жизнь не эксплуатируют? Власть в их руках, что ружье в руках солдата во время войны. Тоже желание убивать, чтобы утолить свою жажду мести, но убивают другими способами – морально. Совершают зло да еще с выгодой для себя. В это переходное время проявляется с большей силой мерзкое нутро злого человека.

Где порядочность  Сергея Алова? Его настоящие действия противоречат принципам коммунизма. Сергей боролся с кулаками, как они называли хозяев. Отрекся от своих родителей – кулаков и выслал их в Сибирь. Но когда события приняли другой оборот, он возвратил себе национализированное имущество отца и его землю. Беспринципный человек унаследовал богатство кулака и выручил хорошие деньги от его продажи.

Ничего в жизни не остается безнаказанным. Господь видит все. За содеянное зло ближнему своему Бог наказал Сергея: во время войны Алов лишился ноги. Ежедневная нестерпимая физическая боль  вот уже шестьдесят лет является укором причиненной им душевной боли высланным согражданам и своим родителям. Это целая жизнь. Мучительная жизнь. Он медленно умирает «Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертию да умрет»11.
 
- Ты знаешь, когда мы с твоими сельчанами разговаривали о тебе, то никто не помнит, что ты был немецким полицаем, а помнят, что ты был хорошим человеком, -  с нотками уважения поделился впечатлением Михаил Огурцов.

- Простой народ не помнит, а у советской власти все были на заметке. Моя дочь прописывала в наш дом своего мужа, и начальник паспортного стола высокопарно заявил ей:

- А вы знаете, что ваш отец был немецким полицаем?

- Да! – ответила она. – И я горжусь тем, что он был причастен к истории.

Мы боялись, что ее отправят в не столь отдаленные места, то есть туда, откуда не скоро возвращаются. Но обошлось. Начальником милиции был умный человек. Он оказался бывшим жителем нашей волости.

- Давай помянем солдат войны, сложивших голову и с той, и с другой стороны. Отдадим дань всем павшим, - предложил Михаил и наполнил рюмки.

- Ветераны, объединяйтесь! Мы общие жертвы истории. Противоборствующие стороны, уймитесь!

- Не разжигайте вражду, не накаляйте обстановку! Давайте жить дружно! Время всех сравняло, - призвал Станислав. – Давайте любить друг друга! Мы одна семья. Не будет мира во всем мире, если не будет мира в доме, в котором мы живем.

…»Возлюби ближнего твоего, как самого себя»12.



 
   1 Послание к Колоссянам Святого Апостола Павла, 3:15.
   2 Послание к Колоссянам Святого Апостола Павла, 3:13
   3 Послание к Колоссянам Святого Апостола Павла, 3:14
   4 Евангелие от Матфея, 5:45
   5 Послание к Титу Святого Апостола Павла, 3:1
   6 Евангелие от Матфея, 7:1,2
   7 Откровение Святого Иоанна Богослова, 6:9
   8 Евангелие от Матфея, 10:30
   9 Послание к Колоссянам Святого Апостола Павла, 3:12
  10 Евангелие от Матфея, 23:28
  11 Евангелие от Марка, 7:10
  12 Евангелие от Матфея, 22:39