Обед у бабушки

Дмитрий Шаховский
Обед у бабушки
Мини-трагедия

Действующие лица:
Телеведущая
Бабушка
Внук
Боевой андроид (без слов)


Двухуровневая квартира. На первом этаже кухня совмещенная с гостиной, входная дверь. На втором — комната. На кухне Телеведущая и Бабушка. Телеведущая стоит на небольшом пьедестале, она не может прикасаться к предметам окружающей обстановки.

Телеведущая. Вот так, благодаря нашему интерактивному 3D телевидению новейшего поколения, мы приготовили это восхитительное блюдо прямо у Елены Палны на кухне. (Высвечивается надпись «Аплодисменты».) Осталось только сервировать это все подобающим такой красоте образом и ждать прихода нашего гостя. Сегодня к Елене Палне придет в гости ее внук. Часто вас внук навещает, Елена Пална?
Бабушка. К сожалению, не очень. Он студент, учеба занимает много времени. Сейчас вообще все так заняты, никто никуда не ходит.
Телеведущая. Я уверена, что после такого вкусного и здорового обеда, внук, несмотря на наше нелегкое время, будет приезжать к вам теперь гораздо чаще. А чтобы обед стал еще радостнее, я рекомендую вам набор вот таких замечательных тарелок. Невероятно красивые, изготовленные с использованием новейших супер-разработок наших ученых, вы можете получить их уже через пятнадцать минут, не выходя из дома. Ну как, Елена Пална? По-моему они прелестны. Я себе такие уже купила. Надо брать. Такую красотищу мы с вами приготовили, да на этих тарелках… М-м-м… Внук ум отъест просто от удовольствия.
Бабушка. Да, конечно. Мне очень нравится: со вкусом так сделано.
Телеведущая. Благодаря нашей новейшей системе оплаты, вам не нужно ни о чем беспокоиться: оплата будет списана с вашей пенсии, а приобретенный товар - эти прекрасные тарелки - уже через пятнадцать минут доставят прямо к вам домой.

Звонок в дверь.

Бабушка (идет открывать). Ой, Андрюшенька.
Телеведущая. Кто бы это мог быть? Неужели пожаловал уже наш гость дорогой.

Входит Внук.

Да, это он. Поприветствуем нашего гостя. (Высвечивается надпись «Аплодисменты».)
Внук. Привет, бабуль.
Бабушка. Здравствуй, мой хороший. Как доехал?
Внук. Нормально. Ты все телик смотришь.
Бабушка. Ага. Мы тут такую вкуснятину тебе приготовили. Давай мой руки и будем кушать.
Телеведущая. Вот, Андрей, полюбуйтесь, какая ваша бабушка молодец, как она для вас старалась. Какой очаровательный молодой человек. Девчонки, наверно, проходу не дают, а, Андрей? Елена Пална, вы должны гордиться внуком, на загляденье просто мальчишечка у вас. Усаживайте скорее дорогого гостя к столу.
Бабушка. Да, это гордость бабушкина. (Внуку.) Садись быстрей к столу.
Внук. Бабуль, я не буду сейчас есть.
Бабушка. Как? Чего это?
Внук. Я не голоден. Потом.
Бабушка. Да?… Ну пока горяченькое все.
Телеведущая. Андрей, ну что же вы, бабушка ведь так старалась.
Внук (Бабушке). Не, я потом, ладно? Пойду поиграю.

Внук уходит в комнату. Он одевает игровой шлем, начинает ходить на месте, приседать, ложиться, «стрелять» с помощью другого приспособления (условно назовем его жезлом), в общем, выполнять различные действия, которые дают понять, что он играет в игру, позволяющую ему почувствовать себя участником боевых действий.

