Детство моё- разноцветный кораблик

Софья Кишкель
 Это произведение участвует в конкурсе "Детство"http/www/.proza.tv/avtor/paksha

 Милое, беззаботное детство!  Как ты далеко!  Ты приходишь ко мне сейчас иногда только в счастливых снах. Детство, когда твои проблемы всегда помогут разрешить родители, а обиды легко забываются, стоит только прижаться к маме и почувствовать тепло её рук и заглянуть в добрые мамины глаза.
Тёплое летнее утро. В деревне горланят петухи, слышен звук рожка. Это пастух гонит стадо. Коровы ,поднимая пыль, перегоняя  друг друга уходят на луг за деревню. Просыпаемся и мы с сестрой. Наскоро выпив кружку парного молока, прихватив с собой берестяные корзинки, отправляемся в берёзовую рощицу за деревней- наш сборный пункт.  Поджидаем  опоздавших,  потом долго по дороге подтруниваем над любителями поспать. В  лесу созрела земляника, и мы держим путь в горелый лес. В войну несколько гектаров  леса выгорело, от него остались только пни. Идём по лугу .Солнце  уже выкатилось над верхушками деревьев, утренняя роса холодит босые ноги. Выходим на шоссе, пройдя немного , сворачиваем в лес. В траве около пней крупная зрелая земляника. Собираем  в корзинки, изредка отправляя в рот самую зрелую ягоду. Солнце поднимается  всё выше, печёт нещадно, но вот уже и корзинки полны душистой земляники. Даже через годы, я ,кажется, чувствую этот запах. Отправляемся обратно. По дороге заходим к домику лесника, пьём студёную воду из колодца, отдыхаем на лавочке в тени высоких елей. Над лесом поднимается туча, надо спешить. Только успели  зайти в дом, загремел гром, и туча пролилась ливневым дождём. Через час опять светит солнце. Наша улица превратилась в бурный ручей. Берём щепу- пускаем кораблики. Задрав подол, шлёпаем по тёплым лужам за корабликами нашей  детской мечты. Потом созревала черника, и недели на три наши рты были чёрными. В наших лесах очень много черники. А потом малина, брусника, грибы, орехи. Целое лето мы пропадали в лесу. Ягоды –это наше лакомство, витамины, которых нам тогда не хватало. Грибы и орехи –подспорье в нашей скудной тогда пище.  В лесу познавали жизнь насекомых, птиц, растений, деревьев. На лугу собирали щавель и наблюдали за  бабочками, стрекозами.
 В роще за деревней среди берёз росли два могучих дуба. Осенью на них вызревали жёлуди.  Мальчишки забирались на деревья и трясли их. Жёлуди падали , а мы собирали их в вёдра и несли домой. Их  сушили в печке, размалывали в жерновах с ячменём  и варили желудёвый кофе. А чай заваривали из чабреца и липы.
Время послевоенное было трудное. Хлеба  почти не было. Летом мы с девчонками  помогали родителям на сенокосе. Уставшие, ложились на свежескошенное сено, мечтали:» Вот сейчас полетит самолёт и сбросит нам буханку хлеба ,нет не одну, две или три- одной нам не хватит»-говорили девочки. У  нас около печки была полочка, а на полочке  лежала маленькая коробочка. В коробочке мама хранила сахарин, такие небольшие сладкие белые таблетки( потом писали , что они вредны для здоровья). Мама наливала в жестяную миску воды из колодца и бросала туда две таблетки. Мы с соседской девчонкой  становились на корточки вокруг миски и ждали, когда растают эти таблетки. Они таяли медленно, а нам так хотелось попробовать эту сладкую воду, а если ещё был хлеб и мы крошили туда хлеб- это было лучшее лакомство.
Игрушек  у нас покупных не было. Мама шила нам тряпичных кукол, волосы из льна, глаза, нос, рот рисовали карандашом. Папа сделал нам саночки для кукол. Одежду для кукол шили сначала с помощью мамы, а потом сами. Мы во всём помогали родителям, у нас были у каждого обязанности по дому. Особенно мне запомнилось, как копали осенью картошку. Картошка была на поле. Мы целый день собирали картошку в мешки, таскали кошёлки. В обед  разжигали костёр и пекли в золе картошку. Берёшь ещё горячую картошку из золы, разламываешь . посыпаешь солью, до чего же вкусно.  Вечером везём полный воз картошки, чумазые ,усталые сидим на мешках, а в это время , улетая курлычут журавли.
 В войну в 1941 году в деревне вымерзли почти все плодовые деревья. Зимой долго стояли сильные морозы. У наших соседей сохранились только три яблони антоновки. В конце сентября, когда уже закончены полевые работы, начинали снимать яблоки. Мальчишки залезали на дерево, снимали яблоки, а мы бережно укладывали их в кошёлки. Нам  соседи всегда давали две кошёлки яблок, хотя у них было   шестеро детей. Нам давали родители по одному яблоку в день, пока яблоки не заканчивались. Аромат тех яблок помню по сей день.  В 1946 году папа привёз два саженца яблонь ,белого налива. Через три года на яблонях появились первые яблоки.  Вокруг яблонь был посеян ячмень, и пройти к яблоням, сорвать яблоки нельзя, чтоб не потоптать ячмень. Тогда знали цену каждому колоску. А нам хочется попробовать эти яблоки. Вот настал день уборки ячменя. Взрослые жнут серпами , мы носим снопы, подбираем колоски. Дошли до яблонь. Несколько крупных яблок лежат на земле. Мы садимся на стерню  и едим сочные вкусные яблоки. Вкус яблок белого налива- неповторимый вкус из детства.
