Тадж-Махал- символ красоты и любви

Юрий Жданов 2
ТАДЖ-МАХАЛ- СИМВОЛ КРАСОТЫ И ЛЮБВИ

Давайте отправимся теперь к чуду света, ставшему жемчужиной Востока, символом красоты, гармонии, совершенства, изящества и любви- мавзолею Тадж-Махал.
Наш путь- к Агре, индийскому городу, расположенному южнее столицы Индии Дели на расстоянии около двухсот километров. Здесь протекает приток Ганга- река Джамна, на левом берегу которой и стоит Тадж-Махал.
Некоторое время Агра была столицей могучей империи династии Великих Моголов. Название династии «Великие Моголы» дали в XVII веке европейские путешественники, исходя из того, что основатель династии Бабур Тимурид (правил в 1526-1530 годы) был родом из Моголистана. Так называлась тогда территория Средней и Центральной Азии. Бабур был потомком Тамерлана и Чингисхана. Династия Великих Моголов правила с 1526 по 1858 год. Наивысшего расцвета империя достигла при Шах-Джахане (1592-1666). Именно при нем был создан мавзолей Тадж-Махал, с которым мы знакомимся. Шах-Джахан правил с 1627 по 1658 год. В молодости он носил имя Хуррам, а после военных побед получил имя-титул Шах-Джахан, что означает «правитель мира».
Не сразу он стал Великим Моголом. Тщеславный и жестокий, он рвался к власти, которая была в руках его отца- Великого Могола Джахангира (правил в 1605-1627 годы). Шах-Джахан поднял восстание против отца. Но отец разбил его, а затем простил.
Когда Шах-Джахан стал Великим Моголом, он решил обезопасить себя от всех возможных соперников, убив даже родных братьев и родственников.
Этот грозный владыка, наводивший ужас на современников, добился усиления империи, вел обширное строительство крепостей, дворцов, культовых зданий… Но делалось это путем жестокого насилия над своим народом, за счет его обнищания. Поэтому уже при Шах-Джахане, истощившем государственную казну, начинается закат и развал империи Великих Моголов. Еще 15-летним принцем Шах-Джахан встретил и горячо полюбил         14-летнюю Арджумалат- свою будущую жену.  Она была дочерью главного министра. Эту красивую и умную девушку Шах-Джахан впервые увидел на новогоднем мусульманском празднике. Ее знатное происхождение могло бы обеспечить хорошую партию для молодого принца. Но, увы! Его ждал брак с персидской принцессой- как гарантия политического союза. Принц был так сильно влюблен в Арджумалат, что не мог вырвать из сердца свою возлюбленную. И выход он нашел. По законам ислама, у мужчины может быть до четырех жен. Этим он и воспользовался, женившись в 1612 году на Арджумалат. Но и после этого возникло новое препятствие. Свадебную церемонию можно было совершить только тогда, когда будет благоприятное расположение звезд одновременно для жениха и невесты. Поэтому еще пять лет влюбленным нельзя было даже видеться.
И вот наконец долгожданная свадьба! Вскоре после свадьбы невеста получила новое имя- Мумтаз-Махал, что означает «избранница дворца». Это был счастливый брак. Шах-Джахан обожал свою жену.  За девятнадцать лет она родила ему тринадцать детей. Но пришло горе. При родах четырнадцатого ребенка Мумтаз-Махал умерла.
Горе Шах-Джахана было безгранично, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях без питья и еды. Выйдя из покоев сгорбившимся и постаревшим, он объявил траур по всей стране. Запрещались музыка, развлечения, яркие одежды…
Шах-Джахан поклялся, что построит для своей возлюбленной такую величественную усыпальницу, равной которой не было и не будет. Он пригласил к себе лучших архитекторов и художников из всех стран Востока для осуществления своего замысла. Были привезены изображения всех самых известных в Азии сооружений. Их изучали, чтобы превзойти. Мастера сделали огромное количество проектов мавзолея-усыпальницы.
Шах-Джахану понравился проект индийского архитектора Усад-Исы. Его он и назначил главным архитектором.
И закипело строительство в столице империи- Агре. Здесь работали около двадцати тысяч рабочих. Более тысячи слонов доставляли мрамор из каменоломен, расположенных на расстоянии 320 километров от Агры. На стройке работали не только индийские мастера. Прибыли мастера из Бухары, Самарканда, Багдада, Дамаска, Стамбула… Настоящий букет талантов. Материалы везли из разных мест: из России- малахит, из Багдада- сердолик, из Персии и Тибета- бирюзу, из Шри-Ланки (остров Цейлон)- ляпис-лазурь…
Потребовалось 28 лет, чтобы родилось чудо света- усыпальница императрицы Мумтаз-Махал. Правда, усыпальница больше известна под именем Тадж-Махал. Так ее назвали англичане. Хотя Тадж-Махал построен в мусульманском стиле, он остается неповторимо-индийским шедевром искусства. Ведь более половины строивших его мастеров были из Индии, как и его главный архитектор и главный художник.
Слишком беден язык, чтобы суметь описать это чудо. Потому и существуют разные виды искусства (литература, музыка, живопись. архитектура…), что у каждого из них свой художественный язык. Если бы можно было словами передать ощущения от восприятия архитектуры, музыки, живописи… то эти виды искусства были бы не нужны. Но, к счастью, это не так. И мы можем наслаждаться ощущениями от произведений всех видов искусства. Тадж-Махал- это симфония форм, красок… Не верится, что он создан руками людей. Не зря существует местная легенда, будто неутешный Шах-Джахан был вознесен неким святым в райскую обитель мусульманского пророка Магомета. Там сам мусульманский бог Аллах повелел сделать для Шах-Джахана план-копию одного из своих райских дворцов. По этому плану и был выстроен Тадж-Махал. Красивая легенда.
На закате дня белый мрамор мавзолея, инкрустированный полудрагоценными камнями, окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра Тадж-Махал парит в воздухе подобно сказочному граду Китежу.
Тадж-Махал построен так, что его полная высота (74 метра) равна ширине фасада, то есть он полностью вписывается  в квадрат. Но талантливые создатели мавзолея добились того, что мы воспринимаем не геометрические пропорции, а его красоту в гармонии с окружающим пространством.
Тадж-Махал- это целый комплекс, а не только здание мавзолея. В него входят и платформа, на которой стоит мавзолей, и четыре одинаковых минарета по ее углам, и еще большая платформа, вмещающая, кроме Тадж-Махала с минаретами, также мечеть и крытую галерею из красного песчаника. В комплекс входит и большой сад с бассейнами и фонтанами. Мавзолей прекрасен не только снаружи, но и внутри. Вызывают восхищение тонкие мозаичные украшения, ажурные перегородки, решетчатые окна, инкрустации.
В зависимости от того, как падают тени на инкрустации из полудрагоценных камней по белому мрамору, преображается игра цветовых узоров. В главном зале Тадж-Махала находятся только кенотафы- богато украшенные ложные гробницы. А настоящие гробницы, в которых лежат Мумтаз-Махал и Шах-Джахан, находятся в подвале мавзолея. Они инкрустированы полудрагоценными камнями.
Говорят, что когда Шах-Джахан увидел завершенной усыпальницу жены, ему захотелось построить и для себя нечто подобное, но из черного мрамора. Оба мавзолея он хотел соединить мостом, символизирующим любовь, способную пережить саму смерть. Но замыслу этому не суждено было осуществиться.
Находясь у власти, Шах-Джахан хотел мира между сторонниками разных вероисповеданий. При нем мирно сосуществовали индусы, сикхи, христиане и мусульмане. Его единомышленником был  старший сын. Но его четвертый сын- Урангзеб был фанатиком ислама. Жестокий, мрачный, безгранично тщеславный, он очень походил на своего отца. Со своими братьями- претендентами на престол- он поступил так же, как и его отец со своими братьями, то есть убил их. А отца заточил в темницу «Красного форта» в Агре. Последней радостью немощного старика Шах-Джахана было любование через тюремное окно-бойницу Тадж-Махалом, в котором покоилась его любимая жена.
Став Великим Моголом, Урангзеб (что означает «краса престола»), избавившийся от конкурентов, мог теперь разыграть роль почтительного сына. Умершего в темнице родителя он похоронил с почестями в Тадж-Махале рядом с любимой женой. Он даже завершил строительство мавзолея. Во время своего правления он истощил императорскую казну, довел до нищеты население страны. После смерти Урангзеба в 1707 году постепенно исчезало величие Великих Моголов, их империя постоянно сокращалась. А в 1858 году последний Великий Могол Бахадур-Шах II был выслан в Бирму.
От некогда великой империи остались целые города мавзолеев и саркофагов из драгоценного мрамора. И среди этих мавзолеев самый известный мавзолей- жемчужина Востока Тадж-Махал. Этот всемирный символ красоты и любви постоянно влечет к себе путешественников.
                Юрий Жданов      1999 г.