Телеведущая. Как же это так, Елена Пална? Что с Андреем такое?
Бабушка. Может быть, съел чего-нибудь по дороге.
Телеведущая. Вы знаете, мне показалось, что он в плохом настроении.
Бабушка. Да это он просто серьезности на себя напускает. Перед вами, наверное.
Телеведущая. А во что он там играет?
Бабушка. Он все время играет. И дома тоже. В онлайн-игры какие-то.
Телеведущая. То, о чем бы мне хотелось сегодня с вами поговорить, это та разобщенность в наших семьях, та пропасть которая образуется между отцами и детьми, которая разделяет поколения, рушит семьи. В первую очередь страдают от этого наши дети. В семье, где родители не привыкли делить друг с другом радости и невзгоды, где души их не открыты друг другу, дети также остаются один на один со своими проблемами. А ведь для них такая ситуация гораздо более опасна.
Бабушка. Ну конечно ему недостаточно внимания. А что делать? Время такое: родители вынуждены работать день и ночь. Но он у нас хороший мальчик, умненький.
Телеведущая. Многие подростки, не в силах справиться с возникшими трудностями, большинство из которых объективно не так страшны и могли бы легко разрешиться при правильном и своевременном вмешательстве взрослых, стремятся сбежать от них, спрятаться от реальности в мире виртуальном. В итоге страдает учеба, рвутся связующие нити с родителями, друзьями. Страдает и психика ребенка: он становится нервным, раздражительным, мир кажется ему непреодолимо враждебным. Страшную привычку рождают холодные устойчиво высокие цифры статистики подростковых суицидов.
Бабушка. У нас, слава богу, Андрей хорошо учится. Несмотря на игрушки эти, к учебе у него очень серьезное отношение. Учеба для него всегда на первом месте.
Телеведущая. Елена Пална, дорогая, семейный обед прекрасное средство для укрепления семейных уз. Поговорите с внуком по душам, попытайтесь выяснить, какие у него проблемы, отчего он подавлен.
Бабушка. Вы всё-таки думаете, у него плохое настроение?
Телеведущая. Это очевидно. Не тяните, дорогая моя, возможно, ему нужна ваша помощь. Позовите его.
Бабушка. Если я буду на него наседать, ничего хорошего не выйдет: он такой упрямый. Ничего, наиграется, проголодается — сам придет. Тогда и поговорю с ним.
Телеведущая. А вы заметили у него на футболке надпись?
Бабушка. Нет. Какая надпись?
Телеведущая. «Врач — это я».
Бабушка. Ну и что?
Телеведущая. Врач… Врач — ВРЧ.
Бабушка. Нет-нет, ну что вы! (Через левое плечо.) Тьфу, тьфу, тьфу. Он просто учится в медицинском институте. Хорошо, что он так гордится будущей профессией.
Телеведущая. Дай то бог… Время выпуска новостей!
Бабушка. Давайте. Новости, если честно, сейчас самое интересное по телевизору.

Выступление ведущей сопровождается соответствующим видеорядом и музыкальным сопровождением. Сама ведущая чрезвычайно экспрессивна, то зверем воет, а то дитем плачет.

Телеведущая. Прошедшей ночью вооруженные до зубов орды Врагов Рода Человеческого вновь атаковали мирно спящие города и села. Лавиной смерти обрушились они и растеклись по тихим ночным улицам, имея целью только убивать, насиловать, грабить. Один за одним вспыхивали пожары, постепенно почти все дома оказались объяты огнем. Мужчины выводили из горящих зданий свои семьи, выносили на руках немощных стариков и больных, пытались спасти хоть что-то из того, что наживалось непосильным трудом всю жизнь. Всполохи от вздымающихся к черному небу языков пламени отражались в глазах женщин с разметавшимися волосами, прижимающих к груди своих младенцев. К счастью, подоспевшие отряды Святого Братства отбили атаку и уничтожили всех до одного зломучителей.
Бабушка. Господи, господи, господи. А где это?
Телеведущая. Далеко.
Бабушка. Очень далеко?
Телеведущая. Очень.
Бабушка. Ну слава богу. У нас хоть все спокойно.
Телеведущая. О чем разговор! Елена Пална, у нас все абсолютно спокойно… Но Враг Рода Человеческого не дремлет. Он поджидает нас на каждом шагу, ждет, что мы оступимся, чтобы помочь нам упасть, упасть во тьму, из которой уже нет выхода. Вы знаете, что слуги Его используют и онлайн-игры, чтобы ловить в свои сети неокрепшие души. Тысячи наших детей попадают под их губительное влияние… (С резкой сменой интонации.) И о погоде…
Бабушка (бросается в комнату). Андрюша! Андрюшенька! Андрюша!

