Сказка про Глиняного Медведя

Къелла
На подоконнике в одной гончарной мастерской жил да был настоящий Полярный Медведь. У него была узкая клиновидная голова на мощной длинной шее – чтобы легко было ловить в ледяных лунках зубами рыбу, густая шерсть – чтобы не мерзнуть в мороз, мощные лапы – чтобы проходить огромные расстояния и одним ударом ломать крепкий лед. Вы спросите – как на обычном подоконнике может поместиться такой огромный зверь? Все просто – ростом наш Медведь был с детскую ладошку, а сделан был из белой глины.

Полярного Медведя слепил мальчик-школьник на уроке труда, да так и забыл в мастерской.  А потом он просто затерялся среди других поделок: кошек, мышей, кувшинчиков и человечков. Медведь стоял и пылился, никому не нужный. Ему было очень скучно. Он даже с соседями не мог поговорить, не знал, что творится вокруг него,  потому что мальчик так и не расписал Медведя, ни рта, ни глаз у него не было. Одни только глиняные уши стояли торчком на его глиняной голове, ловя звуки.

Наступило лето, школьники ушли на каникулы. У Медведя больше не появлялось соседей:  в мастерской осталась только  Мастер и две ее Ученицы.  Все они были взрослые тети, и работали на гончарном круге, а маленькие поделки в виде зверят они не лепили.  Время от времени Мастер и ее Ученицы наводили порядок в мастерской: вытирали пыль, соскребали потеки глины, перекладывали  готовые звонкие горшки и блюда оберточной бумагой и  помещали их в коробку с надписью «на продажу».  Частенько им надоедало переставлять с  места на место необожженные фигурки кривых котов, кособоких мышей и хромоногих человечков, и тогда эти фигурки отправлялись в таз с мокрой глиной. Там они потихоньку напитывались водой и из кошек, мышей, кувшинчиков и человечков снова превращались в глину, в точно такие же бесформенные комки, какими попали в руки своим маленьким творцам.

Во время очередной уборки Мастер разбирала зверинец на подоконнике. Она нашла потрескавшееся блюдце и швырнула его в таз с глиной. Обнаружила рыбу с отбитыми плавниками – и отправила ее следом за блюдцем.  Поломанный кувшинчик, кривобокий динозавр, жарптица без головы  полетели следом. Маленькая, испачканная глиняной пылью рука Мастера подбиралась к Полярному Медведю. Медведь занервничал – ему не хотелось нырнуть в таз и размокнуть там обратно в глину. Он же Полярный Медведь!  Пусть необожженный и нерасписанный, пусть ему скучно стоять на подоконнике без дела, но таз – это же еще хуже! Он гордился своими мощными лампами, своей узкой клиновидной головой и толстой шерстью. А вдруг потом из глины, в которую он превратится снова, вылепят какого-нибудь  нелепого уродца?

Вот пальцы схватили Полярного Медведя поперек туловища и подняли вверх, к лицу. У Медведя даже немного закружилась глиняная голова – перемещаться так быстро, тем более по воздуху, ему еще никогда  не приходилось.
– Надо же! Настоящий Полярный Медведь! – восхитилась Ученица Мастера.
– Возьмешься доделать его или мне сразу выбрасывать в таз? – спросила Мастер.
– Возьму-возьму! – поспешно воскликнула Ученица. – Его обязательно надо расписать.

Сначала Ученица Мастера взяла шершавую шкурку и стала зачищать медвежьи бока, морду и ноги, убирая с них неровности глины. Полярному Медведю было ужасно щекотно от шкурки, но дергаться в руках человека он не стал: Ученица Мастера делала свою работу над тем самым страшным тазом, упасть в который было хуже всего на свете. Пока же в страшный таз сыпалась только глиняная пыль от шлифовки.

Вот морда Медведя перестала быть кособокой, вот исчез наплыв глины возле хвоста, вот стали прямыми и ровными медвежьи лапы. Шкурка забрала все лишнее. Теперь глиняный Полярный Медведь был куда больше похож на настоящего, хоть и оставался по-прежнему ростом с ладошку.  Тогда Ученица Мастера взяла цветную глину и стала расписывать Медведя. Она сделала ему маленькие желтые глаза, любопытный черный нос  и губы с бахромой. Нарисовала на лапах мощные когти и покрыла глиняное тело белоснежной цветной глиной. Сразу же Полярный Медведь смог видеть, что происходит вокруг. Он видел гончарный круг, много кувшинов и ваз, уходящие вдаль ряды парт и стульев. Увидел красивые статуэтки, подмигивающие с полок, расписные копилки и панно, изящные кувшины.  Увидел и Ученицу Мастера, которая, высунув от усердия язык, водила кисточкой по его задней лапе. До этого людей Полярный Медведь ни разу не видел, поэтому  не удивился.  Удивился он тому, что его раскрашивают цветной глиной, а не простой краской. Но вскоре все стало ясно.

Расписанного Полярного Медведя посадили в глубокий колодец, на дне которого пролегали металлические спиральки, похожие на пружины. Рядом с Медведем стояла высокая разноцветная ваза, толстый кувшин для молока, покрытый грязно-синими пятнами Кот  и Летучая Рыба, похожая на самолет. Рыба была вся вымазана каким-то желтым порошком, у Кота на синем фоне были наплеваны какие-то желтые кляксы. Пока Полярный Медведь соображал – что бы это значило? – крышка колодца закрылась, и стало темно.