P.S.: Новые семь чудес света
                Мы знаем о существовании Семи чудес света Древнего мира, о которых мы рассказали ранее в нашей газете: Египетские пирамиды («Радость» № 7-8, 1994), Висячие сады Семирамиды (Вавилона) («Радость» № 9-10, 2005), Храм Артемиды в Эфесе («Радость»  № 10, 1994), Статуя Зевса в Олимпии («Радость» № 11-12, 1994), Галикарнасский мавзолей   («Радость» № 1, 1995), Колосс Родосский («Радость» № 2, 1995), Александрийский маяк («Радость» № 3-4, 1995). Так как из этих семи чудес света Древнего мира до наших дней сохранились лишь Египетские пирамиды, возникла идея определить Семь новых чудес света. Эту идею выдвинул в 1999 году швейцарец Бернард Вебер. Он же и осуществил акцию по всемирному голосованию, о которой мы рассказали в нашей газете («Радость» № 1-2, 2007). Авторитетной комиссией были выбраны сначала  200 самых значительных рукотворных памятников культуры человечества. Из них были затем отобраны 77, а из них- 21 претендент для проведения всемирного голосования на право войти в число Семи новых чудес света.  Голосование состоялось и объявлены Семь новых чудес света.                В число Семи новых чудес света вошли:

Великая китайская стена («Радость» № 1-2, 1998),
Петра- город в скалах в Иордании («Радость» № 1-2, 2007),
Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия) («Радость» № 11-12, 2008),   
Мачу-Пикчу- древний город инков в Перу («Радость» № 11-12, 2007) ,
Чичен-Ица- древний город индейцев майя в Мексике  («Радость» № 11-12, 2008),
Колизей в Риме («Радость» № 11-12, 1997),      
Мавзолей Тадж-Махал в Индии («Радость» № 1-2, 1999).

А единственному сохранившемуся до наших дней памятнику, входящему в число Семи чудес света Древнего мира- Египетским пирамидам, присвоен статус «Почетного чуда света».   

Рассказ Юрия Жданова «Тадж-Махал- символ красоты и любви» опубликован:
Юрий Жданов. Тадж-Махал- символ красоты и любви». Газета «Радость» № 1-2, 1999. Стр. 8-9.

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).