Интервью со Страхом

Софья Веда
   

                Я отвечаю за то, что говорю,
                но не отвечаю за то, что вы слышите.
                Омар Хайям

               

   Давным-давно на нашу планету пришёл Страх. Нет, он не привёл армию  солдат со страшным оружием в руках. Страх пришёл тихо, незаметно. Спокойно и беспрепятственно вошёл он в человеческие сердца и поселился там на веки вечные. И все стали его бояться. Боятся его и до сих пор. Но однажды мне надоело трястись перед ним, как осиновый лист, и я решила взять у него интервью. Он согласился.
   - Честно говоря, господин Страх, - начала я, встретившись со Страхом лицом к лицу, - готовясь к нашей встрече, мне было срашно от одной только мысли, что Вы опять войдёте в мою жизнь, ведь для большинства людей страх – это что-то огромное, злобное, одним словом, страшное и до смерти ужасное. Но Вы изменили моё представлению о страхе: Вы подтянутый, элегантный и очень эффектный.
   - Спасибо, - сказал Страх, слегка смущаясь.
   - Господин Страх, скажите, а Вас можно наблюдать ещё на каких-нибудь  планетах, кроме нашей?
   - Нет, я только на вашей планете, в каждом живом существе.
   - То есть в собаках, тиграх, птицах, жучках, червячках?
   - Да, да, в собаках, тиграх, птицах, жучках, червячках и в человеке. Но между страхом животных и страхом людей есть существенная разница.
   - Какая?
   - Вы не поверите, но меня «производят» только люди, а потом сами начинают бояться того, что придумали.
    -  Как это? Объясните, - попросила я.
   - Дело в том, что человек -, в отличие от всех представителей матери-природы, существо мыслящее. В голове человека мысли проносятся со скоростью света – шесть-семь мыслей в секунду.
   - Вот это да! – удивилась я.
   - Да, да, не удивляйтесь. Этот факт, кстати, уже давно доказали ваши учёные. Вы хватаетесь то за одну мысль, то за другую. Представляете, какой хаос творится в ваших головах? Покоя и сосредоточия нет. Есть только спешка, суета, а значит, есть  страх, - усмехнулся Страх. – Вот, пожалуй, и всё.
  - Как всё? – испугалась я, что наш разговор окончен. – Подождите, Вы же ещё не сказали, как рождается страх в наших головах?
   Страх посмотрел на меня своими огромными бархатными глазами и мягко сказал: « Вот так и рождается… в спешке. Скажу вам по секрету: в покое и радости  меня нет. А вообще, я вечный!»
   - Простите, пожалуйста, - извинилась я, краснея от стыда.
   - Ничего, ничего, - как бы успокаивал меня Страх. – Как «курочка по зёрнышку клюёт», так и вы приобретаете свой жизненный опыт по крупице. В следующий раз в подобной ситуации вы уже не будете спешить.
   - Почему?
   - Потому что к следующему разу вы уже усвоите, что спешка приносит вам чувство неловкости за себя, свои слова и поступки. А с неловкостью приходят неудовлетворение собой, неуверенность, боязнь, что вас не так поймут, не так оценят. Как только вы начнёте испытывать хотя бы одно из этих чувств, знайте – я рядом. Поэтому, чтобы ещё раз не оказаться в неловком положении, вы уже не будете забегать вперёд со своими вопросами, а наоборот, будете внимательны к собеседнику и дадите ему возможность высказаться до конца.
  - Благодарю, - сказала я, удивляясь, как точно он описал моё состояние. – Мне кажется, что сам Великий Страх переживает за человечество. Это так?
   - Я не «переживаю», а забочусь, - поправил Страх. – Всё в природе заботится о человеке, но человек, к сожалению, не всегда правильно это понимает. Страх не разрушает, страх создаёт новое. А любое «новое» можно создать только с учётом старых ошибок. Вот так рождается человеческий опыт. Каждый опыт делает человека мудрее.
