О ветеране Великой Отечественной Войны. Об отце

Сария Мамадова
  Он очень рано остался без матери, ему было всего четыре года, когда произошла эта трагедия – замечательная, красивая женщина его мать, которую звали Сария, имела длинные косы, послужившие можно сказать, причиной её гибели.
Как рассказывали позднее, она взобралась на стул, чтобы что-то взять из антресоли и, оступившись, падая зацепилась длинными роскошными косами,  повисла на них, повредив кожу на черепе. После этого она, прожив некоторое время (никто об этом подробно не рассказывал), умерла.
 Одним словом её не стало. Он всегда тосковал по матери и, наверное, всегда мечтал, что когда у него родится дочь он обязательно её назовёт Сариёй.
“Ты же Моя Мать и дочь”, – любил он повторять ей, а с того самого дня, когда ему сообщили, что у него родилась дочь, Он – уже тогда, занимавший большую должность, не дождавшись, когда «его вагон» (об этом подробнее позже) прицепят к составу, сел прямо в кабину машиниста паровоза и приехал весь закопченный, но удивительно счастливый,  который обрёл, наконец, через столько лет Мать и дочь в одном лице -  Сарию.
Это был Сильный, Волевой Человек, Прекрасный Организатор и в то же самое время – самый заботливый, любящий отец, выливший всю свою тоску по материнской любви в это крошечное существо, которое, наверное, так ему казалось, заменило с сегодняшнего дня и до самой его кончины Ему Мать и дочь.
Сейчас, когда Его нет уже более десяти лет, а утрата – такая же тяжелая, как и в тот страшный День, когда она, потеряв Мать, через полгода осиротеет вмиг, а потеря Такого Отца покажется ей Невосполнимой Ничем и Никем Утратой.  Ей всегда будет казаться, что, несмотря на очень слишком плотный график её жизни, она должна была найти ещё больше своего времени, чтобы уделить ему больше внимания. Как-то раз, не придя ещё в себя после тяжелой утраты мамы, (дети еще не возвратились домой) она сидела с ним на кухне и попросила Его пойти лечь, отдохнуть.
“Ты же останешься тогда совсем одна, ” – он понимал её даже в Своём  и её Горе.
Она была привязана к Нему больше, чем к матери. Он всегда понимал её настроение, состояние души, они были родственные духом, в прямом смысле этого слова.
“Тебе ничего нельзя советовать,” – часто говорил Он ей – “ ты всё   сделаешь по-своему.” – Это он сказал, когда ей было всего 19 лет и с той поры они знали, что   - это её решение.
Отец проявлял жесткость и требовательность в вопросах соблюдения дисциплины и обязанностей, был нетерпим даже к слегка подвыпившим людям, проявлял заботу о работниках, не был равнодушен к их быту и условиям жизни. Это не просто слова, а это – была реальность, действительность.
Будучи хорошим Руководителем и Организатором (действительно с большой буквы) Он считал, что должен быть ближе к производству.
Он слишком серьезно относился ко всему и к работе в частности, (посвящал) ей большую часть своего времени.
Это было у него в крови и укрепилось за военные годы, когда будучи Начальником Алятского отделения тогда ещё Закавказской железной дороги он практически отсутствовал дома,.
Из его воспоминаний остался в памяти один факт. Когда родился мой брат в апреле 1943 г., отец как-то в половине пятого утра решил зайти домой проведать домашних. Подходя к двери и, услыхав настойчивые телефонные звонки, быстро провернул ключ в замке и, подняв трубку, услышал сердитый голос начальства из Баку, который, рассердившись, бросил ему незаслуженное обвинение: «Если Вы в это время дома, нам не о чем разговаривать». Вот такие были Личности и такое отношение к работе и обязанностям. Это только один эпизод, рассказанный как-то отцом.
Я всегда сожалела, что в день празднования и юбилеях, посвященных Дню Победы, никто никогда не поинтересовался и не вспомнил, что он работал на перевалочном и ответственном пункте, через который шли эшелоны, техника и который был ещё единственным звеном, соединяющий страну с Ираном и Союзом. Долгие пять лет войны, он приближал День Победы, стоял на своём ответственном посту.