 Я помню свою первую конфету. Это была коровка, на обёртке была нарисована корова. Это было в 1946 году. Я  не помню, кто  мне её дал. Мне говорят:» Ешь». А  мне жалко расставаться с таким невиданным для меня сокровищем. Вот почему я сейчас всем дорогим конфетам предпочитаю коровку.
 Весь август 1945 года меня готовили к школе. Папа продал на базаре  десяток яиц от наших четырёх куриц и купил мне две тетради. Ручку подарил мамин двоюродный брат  Станислав. Он воевал, дошёл до Берлина и оттуда привёз мне ручку. Папин школьный друг отдал голубое  платье своей подросшей дочери. Моя тётя была портнихой , сшила мне сумку из старого сукна, украсила аппликацией и подарила бант , кусочек ткани в цветочек. Нарядная, за руку с папой я шла 1 сентября в школу, правда босиком, не было денег на покупку обуви, но было ещё тепло.
 Из школьной жизни запомнила встречу Нового1948 года. Наша  первая учительница Мария Александровна,  переодетая Дедом Морозом, поздравила  нас с Новым Годом, мы читали стихи, водили хороводы вокруг ёлки. Нам вручили подарки. В кулёчках из толстой обёрточной бумаги лежали 14 жёлто-розовых  конфет подушечек . Как мы им радовались, как бережно несли их домой.  Учились мы в школе , которая стояла на берегу реки. Это был дом помещика. Здание переоборудовали под классы, в большом зале мы зимой занимались физкультурой. Зимой  после школы катались на горке, на дощечке, фанерке скатывались  с горки. Недалеко от школы долгое время оставалась огромная яма от немецкой бомбы. Как-то зимой после оттепели подморозило. Мы втроём  после школы скатились прямо в эту большую яму, но выбраться не смогли, стенки ямы обледенели и сколько мы не пытались выбраться, скатывались обратно. Дети увидели нас , сбегали за взрослыми. Пришёл папа с братом  Маши и  вытащили нас.
 Я уже училась в школе , но никогда не видела поезд.  До станции от нашей деревни 25 километров. Поздней осенью, когда уже выпадал снег , на станцию возили зерно сдавать государству. В одну  из таких поездок папа взял меня.  Сдали зерно, потом пошли к станции, туда как раз прибыл поезд. Папа мне всё показал, рассказал. Из окон вагонов выглядывали люди. Мне было интересно: вот они куда-то едут, где-то есть большие города, а я такого никогда не видела.
 Самыми счастливыми днями для нас были праздники. У моей бабушки (папиной мамы) было 16 внуков. Она жила на хуторе.  На Пасху бабушка с большой кошёлкой шла по деревне и вручала нам каждому красное  яйцо и красивый кулич. У бабушки во дворе росли берёзы.  Весной мы ходили к бабушке с бидончиками за берёзовым соком. Сок был чистый, прозрачный и сладкий. Его брали бережно, чтоб не повредить деревья.
 Помню масленицу. Зимы раньше были суровые, снега наметало выше заборов. У нашего соседа дяди  Вани были расписные сани. Вечером накануне дядя Ваня заходил к нам и говорил:» Ну, девки , готовьтесь , завтра буду катать.» Как мы этого ждали. Вечером запрягали лошадей, под дугу вешались колокольчики, в гривы вплетались ленты. В сани садились по пять-шесть ребятишек, и мы с визгом и смехом ехали по деревне к лесу. Звенели  колокольчики, развевались гривы коней, снег летел из-под копыт, румянились наши щёки. Шумно, весело. Доезжали до леса, разворачивались. Светила луна. Лес стоял тёмный, величественный, словно сказочный. Ехали вдоль леса. Вспоминались бабушкины сказки  про  Бабу-Ягу , оборотней, леших, но нам не страшно. С нами дядя  Ваня , а сзади ещё пара-тройка саней с ребятишками.
У моей подруги  Маши папа держал два улья пчёл. Когда в августе качали мёд, а его было немного, собирали всех подруг его дочерей, друзей сына. Длинный деревянный стол, по бокам лавки. На столе большие миски с мёдом, тарелки со свежими огурцами, жестяные кружки с колодезной водой. Мы макали огурцы в мёд и ели, запивая водой. Наедались сладким на целый год. Кусочек сахара нам давали по выходным и праздникам.
  Один из случаев моей жизни послужил урокам на всю жизнь. Мне  долго было за него стыдно. Мне было тогда 8 лет, а моей соседке  Але 12.   Я  жила с родителями, сестрой, бабушкой в маленьком домике и двор у нас был крошечный. У соседей  был большой двор. К Але в выходные приходили подружки. Они водили хороводы, играли.  Мне так хотелось поиграть с ними. Я стояла у забора и смотрела, потом зашла во двор. Аля мне сказала:»  Ты ещё малолетка играть с нами, уходи». Я  ушла. Потом они ушли играть в прятки за огороды. Там у соседей росла конопля. Она росла  высокая выше человеческого  роста. Тогда ничего не знали о наркотических свойствах конопли. Из неё плели особо прочные верёвки. Вечером  Алю допрашивали , кто сломал несколько стеблей конопли.  Я тогда сказала, что это сделала  Аля с подружками. Алю ругали за это. Это услышал мой папа , подозвал меня и строго сказал:»Никогда не смей ябедничать, запомни это» Мне потом долго было стыдно за свой поступок.
 Приезжаю в Белоруссию, в свою родную деревню. Иду по своей улице и никого не узнаю. Выросли новые поколения. Далеко-далеко уплыл кораблик моего детства. Кажется, что это было недавно, но это было так давно.