   - А-а-а, я, кажется, поняла механизм воздействия Страха на человека. Чтобы я не совершила очередную ошибку, Вы нажимаете на рычаги моей памяти, она напоминает мне сегодняшнюю ситуацию, и я тотчас чувствую присутствие страха?
   - Не обязательно так. Сначала вы можете почувствовать, например, волнение, досаду, переживание, недовольство собой и прочий негатив. Это моя свита, разведчики, прокладывающие мне путь в человеческие души. Если вы не захотите вновь переживать «старые» неприятные чувства, я тотчас создам механизм контроля, чтобы не повторилась прошлая ошибка. Схема этого механизма проста: воспоминание – отсутствие желания совершать ошибку – контроль за своей речью и поступками. Если человек не воспользуется этим механизмом, то я приобрету разрушительный характер: я уничтожу его как личность, разотру в порошок,развею по ветру. Всё зависит от желания человека. И если человек разумный, то он не будет, например, переходить дорогу на красный свет светофора, не засунет свою руку в пасть льва, не полезет чинить электрическую проводку, заранее не отключив подачу электроэнергии. А, если человек неразумный и пренебрегает моими сигналами об опасности, ну что ж… Это его выбор.
   - Искренне удивлена и сражена Вашим благородством, - не смогла я сдержать свой эмоциональный порыв. - Всё так просто. Одного не пойму, почему люди при встрече с Вами трясутся, тупеют и пребывают в таком «ступоре», что их порой невозможно оттуда вытащить? Почему Вас боятся? Почему относятся к Вам, как к монстру, вместо того, чтобы прислушаться к информации, идущей от Вас?
   - Сам удивляюсь, - развёл руками Страх. – Вы знаете, у меня сложилось впечатление, что люди приходят на Землю не с благородной миссией – повышать свой духовный уровень, а чтобы заниматься самоубийством. Человечество не может, а точнее, не хочет жить без страданий, поэтому в фантазиях любого человека обязательно присутствует страх в виде какой-нибудь неудачи или трагического случая, типа «А вдруг…». Одним словом, люди не могут жить без меня, поэтому «помещают» меня даже в самые безобидные, а порой и нелепые ситуации, чтобы только окунуться в переживания, насладиться ими. Если страданий нет, то человек создаёт их искусственно при помощи своих мыслей. Вот поэтому я вечный.   Создав меня искусственно, вы потом сами же и трясётесь от ужаса в своей реальности. Но и это ещё не всё. После того, как человек сильно испугается того, что сам себе напридумывал, он начинает обвинять другого человека, на которого были направлены все его мысли и страдания.
   - Как это?..
   - Вы, люди, часто обвиняете своих врагов или любимых в том, что они не совершали.
   - Ну… бывает, - уклонилась я от ответа.
   - Почему вы это делаете? Потому что вы больше верите своим фантазиям, в которых ваши любимые говорят и поступают так, как они в жизни не сказали бы и не поступили. Вы приклеиваете к каждому ярлычок недоверия, забывая, где нет веры, там есть страх. Например, муж ждёт жену домой. Жена задерживается. Какие мысли-картинки появляются в голове мужчины? Правильно, от измены до катастрофы. Муж нервничает потому, что сам себе все эти картинки и нафантазировал. В такие моменты я присутствую в жизни человека в виде разрушительной тревоги. Муж фантазирует, а жена тем временем спокойно сидит, например, на производственном совещании и совсем не делает того, что напридумывал себе её муж. Но мужчина продолжает фантазировать, переходя все границы  Великого Разума. А когда жена возвращается домой, то муж начинает ей выговаривать, что она заставила его нервничать. Но жена не заставляла мужа нервничать, она только попросила его почистить картошку, но это было ещё утром. А нервничать она его не заставляла.
   - Да, очень наглядный пример необузданности человеческой фантазии.
   - А давайте-ка возьмём ещё один случай, очень типичный, - предложил Страх. – Представьте, утром вы стоите в «пробке», понимаете, что опаздываете на работу, поэтому нервничаете. Ваши мысли начинают предполагать самые фантастические варианты незаметного проникновения на своё рабочее место, чтобы только не попасть на глаза начальству.
