Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро

Юрий Жданов 2
СТАТУЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Мы знаем о существовании Семи чудес света Древнего мира: Египетские пирамиды,  Висячие сады Семирамиды (Вавилона), Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк.  Так как до наших дней сохранились лишь Египетские пирамиды, швейцарец Бернард Вебер выдвинул в 1999 году идею определить Семь новых чудес света. Эту идею же он осуществил всемирным голосованием. Авторитетной комиссией были выбраны сначала  200 самых значительных рукотворных памятников культуры человечества. Из них были отобраны 77, а затем 21 для проведения всемирного голосования на право войти в число Семи новых чудес света. Победителями стали: Великая китайская стена, Петра- город в скалах в Иордании, Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Мачу-Пикчу- древний город инков в Перу, Колизей в Риме, мавзолей Тадж-Махал в Индии и, наконец, Чичен-Ица- древний город индейцев майя в Мексике. А единственному сохранившемуся до наших дней памятнику, входящему в число Семи чудес света Древнего мира- Египетским пирамидам, присвоен статус «Почетного чуда света».
               
Статуя Христа Спасителя в сказочно красивом и самом большом бразильском городе Рио-де-Жанейро, ставшая символом не только Бразилии, но и всей Южной Америки, вошла в число «Семи новых чудес света», которые были объявлены 7 июля 2007 года в городе Лиссабоне по результатам всемирного голосования.
Итак, прилетев в город Рио-де-Жанейро (являвшийся столицей Бразилии в 1763-1960 годы, т.е. до переноса столицы в город Бразилию), мы начали знакомиться с этим чудесным городом. Необычное в нем начинается уже с его названия, означающего «Река января» («Январская река»). Название такое он получил по ошибке, допущенной португальским капитаном.  1 января 1502 года Андре Конкальвеш обнаружил на юго-восточном побережье новой колонии Португалии прекрасную бухту, приняв ее за устье большой реки. Он приказал основать здесь город, назвав его Река января, так как это место обнаружено в январе. Позже стало ясно, что никакой реки здесь нет. Но название за этим городом, возникшим в 1502 году, сохранилось: Рио-де-Жанейро. Удивительная панорама города открывается уже при подлете к нему. С Запада вход в бухту Гуанабара закрывает холмистый мыс с расположенными на нем самой высокой горой Тижука (1021метр над уровнем моря) и горой Корковадо (в переводе с португальского-«горб», это название метко характеризует форму горы), здесь установлена статуя Христа Спасителя. В северной части города, которая лежит на побережье бухты Гуанабара, находится порт. Восточная часть города выходит к проливу, соединяющему бухту с океаном, а южная- открыта океану. Особое очарование городу придают многочисленные круто падающие к морю мысы и холмы. Интересное для туристов в городе можно найти буквально на каждом шагу. Красивейшая бухта  Гуанабара; замечательные парки и скверы; великолепные океанские песчаные пляжи Копакабана, Ипанема, Лебнон; многочисленные музеи: Музей современного искусства, Национальный музей, Индейский музей, Музей истории города, и многие другие; Ботанический сад; Зоопарк; стадион «Маракана»- один из крупнейших в мире- на 220 тысяч зрителей; старинные монастыри, храмы; Новый Кафедральный собор, напоминающий индейские пирамиды; акведук «Аркус ди Кариока»; ратуша; обилие скульптурных памятников…   

Аромат времени

Сегодня  мы наметили знакомство со статуей Христа Спасителя, официальное название которой- Монумент Христа Избавителя. Добраться к скульптуре можно на подъемнике или трамвайчике. Подъемник установили в 1972 году. Ходит здесь до сих пор и антикварного вида трамвайчик образца 1896 года, соединяющий верхние и нижние районы города. Раньше езда на нем была частью транспортных аттракционов. Этим уникальным трамвайчиком мы и решили воспользоваться, чтобы ярче ощутить аромат Времени. Скрипя на поворотах, он, с трудом преодолевая крутой подъем, приближается к вершине горы Корковадо, где на высоте 704 метра над уровнем моря установлена скульптура Христа Спасителя. Конечная остановка трамвайчика расположена всего на 40 метров ниже смотровой площадки, находящейся у основания монумента. Преодолев 220 ступенек, ведущих от остановки трамвайчика к монументу, оказываемся на смотровой площадке, с которой можно хорошо ознакомиться со скульптурой. Общая высота этого монумента- 38 метров: высота самой скульптуры-30 метров, а пьедестала- 8 метров. Зрительно скульптура  воспринимается более внушительной ввиду того, что естественным пьедесталом всего памятника является сама гора, на которой он установлен. А какая отсюда открывается восхитительная панорама города! 