А  я, сколько помню себя, то мы Его почти не видели дома, с работы Он возвращался  поздно, но даже, несмотря на генеральские погоны на кителе (в зависимости от должности у него прибавлялись звездочки на кителе), часто приходил испачканный в саже и мазуте, потому что не просиживался в кресле кабинетов, а часто ночью выезжал на станции, разбирая причины крушения, задержки в расписании, выход из графика и т.д. Он не понимал как можно управлять таким ответственным производством как железнодорожный транспорт сидя в кабинете.
Но самое сильное впечатление в моей детской памяти оставил, как мы его называли, «папин»  личный вагон. Это был целый волшебный мир на колесах. Память сохранила папин кабинет, отделанный полированным деревом, большой письменный стол, а также кухня и столовая, и ещё сильно накрахмаленные белые чехлы.
Вагон присоединяли к паровозу, составу на той или иной станции и отец иногда брал меня в поездку.
Ещё помню, мы с мамой и с братом летом на школьных каникулах приехали к папе в Москву. Он тогда заканчивал Академию железнодорожного транспорта, и мы поселились, в предоставленную руководством Академии, комнате. Запомнились: большие клумбы цветов во дворе Академии, а ещё много подносов с холодным вкусным молоком, которые стояли в столовой Академии. В тот год я должна была пойти в первый класс.
Папа очень ценил и понимал красоту  приобщал нас к ней.
Вкус, любовь к природе формировались у меня в поездках. Я очень любила часами сидеть у окна вагона и с интересом рассматривала проезжающие пейзажи: леса, реки, мосты, поля, засеянные или вспаханные, где по краям желтели цветы подсолнухов, или королева полей кукуруза. Проезжали станицы, деревни и большие города.
На остановках женщины подносили к подходившему поезду ведра с фруктами, овощами, варенных домашних кур, ряженку в крынках, но больше всего завораживали палочки, на которых как по винтовой лестнице были привязаны рядами сверху вниз крупные черешни, вишни.
Яркое и наиболее сильное впечатление из детства было пребывание в Ленинграде.
Мы ходили по этому замечательному, с архитектурной точки зрения городу, расположенного на берегу Невы, и всё нравилось.
Особое впечатление произвёл памятник основателю города Петру I. Величественная посадка головы, увенчанная лавровым венком, вздыбленный конь, где даже прожилки, мышцы и вены на ногах были напряжены.
Впечатление было настолько сильным на долгие годы, что я уже тогда решила для себя, что обязательно, также как и мои родители, привезу детей в этот красивый город с его замечательными пригородами, парками, дворцами, соборами, фонтанами и обязательно, конечно же, покажу им памятник Петру I.
Помню простаивания в очередях, чтобы попасть во Дворец в Петергофе. Экскурсии по фонтанам Петергофа, а также Эрмитаж. А ещё помню Всесоюзную Выставку Народного Хозяйства в Москве. Выставка запечатлелась в памяти сильно и на всю жизнь. Впечатляло не только территория выставки, вход со скульптурой В.И. Мухиной, фонтаны, особенно фонтан «Дружба народов» с позолоченными фигурами всех представительниц Союзных Республик в национальных одеждах, пруды и, конечно, Павильоны каждой Республики. Каждый, из них был своего рода произведением архитектурного и строительного искусства, а внутри в натуре было представлено всё, чем богата была та или иная Республика. Запомнились фрукты и овощи нашего павильона таких размеров и окраски, какие не встречались даже на городских рынках города. А ещё на территории запомнились газоны с постриженной травой, цвели кусты роз, а также карликовые деревья с яблоками.
Папа был очень грамотным и развитым человеком. Он очень много читал, всегда покупал книги о чем-то интересном на Его взгляд, причем  книги были разносторонние.