Бабушка врывается в комнату, где играет Внук, зовет его и теребит за руку. Внук, не не сразу осознав, что происходит, паникует и «палит» из жезла во все стороны. Потом наконец с раздражением снимает шлем.

Внук. Бабушка!… Меня из-за тебя убили.
Бабушка. Андрюша…
Внук. Я же сказал, что потом поем.
Бабушка. Андрюша, мне очень нужно с тобой поговорить.
Внук. Бабуль, ну давай потом, а.
Бабушка. Андрюшенька, пожалуйста. Я очень за тебя волнуюсь.
Внук. Что ты волнуешься?
Бабушка (плачет). У меня прямо сердце защемило. Пожалуйста, поговори со мной. Я же места себе не нахожу.
Внук. Да что случилось?
Бабушка. Пойдем на кухню, сядем, поговорим. Хорошо?
Внук. Хорошо, хорошо. Только успокойся.

Бабушка с внуком возвращаются на кухню.

Телеведущая. Итак, Елена Пална и ее внук Андрей! (Высвечивается надпись «Аплодисменты».) Садитесь, пожалуйста. Рассказывайте, что вас привело к нам, что вас беспокоит?
Бабушка. Андрей выглядит… Понимаете, он как будто подавлен чем-то, и не говорит, что с ним случилось. Он все время играет в какие-то онлайн-игры, я боюсь, что это из-за них, что на него там дурно влияют.
Внук. Бабуль, ну что за бред.
Телеведущая. Ну давайте попробуем все-таки спросить у Андрея. Андрей, что же заставляет вас быть смурнее тучи?
Внук. Да все у меня нормально.
Телеведущая. Андрей, вы можете нам это говорить, но бабушкино сердце не обманешь.
Бабушка. Да, Андрюша, не мучь меня, скажи, что случилось?
Внук. Просто меня по дороге три раза обыскали.
Телеведущая. Ну и что же здесь такого?
Внук. Полностью. То есть до гола и… Полностью, короче.
Телеведущая. Андрей, я согласна, что это, может быть, не очень приятно, но мы все должны с пониманием относиться к такого рода мерам. Ведь это все для нашей же с вами безопасности. Вы же знаете, что Враг Рода Человеческого не дремлет…
Внук. А я-то здесь причем?
Телеведущая. У вас же на лице не написано причем вы или ни при чем. У вас только на футболке написано. Что-то подозрительное.
Внук. Что тут подозрительного?
Бабушка. Андрюша, ты не препирайся. Скажи честно, зачем ты это написал? Мы же хотим тебе помочь.
Внук. «Врач» - это мой позывной в игре.
Телеведущая. В какой игре?
Внук. «Святое братство».
Бабушка. И зачем ты только в эту дрянь играешь? Учился бы лучше.
Телеведущая. Всё, Елена Пална, всё, всё, отбой. Успокойтесь.
Бабушка. Да как же я могу успокоиться, если…
Телеведущая. Всё хорошо, выдохните. Послушайте меня: никакой опасности нет. Я знаю, это очень хорошая игра, чрезвычайно полезная для ребят. Ему ничего не грозит, мальчик на правильном пути. (Внуку.) И как ваши успехи, молодой человек?
Внук. Мне нужно убить еще пятерых Врагов Рода Человеческого, и я стану командиром команды.
Телеведущая. Молодец какой.
Внук. А еще я смогу убивать мирных.
Бабушка. А зачем мирных убивать?
Внук. Да просто веселее. Они смешно разбегаются.
Бабушка. Но это же не хорошо,… наверное?
Внук. Бабуль, да это игра всего лишь.
Телеведущая. Действительно, Елена Пална, пусть лучше они так агрессию выпускают, чем на улицах хулиганят.
Бабушка. А почему он должен хулиганить?
Телеведущая. Мальчишки всегда хулиганят. Вы мне лучше скажите, Андрей, зачем вы по улицам расхаживаете? Вы же могли, прямо не выходя из дома, вызвать такси, которое с комфортом довезло бы вас от вашего дома прямо к бабушке.
Внук. Прогуляться захотелось.
Телеведущая. Гулять лучше в специально отведенных местах. Ведь в стране создаются все условия для того, чтобы вы могли получать все необходимое, прямо не выходя из дома: любые товары, медицина, образование… Вам же не приходится никуда ходить, чтобы учиться.