Темнота воцарилась ненадолго – вскоре металлические спиральки на дне начали наливаться краснотой, делаясь все ярче и ярче. Одновременно со светом спиральки испускали тепло. Вскоре вокруг сделалось так жарко, что Полярный Медведь, даже будь он не полярным, а южным сумчатым медведем-коалой – с  трудом мог бы вынести такую жару. Конечно же, это был никакой не колодец, а электрическая печь для обжига глины! Раскаленный воздух проделывал удивительные вещи с самим Полярным Медведем и его товарищами по несчастью: тела их становились легкими, загорелыми, крепкими и звонкими, теперь им больше не была страшна  вода. Себя Полярный Медведь не мог видеть, но он с удивлением наблюдал, как грязно-синие пятна на теле Кота становятся красивыми переходами, какие бывают у темного ночного неба, а желтоватые плевки-кляксы проявились и оказались веселыми мохнатыми звездами! Желтая Летучая Рыба теперь красовалась в плотном блестящем панцире золотистого цвета.  Ваза стала очень красивой, заиграв всеми цветами радуги, а толстый кувшин для молока стал блестящим от глазури не только снаружи, но и изнутри – ему ведь нужно было сохранять в себе молоко, чтобы ни капельки не утекло через поры его глиняного тела!

Спирали остыли, жар схлынул и крышка открылась, впустив внутрь печки солнышко. Готовые глиняные изделия с интересом разглядывали друг друга при свете дня. Какие они стали все красивые, крепкие и блестящие! И вот пришли две Ученицы Мастера, завернули в серую оберточную бумагу Полярного Медведя, Летучую Рыбу, Кота, вазу и кувшин для молока и осторожно сложили в ящик. Лежать в мягкой бумаге было очень приятно, и всем игрушкам сразу же захотелось спать. А потом крышка ящика закрылась, внутри снова сделалось темно, и ящик, покачиваясь в такт шагов, поплыл куда-то.
– Медведь классный получился, даже жалко отдавать, – говорила одна Ученица другой, шагая по коридору с ящиком в руках.
– Может, оставишь? – спросила вторая.
– Нет-нет, у меня он только пылиться будет, а так пусть немного мир посмотрит!
Ящик погрузили на заднее сидение автомобиля. Заурчал мотор, автомобиль тронулся, и сонные игрушки поехали навстречу дальнейшим приключениям.

В магазине сувениров ящик, наконец-то,  открылся. Вокруг сияли лампы, а в стеклянных витринах… ооо!  Расписные матрешки, хохломские ложки, тряпичные куклы, вязаные собачки! Брелки и магниты, тарелки с росписью, значки и свистульки – чего тут только не было! Игрушки нежились в ярких лучах подсветки, притягивали взгляд, манили, будто говорили каждому прохожему – «посмотри на меня, разве я не чудо?!» Люди шли, останавливались у витрин магазина сувениров, глазели на изобилие красок. Иногда какой-нибудь сувенир покупали и уносили с собой, но место на витрине недолго оставалось пустым – на него ставили новый сувенир.

Однажды зимой в магазин сувениров зашел Мальчик. Он искал подарок на 23е февраля своему папе. Папа был полярник, и много рассказывал Мальчику про Арктику, показывал фотографии из экспедиций. Подарок должен был быть особенным. Правда, мама Мальчика всегда говорила, что самый лучший подарок – это подарок сделанный своими руками, но в этот раз Мальчик не смог ничего подходящего  придумать. И вдруг он увидел на витрине Полярного Медведя! Нос Мальчика расплющился – он прижался им к стеклу плотно-плотно – он узнал этого Полярного Медведя! Много месяцев назад он слепил его на уроке труда в школе и забыл на подоконнике. Но тогда Медведь был серый, невзрачный, а теперь – как он был теперь хорош! Белоснежная шерсть, черный любопытный нос, желтые глаза – он очень напоминал настоящего, хоть и был ростом с ладошку.

– Нравится? – спросил Мальчика женский голос. Он обернулся и увидел Мастера, которая стояла и улыбалась возле витрины. В зимней шапке и шубе он не сразу узнал свою учительницу, на уроке у которой слепил Медведя. Мастер привезла в магазин новые поделки, и собиралась уже уходить, но тут заметила Мальчика.
– Очень нравится! – признался мальчик. – Я его папе хочу подарить, он полярник.
– Вот как? – кивнула Мастер. – А я-то думаю, почему ты один из всего класса слепил белого мишку? Все делали кошек, мышей, собачек, а ты – Полярного Медведя. Значит, папе хочешь подарить? Хорошо.
И она позвала продавца.
– Расставьте на витрине новый товар из коробки, а вот этого медведя, пожалуйста, отдайте мне назад, я передумала его продавать.
Продавец вынул Полярного Медведя с витринной полочки и вручил Мальчику.
– Забирай! – засмеялась Мастер, – и больше не забывай свои поделки на подоконнике, ладно?
– Ладно! – счастливо кивнул Мальчик и спрятал Полярного Медведя под курточку. Он хотел донести подарок до дома в целости и сохранности.

/01.07.2014/