Любил журналы, постоянно пользовался услугами магазина «Подписные издания» напротив с бульваром. Мог с моим братом ходить туда и занимать очередь спозаранку, чтобы не пропустить подписку на «Всемирную литературу» или Дж. Голсуорси, Всемирную историю, интересную на мой взгляд, серию «Библиотека приключений», где публиковались повести А.Каверина «Два капитана», «Тайна 2-х океанов», Майн Рида, Стендаля, Э. Золя, И.Тургенева, А.Чехова и многих других, всего не перечислишь.
Зачитывался и выписывал много журналов и газет, в том числе «Вокруг света», «Огонек», «Наука и техника», ходил по библиотекам, брал домой журналы «Нева», «Мир», «Знамя».
Выписав ссылку на произведения каких-то авторов, настойчиво искал их в каталогах и, достав их, был очень доволен.
Никогда не оставлял без внимания библиотекарш, которые помогали отыскивать ту или иную дефицитную книгу, или статью в журналах. Он был всегда благодарным по натуре…
Как-то отец возвращаясь на школьных каникулах из поездки с внучкой, привез как всегда всем подарки, в том числе и очень красивую брошь, приобретенную в чешском магазине «Власта» в Москве для пожилой библиотекарши.
 Отец всегда мог ответить на любой вопрос, касающийся политики, науки, техники. Очень любил музыку. Любимой его оперой была «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова.
У отца, несмотря на сильно выраженные личностные качества – хороший организатор, грамотный хозяйственник, сильная выдержка, самообладание и воля, было очень доброе, золотое и отзывчивое сердце, в котором жила и находила выход во всех её проявлениях любовь к родным, близким и ко всему, с кем и с чем сталкивала его судьба.
Он был не только любящим отцом и дедушкой, хорошим семьянином, он не обходил заботой и вниманием родственников, близких и дальних, был заботливым и любящим братом, дядей. Когда ещё повсеместно не было телефонной связи, он при всей своей занятости, за счет времени, отведенного для отдыха и сна, выкраивал время, чтобы навестить их.
Он с готовностью и желанием рад был помочь всем в нужный момент, был ко всем предельно внимателен, предупредителен и тактичен. Сердце его было наполнено любовью и состраданием к тем, кто нуждался в нём.
Таким я запомнила своего отца всю оставшуюся жизнь. Он был примером для подражания мне и окружению.
Большую часть своей жизни отец проработал в системе Азербайджанской железной дороги, которая была образована в июне 1957 г. на разных ркуоводящих должностях вплоть до Зам. Начальника Дороги.  До этого, во время войны и последующие за ней годы, она входила в состав Закавказской железной дороги, а Управление находилось на станции Аляты-пристань. Папа работал начальником Алятского отделения Закавказской железной дороги. Там же в  родилась я.
Дорога граничила на севере с Северо-Кавказской железной дорогой (ст. Дербент), на западе - Закавказской железной дорогой (ст. Беюк Кясик и Норашен), на юге - проходила вдоль Государственной границы СССР с Ираном.
Эксплуатационная длина на момент её образования составляла 1868 км.
Отец с отличием окончил в 1940 г. полный курс Тбилисского Института Инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Паровозное хозяйство», получив квалификацию инженера-механика по паровозному хозяйству.
В 1952-1954 гг. обучался в Академии железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения в Москве, а в 1975 г. – окончил Московский институт повышения квалификации руководящих работников железнодорожного транспорта.
Дважды награжден нагрудным знаком «Почетный железнодорожник», таких в Азербайджане были только двое. Ветеран Великой Отечественной Войны, награжден целым рядом орденов и медалей, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года награжден медалью: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью «За трудовую доблесть».
Вот такими замечательными были мои родители и своим духовным и культурным развитием я во многом обязана именно им.
Они были примером трудолюбия, работоспособности, заботы и внимания. Это был наглядный пример для подражания во всех его проявлениях и многообразии. Поэтому я всегда делаю акцент на личный пример родителей для воспитания и формирования ребёнка, его мировоззрения, кругозора, духовного развития.
     Спасибо Всевышнему за эти подарки судьбы!