История возникновения монумента          
                На этой земле до прибытия европейских колонизаторов жило около миллиона индейцев племен тупи-гурани, араваков, карибов, ге, панно, гуайкуру, касте, тупинамбас, тупиникинс, айморес, тамойос, короадос и других. Они занимались земледелием, охотились, ловили рыбу…  Но их самобытная жизнь была нарушена устремившимися в Новый Свет по проложенной Колумбом «тропе» европейскими завоевателями, одержимыми жаждой обогащения. В 1500 году на побережье будущей Бразилии высадился португальский мореплаватель Педру Алвариш. Он принял землю, на которую высадился, за остров, назвал ее Землей Вера-Круш («земля истинного креста», «земля святого креста») и объявил владением Португалии. В том же году Вера-Круш переименовали в Санта-Круш, а через несколько лет за этим владением Португалии укрепилось неофициальное название Бразилия. Обязано оно ценной породе красного сандалового дерева «пау-бразил» (от pau-brasil), которое вывозили отсюда португальцы. Все больше  проникая в глубь территории, португальские завоеватели грабили индейские племена, превращая покоренных в рабов. В результате длительной национально-освободительной борьбы в 1822 году была провозглашена независимость Бразилии от португальской короны. В 1921 году бразильское правительство начало подготовку к празднованию в 1922 году столетия провозглашения независимости Бразилии. Одним из намеченных мероприятий должна была стать установка в Рио-де-Жанейро  на очень красивой  горе Пан-ди-Асукар («Сахарная голова») памятника Христофору Колумбу.
Но у горожан эта идея не нашла поддержки. Они считали, что, во-первых, Колумб не был в Бразилии, во-вторых, он проложил путь завоевателям, принесшим огромные несчастья местному населению, в-третьих, не хотелось, чтобы огромная фигура мореплавателя  «маячила» здесь изо дня в день… И тогда был объявлен открытый конкурс на создание монумента, который должен был стать символом единения нации. Открытый конкурс означал, что участвовать в нем могли не только профессионалы, но и любой житель Бразилии. Конкурсной комиссии были предложены проекты с двумя знаковыми персонажами: Иисусом  Христом и Христофором Колумбом. Победил бразилец Эктор да Силва Коста, предложивший проект монумента со скульптурой Христа Спасителя. В своем письме в адрес еженедельника, объявившего конкурс, он доказывал, что нацию объединил не Колумб, а Христос. Это письмо, опубликованное в газете, покорило бразильцев, которые стали активно давать деньги на осуществление проекта. Идею монумента поддержала и католическая церковь, организовавшая сбор пожертвований на установку статуи. Быстро собранные средства позволили приступить к созданию монумента. Намечалось, что его открытие произойдет во время юбилейных  торжеств. Бразильским инженерам и архитекторам предстояло решить сложные технические проблемы, связанные с установкой огромной скульптуры на большой высоте, подверженной сильным ветрам и проливным дождям. Они начали разрабатывать надежный каркас скульптуры, а французский скульптор Поль Ландовски принялся за работу над головой и руками скульптуры. Но создание монумента затянулось, оно длилось с 1926 года около пяти лет. Скульптура была изготовлена во Франции и перевезена  из Парижа по частям в Рио-де-Жанейро. Это напоминает историю создания Статуи Свободы для Нью-Йорка, тоже изготовленной во Франции.
Бразильские инженеры Хейтору Силва и Педро Виану собрали привезенную по частям скульптуру Христа Спасителя на  намеченном для ее установки месте- на вершине горы Корковадо, являющейся частью огромного национального парка Тижук.
И вот наступил день торжественного открытия монумента- 12 октября 1831 года. Со всех концов страны в город съехались сотни тысяч людей. В дневное время с улиц они могли пока видеть лишь полотнище, закрывавшее скульптуру. К наступлению сумерек около вершины горы Корковадо собралось столько людей, сколько могло разместиться на  смотровой площадке около монумента и на ведущих к ней лестницах. Остальные участники предстоящего торжества ожидали открытия памятника в парке и на улицах. Эмоциональное напряжение нарастало. Многие молились, стоя на коленях, кто-то плакал… Ночь, как это бывает в южных городах, как-то быстро заявила о своих правах… Наступила темнота…  И вдруг яркий свет прожекторов вспыхнул над городом! Это электрическое освещение памятника в момент торжества было включено радиосигналом, посланным из Рима.            
С монумента сдернули скрывавшую его ткань, и перед собравшимися предстала величественная фигура Христа, распростершего руки… Казалось, будто Христос широко раскрыл объятия, в которые собирается заключить не только жителей города, но и все человечество! 
С этого дня здесь ежедневно вечером повторяется это действо с освещением памятника. Скульптура выполнена из железобетона и облицована так называемым мыльным камнем (толситом), хорошо отражающим свет. В постаменте 8-метровой высоты находится небольшая церковь Святой Троицы, в которой может разместиться около 150 человек. Размеры скульптуры впечатляют: размах распростертых рук- 23 метра, каждая кисть весит 9 тонн; вес головы- 36 тонн…
В 1965 году Папа Павел VI провел повторное освящение монумента. А 12 октября 1981 года здесь в присутствии Папы Иоанна Павла II торжественно отмечалось 50-летие открытия монумента. Со времени открытия монумента до наших дней статую несколько раз ремонтировали, дважды обновляли систему ночной иллюминации, а в 2003 году оборудовали эскалаторами подъем, ведущий на смотровую площадку. В 2006 году, в связи с 75-летием открытия статуи, повысили ее статус, признав одной из главных святынь Бразилии. К этому же юбилею отстроили часовню, в которой желающие могут обвенчаться на 700-метровой высоте над уровнем моря. Монумент стал притягательным и для «экстремалов», проверяющих здесь свои возможности. Находятся альпинисты, которые штурмуют не только отвесный край горы, на которой установлен монумент, но и саму скульптуру. Один из таких смельчаков, взобравшись на ладонь скульптуры, совершил головокружительный затяжной прыжок с парашютом, а другой- спустился на парашюте на плечо скульптуры, а затем добрался до кисти руки. Памятник стал любимым местом горожан и туристов. Ежегодно около него бывает около полутора миллионов туристов.
                Ю. Жданов       25.10.2007
Рассказ Юрия Жданова «Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро» опубликован:
Юрий Жданов. Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро. Газета «Радость» № 11-12, 2008. Стр. 24-26.
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru
Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО "Радость»).