Пейзаж с видом на кладбище. В. Вялый. Рецензия

Наталия Сентябрьская
 http://www.proza.ru/2012/04/29/244
Роман представляет собой  описание социально-бытовых  аспектов существования люмпенов, бродяг, алкашей, калеки, городских неудачников на фоне темы философии жизни и смерти  и жизни после смерти. Вещь одноразовая, не несущая никакой информации, кроме идеи – мы все умрём, и что нас  ждёт «там»?
Автор повествует о простых людях, для непритязательного читателя.
Все персонажи – люди без будущего, за исключением разве что Людмилы, у которой есть цель – избавить мужа от пьянства и художника, имеющего тенденцию к анализу окружающей действительности.
Все герои отличаются пассивностью, безликостью и эмоциональной бедностью, каждый персонаж по-своему ущербен. Работники кладбища тупы и невежественны, Ирина безвольна и ограничена, Квазиморда  раздавлен собственной жизнью. Весельчак и балагур Калошин  - яркая, неординарная личность на фоне убогой серости – вызывает лишь жалость  и сочувствие читателя.
В романе несколько сюжетных линий, несколько тем – кладбищенские работники, бродяжки, горожане, детский дом,  секс-рабыня Ирина, художник со своим многотрудным пейзажем. Некоторые из тем недостаточно раскрыты, но автор объединяет эти рваные куски под одной идеей – все смертны.
К недостаткам изложения следует отнести вялотекущее повествование в начале произведения, неумелое описание чувственности героев, неоднократное повторения штампов – кружевное бельё, ультрамариновое небо.
Популярная в литературе тема философии жизни и смерти проходит через всё повествование несколько натужно. Иногда рассуждения автора о смерти  даже навязчивы.
Из положительных черт произведения следует отметить психологическую достоверность портретов героев, изрядную долю юмора в описании некоторых сцен и событий. Роман щедро сдобрен городским фольклором, мужскими байками и народными легендами, что собственно и заставляет читателя не скучать. Безусловно, порадует читателя так любимый в отечественной литературе «святочно-пасхальный» финал – встреча Квазиморды и Оксаны после всех мытарств и духовного очищения.
Одним из ярких эпизодов является удачно обыгранная  расхожая московская байка 70-х годов о лотерейном билете, оставленном в кармане костюма покойника. 
Удались автору диалоги – речь простых людей передана точно и колоритно.