Бэкон-3. Окончание

Тина Гай 2
Бэкон открывает новый период одной из самых знаменитых своих  картин - первым триптихом: «Три этюда у основания Распятия,1944". Работа написана в конце войны и отражала ужасы и бедствия, которые несет война.   


Это был  взгляд художника на смерть и убийства. В то время Бэкон находился под влиянием Пикассо и  Эсхилла. Человекоподобные существа олицетворяли мстительных фурий-угрызений совести.


Оранжевый, обжигающе-горячий фон с каменными монстрами грязно-серого цвета произвел на критиков и зрителей шокирующее впечатление. Триптих завораживал и не мог оставить равнодушным. Картину купил Эрик Холл, который потом подарил ее  Лондонской галерее Тейт.


Следующей этапной работой и настоящим прорывом  стала «Живопись, 1946», ей предшествовала картина "Фигура в пейзаже, 1945", ставшая краеугольным камнем творчества художника.

 
"Живопись,1946"  тоже  реакция на войну. Бэкон рассказывает, что приступая к работе, он задумывал образ хищной птицы, садящейся в траву. Но когда он начал, то разметка на холсте подсказала ему совершенно иную картину, ничего общего с замыслом не имеющую,  и рука сама стала следовать за ним.


Подсознание рисовало страшного монстра, полу-человека - полу-зверя, с усеченной головой,  сидящего под большим черным зонтиком. За его спиной на кровавом фоне словно крылья распластана огромная туша мяса. Это был образ жестокого и одновременно величественного диктатора, изображение мертвой плоти, мяса и крови.


Художник говорил, что такое с ним случилось впервые,  всё, с начала до конца, было похоже на несчастный случай. Глядя на завершенную картину, Бэкон думал: "Как изумительны эти туши, какой у них удивительный цвет. Это было прекрасно,  это был образ крови и смерти". Но публика не разделяла его восторга.

 
Картина была куплена за двести фунтов. Ее демонстрировали в Париже, в Музее современного искусства.  Туда Бэкон  отправился вместе с картиной. В Париже он знакомится с экзистенциализмом и несколько лет живет в Монте-Карло, активно играя в казино.


Лазурный берег Франции с его солнечным климатом идет  на пользу здоровью Бэкона: астма стала беспокоить меньше. Временами, но  на короткий срок, он уезжал в Лондон.


В Монте-Карло  Бэкон продолжает писать, но ни одна картина того периода не сохранилась, он все уничтожил. Здесь с ним произошла история, которая кардинально повлияла на его творчество. Однажды он проиграл все деньги, и не мог купить холста. От отчаяния Бэкон стал писать на обратной, не загрунтованной стороне уже готовых картин и обнаружил потрясающий эффект:


обратная сторона лучше держит краску и картина выглядела совсем по-иному. С тех пор он всегда писал только на обратной стороне. Бэкон, не имея профессионального образования художника, шел своим путем, вырабатывая  методом проб и ошибок собственный способ и свою манеру живописи, обращая негатив в позитив.

 
Так, готовясь к персональной юбилейной выставке 1949 года (Бэкону исполнялось сорок лет), у него было очень мало времени, все надо было делать быстро и он  очень спешил. Единственный выход - как-то урезать картины, сжать их до минимума.


Именно тогда появились знаменитые Бэконовские одиночные фигуры с концентрацией внимания на важных деталях: открытых ртах, зубах, ушах, пространстве, создававшем внутреннее психологическое напряжение.


Палитра цветоа тоже требовала ограничения. Поэтому картины раннего периода выполнены в серо-черных тонах: «Голова I, 1948», «Голова II, 1949», «Голова III, 1949», «Исследование человеческого тела, 1949». Новым для художника было использование занавесок, вертикальных линий, которые он подсмотрел у Дега. Они создавали особый оптический эффект.

 
Из этой серии юбилейных картин выделялась только одна, которая  нашла продолжение в серии картин под условным названием «Крик». Это была «Голова VI, 1949», выполненная в тревожно-фиолетовом цвете по мотивам картины Веласкеса «Папа Иннокентий X».


Эту тему художник развивал десятилетиями в различных вариациях. Папа для него был не столько Понтификом, сколько образом отношений с собственным отцом, к которому у него в детстве было сексуальное влечение. Открытый рот - это не только крик, но и образ страха, ужаса, молчания,  изумления...

 
Специалисты отмечают еще одну особенность творчества мастера: много путешествуя и бывая в различных музеях и галереях, Бэкон внимательно исследовал своих предшественников, изучая их сюжеты и способы подачи изображения. Его кумирами стали Микеланджело, Веласкес, Дега, Энгр, Рембрандт, Пикассо, Ван Гог, Матиас Грюневальд, Николя Пуссен, Сергей Эйзенштейн с его «Броненосцем…».


Бэкон был скорее аналитиком, лепившим  свой образ на основе увиденного, переформатируя его по-своему. В этом смысле художник похож на Джойса в литературе, который тоже был скорее  экспериментатором и аналитиком, чем писателем. Джеймс Джойс методично раскладывал язык на отдельные части, встряхивая их и собирая снова уже по-своему. Может быть, поэтому Бэкон говорил, что не считает себя творческим человеком.


В период с 1946 по 1949 год  художник делает много собственных  открытий в живописи и находит свои темы, которыми одержим многие годы. Изображения Понтифика (восемь картин); шторы и покрывала; открытый рот;  клетка и куб; округлые формы; пространство, его трехчастная структура; мужской организм; портрет; зеркала и отражения; тень; распятие; мясные туши,  плоть...


