хорошенькое начало

Маргарита Школьниксон-Смишко
Новый год начался для Розы Люксембург «приятной неожиданностью» :

3.01.1911

Юю, дорогуля, вчера вернулась*. Дорога была довольно скучной, поезд переполнен, но я всё время читала Ньюманише биографию Вольфа**, и это немного скрашивало ситуацию. Здесь, конечно, Мими была рада, но вообще-то я нашла её такой печальной, что сердце защемило. Бедняжка привыкла к одиночеству, было видно, что никто не сказал её доброго слова, так что все дни она просидела неподвижно и молча. Теперь начинает по-немногу со мной играть. Ида рассказала, что первые два дня Мими ничего не ела, только мяукала.
Сегодня я уже была на лекции...
Здесь между письмами нашла милое приглашение в суд «из-за окорбления его величества». 10-го мне нужно явиться на допрос. Не знаю, откуда пришло обвинение: из Штуттгарта или Бадена...
Сейчас пью чай с вашим мармеладом. Мими сидит на столе и уже уплела булочку с анисом, мурлычит.
Хорошо  у тебя было, я так отдохнула, Ниуниус, все дни были хороши, и теперь мне грустно, вчера и сегодня. Я намерена много работать.
Целую тебя, Дуду, дорогуля, не грусти, Мими тоже тебя целует. Н.

* Из Зилленбуха под Штуттгартом, где жила семья Клары Цеткин
** композитор Хуго Вольф

А вот письмо письмо Лео Йогишес:

«от 2-го или 3.01.

Что с «Млотом»?
Прикладываю письмо от идиота из Вильно, глупости Цалевски и письмо брата, из которого я узнала, чего стоит «честное слово».
Во время праздников я написала, кроме других, статью для «Вперёд» и ещё об антисемитизме. После двух статей на ту же тему для «Стандарта» мне она на столько опротивела, что была уже не в состоянии написать соответственную листовку. Прошу сообщить, должна ли я это сделать, тогда, неоткладывая, напишу... «

Косте Цеткину 5.01.:

«Дуду, дорогуля, я так рада твоему письмецу, между прочим, от ежедневной школы и вечерней работы я уже опять устала...
Когда вернулась, здесь не было снега, а сегодня ночью он выпал, и весь город стал белым. Представь себе, что со мной вчера приключилось. Когда я ещё в темноте, пол-восьмого шла  по Кёнигрэтцер штрассе к трамваю, на меня наскочил велосипедист, мы оба роскошно упали на землю. Со мной абсолютно ничего не случилось, только зонтик на три части сломался, шапка слетела с головы, и моё коричневое платье с ног до головы ужасно запачкалось. Когда пришла в школу Пик* и Шульц ужаснулись, и на улице на меня все оборачивались. По их совету мне пришлось снять юбку и пойти на занятие в шёлковой коричневой нижней юбке. Ученики ничего не заметили. Между тем Пик высушил мою юбку и жакет на паровом отоплении и почистил, при этом сам побледнел. Это же было мило с его стороны.
Вчера и сегодня на обед приходил Адольф (Варский), он прожорлив и сонен как корова. В Варшаве, вместо закрытой, у нас уже выходит новая газета.
Дуду, мне здесь так скучно без тебя, только Мими — моё утешение. Как же хорошо было у тебя.
Целую, дрогуля, Мими тоже.                Н.»

* Вильгельм Пик - один из основателей  ком. партии Германии, выдающийся деятель коминтерна, первый и единственный президент ГДР ( с 1949 года до своей смерти в 1960 г.)

фото: в партийной школе