13. Наперсница волшебной старины... Моя Пушкиниада

Людмила Владимирская
 "Наперсница волшебной старины,
 Друг вымыслов игривых и печальных,
 Тебя я знал во дни моей весны,
 Во дни утех и снов первоначальных"

    Нельзя не оцениь, в творческой жизни Пушкина, неизгладимую роль его, горячо  любимой няни, Арины Родионовны... Обделенный любовью матери, Марии Алексеевны,   Пушкин  с лихвой  был  награжден  неистовой привязанностью  к нему  своей няньки, и отдавал  ей  свою  любовь, с благодарностью...
 Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья.

   Арина Радионовна Яковлева(( Аринья)родилась в деревне Суйда Питерской губернии
Двадцать два года пробыла крепостной прадеда,  Пушкина, Абрама Петровича Ганнибала.
Была горячо привязаны к детям, для которых являлась не просто няней, а наперсницей,  утешительницей, хранительницей их детских  тайн...
    Единственная из окружения Пушкиных, кто помнил эпоху времен Бориса Годунова...  Пушкина  привлекало  в общении с ней отсутствие всякого рода церемоний, сердечность, и  простота.

"Для развлеченья,
 оставив книг ученье,
 В досужий мне часок,
 У добренькой старушки
 Душистый пью чаек.

 Не подхожу я к ручке,
 Не шаркаю пред ней,
 И, тот час, и вестей
 мне пропасть наболтает"

   С  маленьким Александром,  шаловливым непоседой, ее связывали, до такой степени тесные отношения, что он звал ее « Мамушкой», мамой...
 "Встанет чуть свет, и уж бежит  ее глядеть... -  Здорова ли моя мама..."
 (П. Парфенов, Воспоминания...)*   

"Ах! умолчу ль о мамушке моей,
 О прелести таинственных ночей,
 Когда в чепце, в старинном одеянье,
 Она, духов молитвой уклоня,
 С усердием перекрестит меня,
 И шепотом рассказывать мне станет
 О мертвецах, о подвигах Бовы...
 От ужаса не шелохнусь бывало,
 Едва дыша, прижмусь под одеяло.
 Не чувствуя ни ног, ни головы..."

    Арина Родионовна  была настоящей представительницей русских нянь; хранительницей русской народной речи... Мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, и сыпала пословицами, поговорками...
"Экий ты неуимчивый" - как говорит моя  Родионовна... (Пушкин к Вяземскому..)*
    Именно она привила  поэту любовь к исконно русскому былинному эпосу, и стала ему настоящей музой...

"Я ждал тебя. В вечерней тишине
 Являлась ты веселою старушкой,
 И надо мной сидела в шушуне,
 В больших очках, и с резвою гремушкой.
 Ты, детскую качая колыбель,
 Мой юный слух напевами пленила..."

    С ее слов он написал восемь сказок и десять песен... Она является оригиналом няни Татьяны Лариной в  романе  Евгений Онегин...
    Н. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью, оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление»

"Бывало ее простые речи и ответы,
 И полные любви и  укоризны...
 Усталое мне сердце ободряли
 отрадой тихой"  ....       (А. Пушкин...из переписки)

    В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным проживала в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору поэт особенно сблизился с няней...
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..."  (Пушкин брату) *
   Во время ссылки, няня была первой слушательницей его творений...

"Но я плоды своих мечтаний
 и гармонических затей
 Читаю только старой няне,
 подруге юности моей..."

    Когда Пушкина из  Михайловского срочным порядком увозят  в Псков, няня, нежно любившая своего питомца, простоволосая, в  слезах,  бежит в Тригорское, что бы рассказать о своем горе...
  "Няня твоя растужилась, плачет навзрыд..."(Дельвиг Пушкину, 1835 г.)

   Умерла Арина Радионовна в возрасте семидесяти семи лет отроду,  в 1828 году.
О месте  захоронения сведения противоречивы... Пушкин навещавший  Михайловское после ее смерти,  со светлой  грустью  вспоминает...

"..  ....вот  опальный домик,
 Где жил я с бедной нянею моей
 Уже старушки нет. Уж за стеной
 Не слышу я шагов ее тяжелых
 Ни  кропотливого  ее  дозора"

 Пушкиноведы считают, что и поэт Н.Языков, часто навещавший Пушкина, так полюбил гостеприимную старушку, что посвятил  Арине Родионовне стихов больше, нежели сам Пушкин... Старушка любила выпить и была непременной  участницей их холостяцких пирушек...

 "Ты набирала нам затейливый обед!
 Сама и водку нам, и брашно подавала,
 И соты, и плоды, и вина уставляла
 На милой тесноте старинного стола" ...(Языков "Послание к няне")
 *
"Садись-ка, добрая старушка,
 И с нами бражничать давай!" (1830) Языков» На смерть няни А Пушкина  1830г

 Так мила была эта добрая, русская душа записным светским львам, что и после ее смерти забыть ее было невозможно...

" Свет Родионовна! Забуду ль я тебя?
 В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
 Я покидал для ней и славу, и науки..
 Когда  чрез длинный ряд полей,  под зноем лета,
 Ходил я  навещать изгнанника  – поэта...
 Ты занимала нас, добра и весела...
 Мы верили тебе, и смех не прерывал,
 Твоих бесхитростных суждений и похвал...
 Свободно говорил язык словоохотный,
 И легкие часы летели беззаботно..."

  В 1940 году отыскались сведения о точном  месте ее погребения, на Смоленском кладбище, где и установлена памятная табличка...
 
 Н. Языков ... »На смерть  няни А.Пушкина...»  ( отрывок)

 "Я отыщу тот крест смиренный,
  Под коим, меж чужих гробов,
  Твой прах улегся изнуренный,
  Трудом и бременем годов.
  Пред ним,  печальной головою
  Склонюся... Много вспомню я-
  И,  умиленная  мечтою,
  Душа разнежиться моя..."
*

   "Если грядущее поколение будет чтить мое имя,
    должна быть не забыта, и эта бедная старушка" ( А.С Пушкин...)


*
 13. Цикл «Моя  Пушкиниада...» 1 - 13
     Источники..» Друзья Пушкина» (1 том.переписка)
     Полное собрание сочинений...