гл. 32. Зимние лагеря 5. Посвящение в артиллеристы

Владимир Озерянин
               


см.ФОТО:Общий вид полигона Ютербог.


        Приобрел себе с первой получки маленький компактный транзистор. С тех пор в любое удобное время слушаю последние новости и музыкальные радиостанции. Хит сезона "Синий иней". По- прежнему, в моде "АББА", "Бони М", "Смоки" и другие...группы. Особенно удобно слушать в нашей яме-избе на втором ярусе под  тоненькой брезентовой крышей. Служба идет.


               Напряженные учебные недели завершаются учебными стрельбами. Я то был не в курсе. А оказывается, полк на несколько дней должен сорваться с обжитых , насиженных мест и передислоцироваться на передние рубежи. Так должно быть по давно отработанному плану.  Все что было до сих пор, это были только цветочки, а вот они и ягодки полигонного быта созрели.


         В командирской машине. В ней, в отличии от машины НШ, кабина спереди и отсек для барахла, такого как я, сзади. Между ними узенький проход. Середину машины занимает мощный двигатель "кировец". В проходе напихано штук пять матрасов. Вот на них я и возлежу. Стенка со стороны двигателя слегка теплая. Люки ради сбережения тепла задраены. За бортом минус двадцать. Отовсюду капает конденсат. Не смотря на рев двигателя под самим ухом, я засыпаю. Едем много часов. Наконец, какая - то остановка. Командир открыл люк. В салон  ворвалась струя свежего воздуха .Солдаты открыли заднюю дверцу. Мгновенно пробрал мороз.
"Да ну, его! Лучше дышать отработанными газами в тепле, чем кислородом на морозе",-  про себя рассуждаю я. И в это время машина снова срывается с места. Еще пару часов езды, и вот мы на месте.


            Время двенадцать часов дня. Небольшой сосновый перелесок с тыла развернутых к бою орудий. С фронта и до горизонта - пересеченная местность. Выскакиваю, разминаюсь, согреваюсь. Ко мне подходит прапорщик Чесноков.
 -Док, есть предложение.
-Поддерживаю, - без вопросов соглашаюсь я.
-Значит это, я замариновал мясо на шашлычок. У тебя найдется пару граммов для сугреву?
-Найдется! -хлопаю я себя по фляге справа на боку, - а когда?
-Предлагаю после отбоя, вон там в соснячке.
-А кто будет еще? - уточняю. Он называет еще двух старшин батарей.
-Окей. До вечера.
 
       Меня вызывают на обеспечение пристрелки. Едем минут десять куда - то на правый фланг. Спрыгиваю из кузова Газ-66. Какой - то огромный, я бы сказал, бескрайний, природный котлован.
"Как после взрыва водородной бомбы", - подумал я. Глубиною метров пятнадцать. По его краю, влево-вправо стоят многочисленные всевозможные артиллерийские орудия. Мы подходим к маленькой пушечке. Сорокапятка, называется, потому что у нее калибр 45-мм.


             Оказывается, сей раритет Великой Отечественной войны, сохраняется в полку в количестве двух штук. Специально для пристрелок. Я стою в сторонке. Солдаты заряжают. Офицеры, по очереди дергая за шнур, стреляют. Куда - то вниз, в этот котлован.
 -Доктор, а ну - ка иди сюда, - приглашает кто- то из офицеров. Подхожу.
-Ты первый раз на полигоне?
-Так точно.
-Понял, а ну-ка дерни за эту веревочку.
   Без раздумий резко дернул. Пушечка послушно выстрелила. Гильза от снаряда выскочила из казенника. Кто -то сзади схватил меня за затылок и пригнул к земле. Кто - то второй, подсунул под нос свежую гильзу.
-Нюхай док! Сильнее втягивай запах пороха!
Я потянул в две ноздри кислый, еще вьющийся из отверстия гильзы дымок.


-Нашего полку прибыло!- это называется посвящение в артиллеристы. Неслось со всех сторон.
-Вот теперь ты наш, настоящий! С тебя причитается. -подзуживали со всех сторон лейтенанты, старлеи и капитаны.
-Без проблем! - заверяю их. Оказывается, что до сих пор я еще был только формально членом коллектива. И они тут же переключились на других , еще не нюхавших пороху.
Началась пристрелка из других пушек, более мощных калибров. В течении получаса стояла настоящая канонада.
               

       После обеда начали стрелять  САУ. Это было что - то!  Становлюсь позади одной из самоходок, по ходу ствола метрах в двадцати. И при выстреле ударной волной у меня с головы срывало фуражку. И это при том, как потом выяснилось, что стреляли только четвертью заряда. Вот это мощь! Находясь позади , заодно посмотрел, как идет заряжение с грунта. В заднем борту снизу имеется специальное отверстие, через которое заряжающий подает снаряд. Снаряды тяжелые, и тяжелая это работа.


Продолжение следует.