Где-то вдалеке раздаются еле слышные выстрелы.

Внук. Да. Можно я пойду? Меня вызывают: нам дали новое задание.
Телеведущая. Да-да, конечно, беги, играй. Удачи тебе.
Бабушка. Но он же так ничего и не съел.
Телеведущая. Да пусть играет. Сильнее проголодается.
Бабушка. И не хулиган он вовсе. Ну какой из него хулиган? Худой, бледный.
Телеведущая. Так и хорошо. А не играл бы - точно стал хулиганом. Иди, иди, Андрейка. Выполнишь задание — сразу приходи кушать. Бабушка так старалась, так ждала тебя.

Внук уходит в комнату.

Бабушка. Как-будто стреляют где-то?
Телеведущая. Это, наверно, ваши соседи телевизор смотрят. Вы же знаете, по некоторым каналам с утра до вечера одно насилие. Время выпуска новостей! На последнем заседании правительства важнейшей проблемой для нашей страны было признано ношение трусов со слишком узкой и тугой резинкой. Специально созданная комиссия провела исследование с привлечением ведущих отечественных ученых. В выводах, сделанных комиссией, сказано, что следствием использования такого белья является нарушение кровоснабжения органов малого таза, на теле появляется неисчезающая темная полоса. Но что наиболее важно: из-за постоянного дискомфорта появляется раздражительность, агрессия, депрессия. В специальном социологическом исследовании установлена четко прослеживающаяся взаимосвязь между социальным поведением подростков и тем бельем, которое они носят. Так вот, выявлено:  девяносто процентов хулиганов, бьющих стекла, носят трусы со слишком узкой резинкой, и девяносто пять процентов хулиганов, разрисовывающих стены, носят трусы со слишком тугой резинкой. А, в свою очередь, сто сорок шесть процентов подростков, посвящающих свободное время игре в одобренные онлайн-игры, носят трусы с широкой и свободной резинкой. Правительством принято решение запретить продажу исподней смерти. И о погоде…
Бабушка. Господи, господи, господи. Какой же он худой и бледный.
Телеведущая. А правильное ли бельё носит ваш внук, Елена Пална?
Бабушка. Что?
Телеведущая. Какие трусы у вашего внука?
Бабушка. Трусы?
Телеведущая. Да. Не слишком ли ему туго?
Бабушка. Туго?… Да он такой тощий, что с него все сваливается, наверно. Господи. Надо срочно его покормить, нечего там всякой ерундой заниматься.
Телеведущая. Да оставьте вы его в покое. Он же сказал, что не хочет.
Бабушка. Ну так что, что не хочет. А мне что, сидеть ждать, пока у него живот вспухнет? Нет, я пойду и поговорю с ним. Я в конце концов его заставлю просто, должен же он бабушку послушаться.
Телеведущая. Стоп, стоп, стоп, Елена Пална.  То, о чем бы мне хотелось сегодня с вами поговорить, это правильная организация питания наших детей. Одной из самых распространенных ошибок родителей является то, что они заставляют своих детей есть. Для многих детей, переживших насильственное кормление, это становится кошмаром, пережитым наяву, и остается с ними на всю жизнь. Один мальчик к четырнадцати годам возненавидел своих родителей, стал агрессивным, злым…
Бабушка. Да бросьте вы. Этому уж девятнадцать лет.