Не имея опыта работы с натуры, он активно использует фотографию, которая давала ему уже готовый двумерный образ. Полагаясь на подсознание, художник работает в одиночку, даже когда пишет портреты. Присутствие другого его стесняло и не давало возможности сосредоточиться на собственном образе. Так постепенно у него складывалась своя манера письма и свой стиль.

 
В 1950 году Бэкон  уезжает в Южную Африку, куда после смерти мужа переехала жить его мать, а в Южной Родезии жили его сестры. Здесь он знакомится с Уильямом Барроузом и Алленом Гинзбергом. Потом был Египет и  Кипр. Египетское искусство поразило его и вдохновило на серию «Сфинкс». Художник считал, что лучше Египетской скульптуры человечество ничего не создало.


С пятидесятых годов Бэкон  становится постоянным участником выставок: в 1953 году состоялась  выставка в США, в 1954 -  участвует в Венецианской биеннале, в 1957 - его приглашают участвовать в Лондонской выставке, посвященной Ван Гогу. Участие в ней было отмечено серией блестящих работ, посвященных великому голландцу .

 
В 1958 году он подписывает контракт с Галереей изобразительных искусств в Мальборо, которая брала на себя обязательства оплатить все  долги художника и организовывать  выставки его работ. В 1961 году, когда ему было уже за пятьдесят, Бэкон покупает дом на улице Рис Мьюс, №7, в котором  устраивает свою знаменитую мастерскую, ставшую ему домом на три десятка лет.


Начинался третий, самый плодотворный, период творческой жизни художника и начался он опять с триптиха «Три этюда у подножия Распятия, 1962». Художник считал Распятие  самой подходящей темой для выражения всех человеческих эмоций людей, смотрящих  на Распятие. Новый период стал революцией цвета.


Серые, приглушенные, темные цвета раннего периода сменились на сочные и яркие: брусничный, оранжевый, вишневый, оттеняемые черным, холодным серым, темно-синим и серо-зеленым делали картины эмоционально насыщенными. Цвет создавал особую драматургию образа.


Если ранние картины светились тихим лиризмом, то поздние больше несли отпечаток абстракционизма и сюрреализма. Монументальные триптихи, которых насчитывается 24, стали излюбленным способом разворачивания сюжета. Были у него и трагические триптихи, создававшиеся в тяжелые для него времена, например, в случаях  с  любовниками художника Петером Лейси и особенно с Джорджем Дайером.

 
Дайер сыграл огромную роль в жизни художника. Познакомились они при очень необычных обстоятельствах: Дайер залез в квартиру Бэкона. Необразованный молодой человек из бедного района Лондона, параноик, алкоголик, мелкий воришка,отсидевший уже несколько тюремных сроков, часто впадавший в депрессию, он, тем не менее, занял место умершего Петера Лейси, Бэкон полюбил его.


Это произошло, когда Бэкону было уже за пятьдесят и он уже состоялся как художник. Вместе Бэкон и Дайер прожили семь лет. Художник часто спасал Дайера от самоубийства и вытаскивал из бесконечных неприглядных ситуаций.


В1971 году, когда у Бэкона проходила выставка в Парижском Гранд-Пале (более ста картин и одиннадцать триптихов), что само по себе является большой честью для любого художника, Дайер покончил жизнь самоубийством от передозировки алкоголем и снотворным.

 
Его нашли сидящим на унитазе в номере гостиницы, где они остановились. Триптих, написанный на смерть Дайера, кричит от боли.  Художник упрекал себя в смерти друга и совесть не отпускала его много лет. Бэкон продолжает писать портреты друга в течение многих лет после самоубийства Дайера, считая это лучшим способом сохранить память о нем. Триптих был купен на аукционе  "Сотбис" за 86 с лишним млн долларов Романом Абрамовичем.


Бэкон  подавлен смертью друга… Ему уже шестьдесят два, друзья один за другим уходят, писать становится некого. Художник переключается на автопортреты. В это тяжелое время он знакомится с Джоном Эдвардсом, который заменил ему сына. Это произошло через три года после смерти Дайера.


Эдвардсу было двадцать шесть, Бэкону шестьдесят пять, но они не были любовниками, а стали компаньонами и очень близкими друзьями. Эдвардс принял на себя ведение всех дел Бэкона. Бэкон стал постепенно отходить от прежней тусовки, чему во многом поспособствовал Эдвардс. После смерти Фрэнсис Бэкон завещает ему все свое имущество в одиннадцать миллионов фунтов.


Через шесть лет Эдвардс подарит знаменитую мастерскую художника со всем ее содержимым (фотографиями, дневниками, эскизами...) галерее в Дублине, благодаря чему о художнике очень многое сегодня известно.


В последние годы Бэкон  сильно болел. В 80 лет у него удалили почку. В 1992 году вопреки советам врачей, он уехал отдыхать в Испанию, где внезапно плохо себя почувствовал и через несколько дней, двадцать восьмого апреля Фрэнсис Бэкон скончался от инфаркта. Будучи атеистом, художник  завещал кремировать свое тело, а прах развеять...

 
P.S. Эдвардс сильно переживал смерть друга, через год он уехал в США, потом в Таиланд, где создал приют для собак. Умер он  через десять лет после смерти Бэкона, от рака. А посмертная слава Бэкона только нарастала. Сегодня он один из самых дорогих художников в мире.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/bekon-3/