Синдром Стендаля

Нелли Солнечная Черджиева
«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей…» Так Стендаь описал свои ощущения от визита во Флоренцию. А позже, симптомы в виде головокружения, учащенного сердцебиения, возникающие от воздействия чрезмерной красоты произведений изобразительного искусства, архитектуры, музыки, природы и т.д. ученные назвали синдромом Стендаля, или Флорентийским синдромом.
Я захлебывалась в красоте… Стоя в одном из залов Эрмитажа, меня заполняла глубокая лазурь Моне, я тонула в ней, беспрекословно погружаясь в самую глубину пруда с кувшинками в Монжероне. Мир замер… Вокруг меня сновали люди, они что-то оживленно обсуждали, тыкали пальцами в произведения искусства, а я разучилась дышать. Мое тело стало свежим холстом, который впитывал в себя цвет. Беглые мазки масла, играли светом и тенью, соприкасаясь друг с другом, они трепетали. Всю эту красоту хотелось пить, ею хотелось неустанно дышать. Я смотрела и думала о том, какую энергию, какое волшебство, Моне вписывал в свои работы, чтобы сегодня, спустя более ста лет, мы замирали? Что есть этот поцелуй Создателя, называемый даром? Быть может, это умение видеть красоту в любом его творении, с одинаковой силой любить солнце и дождь, равно принимать свет и тень, видеть Божественное начало и в кувшинке и в человеке. Моне однажды сказал: «Глаза мои, наконец, раскрылись,  я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её». Любовь свозила с каждого его холста, она заполняла весь зал Эрмитажа, растекалась вдоль коридоров и с каждым вдохом глубже проникала в меня. Я вышла на Невский проспект, сердце мое учащенно билось, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шла, боясь рухнуть на землю… Я видела шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным… Безусловно это был синдром Стендаля…