Я заглянула в маленький глазок

Эльвира Гусева
Я разбирала старые мамины вещи, которые после её ухода  были сложены в коробки и вынесены  в кладовку. Надо было решить, что с ними делать. Раскрыла первую коробку, в ней оказалась посуда, решила  увезти   её  в  садовый домик, чтобы  пользоваться  там. Так   и  сделала.

Выбрала погожий денёк, затопила в доме печь, нагрела воды  и  с  волнением стала  разбирать содержимое коробки.  Мамины салатницы из толстого стекла  занимали  главное место  на праздничном столе, как любила она угощать нас в праздники! Стол ломился от самых разных блюд, посуда постоянно была в ходу.  Её знаменитая пирожница, на которой горкой красовались  пироги, с самыми  разными начинками:  с  капустой,  зелёным  луком  и  яйцом, с мясом, сладкие – сколько же она их пекла!

Вымытые,  заблестели на солнышке  чашки  с вишенками  и золотым  ободком по краю  из маминого сервиза. В шестидесятые,  да и семидесятые годы  не было в продаже  разнообразия  посуды. Помнится, мама  купила его через знакомых  или друзей, а когда привезли, сервиз ей очень понравился. С годами он не потемнел, не потрескался,  а вишенки красуются своей спелой свежестью  и  сейчас, спустя  годы.

Стопка  тарелок    из тончайшего  японского  фарфора с красными гвоздиками  аккуратно проложены одна от другой  плотной бумагой. Я помню,  эти тарелки  были подарены папе  в  День Победы  9 Мая 1985 года. Почему-то мама  так и  не распаковала их, обходилась той посудой, что у неё была, а эти, новые,  видимо, берегла в подарок своим внукам.   Милая моя, она  ко всему готовилась заранее. Знала, что всем  нам на подарки её пенсии не хватит.

Так, разбирая  коробку,  вспоминала всё, что было связано  с  нашей семьёй, моими дорогими родителями. Время позволяло,  я  не торопилась. Вымытая посуда разложена  в беседке на столе, сверкает чистотой, остаётся  всего несколько стаканов с подстаканниками, два бокала и кувшин, в котором всегда в жару хранили квас  или  морс.

Моё внимание привлекли  пластмассовые шары, у меня захватило дух!  Люди моего поколения,  наверное, помнят, что в наше время было  модно увеличивать  фотографии, делать их в цвете. Такие фото вешали на стену, ставили на стол или комод. Таких фотографий у нас  было много. А ещё  делали фото в  пластмассовых шариках. Такой шар   я и обнаружила в коробке с посудой. Разумеется, о его существовании  знала и раньше.

Заглянула  в  глазок  и ахнула:  мы  с мамой  на  фоне  цветущей сирени. В один миг  оказалась  в  1959 году,  вспомнила  всё, что связано с этой фотографией. Это было в детском саду, где моя мама работала заведующей,  я ходила в старшую группу, мне было четыре года. С утра все ждали фотографа, который  вот – вот должен был приехать. Была какая – то предпраздничная суета, которая меня раздражала: праздника не было, а все были такие нарядные!

Утром,  собираясь на работу, мама надела  свою  шифоновую блузку  бледно – изумрудного цвета, уложила волосы в красивую причёску, подкрасила губы. Для меня было  приготовлено  голубое шёлковое платье  с красивыми рюшечками и блестящими пуговками, большой  газовый  бант  голубого цвета,  белые носочки  и сандалики – как на праздник. Однако, когда  поняла, что весь праздник заключается лишь в том, чтобы  на какое – то время замереть перед фотографом, то  всё  решила  сделать по-своему.

Пока фотографировались другие, я  затаилась в кустах, сняла бант  с головы, засунула его в карман своего бордового  пальто с зелёной тесьмой по воротнику  и  рукавам.  Вскоре подошла и наша очередь фотографироваться.
- Эля, иди  сюда! – позвала меня мама. Я не откликнулась, и фотографироваться  не хотела.
- Где Эля?  Кто знает, где моя дочка? – мама волновалась,  она не видела меня.
- Вот она! – громко крикнул  кто- то из детей. Меня обнаружили,  пришлось выходить. Взглянув на меня, мама ахнула.

- Эля, где твой бант? – с тревогой спросила она. Я достала его из кармана, он был измят до неузнаваемости.
- Зачем ты это сделала? – мама чуть не плакала.
- Не хочу его, - ответила я.
- Снимай пальто, мы покажем, какое у тебя красивое платье, - сказала мама, приглаживая мои волосы, которые растрепались в кустах.

- Не  сниму, буду так, - мама поняла, что все её слова бесполезны. Когда я  что-нибудь хотела  или не хотела, меня мог уговорить только папа, но в тот момент его рядом не было. Фотограф усадил  маму на стул, меня поставил рядом, мама обняла меня правой рукой, прижала к себе, я  отстранялась.  Так  нас и  сняли:  моя  мама тридцатисемилетняя красавица  и  четырёхлетняя упрямица, которую она чуть не с силой прижимает к себе. Позади нас  светит весеннее солнышко и  благоухает сирень…

Я  словно приросла к этому шарику, пытаясь рассмотреть нашу фотографию, но чем больше  всматривалась, тем  тяжелее становилось, обида  за свой  поступок  мешала  глотать,  душили слёзы.
- Милая моя мамочка, прости меня за всё! Прости свою упрямицу и капризницу! – плакала я.
Как жаль, что  при жизни   не успела попросить у неё прощения  за своё  поведение, за эту фотографию...