   - Так, - согласилась я.
   - Вы надеетесь на чудо в виде ковра-самолёта, в мгновение ока донесшего вас к месту работы, или на шапку-невидимку, с помощью которой вы бы смогли  беспрепятственно проникнуть в свой отдел, сесть на своё место и сказать: « А я уже здесь давно. Я даже видел, как вы пришли».  Но, мысленно возвращаясь из своих фантазий в реальность, вы понимаете, ни ковра-самолёта, ни шапки-невидимки у вас нет и не будет, поэтому вы начинаете паниковать. При этом обвиняете правительство своей страны в том, что до сих пор не сделали дороги с десятью полосами, хотя налоги вы платите исправно. Вы обвиняете своего начальника, которому, как вам кажется, не спится, поэтому он ровно в 9.00 уже на работе. Вы обвиняете всех, кроме себя, даже не подозревая, что причина вашего опоздания кроется в вас самих. Вы забыли, чтобы не обвинять других в своих грехах, надо просто сделать так, чтобы данная ситуация никогда бы не повторялась, и вы бы никогда не испытывали чувство неловкости, раздражения и страха.
   - Господин Страх, вы опять меня удивляете! – с восхищением смотрела я на своего собеседника. - Вы опять проявляете заботу о нас, людях. Как ни крути, а страх многому учит. Скажите, что же нужно делать, чтобы страх не посещал мысли человека?
   - Вы сейчас, моя дорогая, будете смеяться, насколько всё просто.  Во-первых, никогда не надо беспокоиться. Чтобы не беспокоиться, надо контролировать свои мысли. Контролируя свои мысли, вы контролируете свои действия.
   - ???
   - Когда вы себя контролируете, глупостей делаете гораздо меньше. А если контроль войдёт в привычку, вы вообще перестанете быть конфликтным человеком, приобретёте спокойствие и уверенность. Но… приобретение хороших привычек требует долгого времени. А человек, как правило, ленив. Так что, - Страх развёл свои изящные руки в стороны, - я вечен.
   - А давайте вернёмся к эпизоду о «пробках» на дорогах и опозданию на работу, - осторожно предложила я. – Контроль контролем, а «пробки» - это явление социальное и опоздание неизбежно. Что же делать?
  - О! – усмехнулся  Страх. – Это уж совсем элементарно. Надо или раньше вставать, или не ходить на работу вообще. Можно, конечно, поменять род своей деятельности или найти работу недалеко от своего дома.
   - Так просто?
   - Да, так просто, но люди любят усложнять свою жизнь по многим причинам.
   - ????
   - Больше всего на свете люди боятся изменить свою жизнь, отказаться от своих привычек, поменять стереотипы.
    - То есть, страх постоянно преследует человека и от него никуда не деться?
    - О-о-о-о-о! – простонал Страх. - Запомните, это не я преследую человека, а человек преследует меня. Понимаете?!
   - Не очень, - слегка опешила я.
   - Человек представляет меня в своих мыслях – и я прихожу. Я прихожу потому, что вы, люди, этого желаете! Вы не поверите, но мне самому  всё это уже до чёртиков надоело. Я так хочу в отпуск! Бросил бы всё и улетел на Мальдивы! Но нельзя: человек без меня не может, - с грустью заметил Страх.
   Я как представила, что Страху тоже нужен трудовой отпуск, да ещё и на Мальдивах, где отдыхающие будут биться в конвульсиях от его присутствия, что не удержалась и засмеялась. Я хохотала от души и не заметила, как Страх исчез.
   Теперь я так делаю всегда. Как только страх подкрадывается ко мне, я начинаю смеяться, вспоминая какую-нибудь смешную историю. Кстати, совсем не обязательно смеяться во весь голос, можно смеяться про себя. А когда мне совсем не хочется смеяться или я не могу это сделать по каким-то причинам, то я просто держу губы в улыбке, точно зная, чем мягче улыбка, тем меньше страха.