Телеведущая. Тем более: что же, взрослый человек сам не решит, когда ему поесть?
Бабушка. Девятнадцать лет - ума нет. И не будет, значит. Да что же они там, громче сделали, что ли? (Выстрелы становятся громче, слышны и взрывы.)
Телеведущая. Но вы же не хотите ему навредить?
Бабушка. Чем я ему наврежу? Горячим обедом?
Телеведущая. Это может травмировать его.
Бабушка. Я же не за шиворот ему горячую тарелку собираюсь вывалить.
Телеведущая. Неужели вы не видите, что у него зависимость?
Бабушка. Ну вот еще. Зависимость придумали какую-то. Нормальный он парень.
Телеведущая. Все мы порой рады обманываться, но это заблуждение может дорого обойтись и вашему внуку, и вам. Многие осознают масштаб трагедии, когда становится уже слишком поздно.  То, о чем бы мне хотелось сегодня с вами поговорить…
Бабушка. Да не морочьте мне голову.
Телеведущая. Вы действительно так считаете?
Бабушка. Конечно. Чего вы наговариваете на парня ерунду всякую.
Телеведущая. Вы действительно считаете, что мы морочим вам голову?
Бабушка. Ой, ну что вы к словам цепляетесь? Не морочите, не морочите.
Телеведущая. А что тогда?
Бабушка. Не знаю я — что.
Телеведущая. Вы знаете, что я вижу, Елена Пална?
Бабушка. Не знаю. Что? - что вы видите?
Телеведущая. Что Враг Рода Человеческого не дремлет. Вам ведь известно, что только наш канал имеет высочайшую аккредитацию Святого Братства, что гарантирует абсолютную достоверность и безопасность для всех категорий телезрителей? М? Известно, Елена Пална?
Бабушка. Известно.
Телеведущая. Елена Пална… Сейчас мальчик занят полезным для него делом. И, главное, совершенно безопасным от влияния Врага Рода Человеческого. Зачем рисковать? Зачем подвергать его опасности вредного воздействия?
Бабушка. Откуда же возьмется это воздействие, если он просто поест? Здесь кроме вашего канала никакого воздействия больше и нет. А вы же - хороший канал. Не то что — вон… Нет, они там издеваются просто.
Телеведущая. Если бы мы могли исключить любое влияние, кроме нашего канала, Врагу Рода Человеческого не нашлось бы места в умах и душах людей. К сожалению, особенно молодое поколение очень уязвимо.
Бабушка. Да что ему может здесь грозить?
Телеведущая. Вы, Елена Пална.
Бабушка. Я?
Телеведущая. Вы.
Бабушка. Но я-то чем могу ему навредить? Я всегда была только за все хорошее и против всего плохого.
Телеведущая. Отличить одно от другого зачастую уже не под силу тем, кто хоть раз оказался в сетях Врага Рода Человеческого.
Бабушка. А я-то здесь причем? Я же не была ни в каких сетях.
Телеведущая. Ой ли, Елена Пална? Ой ли? Вы забыли, что вы вдова одного из Врагов Рода Человеческого?
Бабушка. Но ведь тогда их звали Друзья Всех Людей.
Телеведущая. И вы не смогли отделить агнцев от козлищ. Враг Рода Человеческого смог затуманить ваш разум, потому что знал, что есть для него лазейка в ущербной душе.
Бабушка. Кто же тогда знал, что они козлами такими окажутся? А я никогда в их дела не влезала. Мы с ним никогда ничего не обсуждали. Я же дома всегда, готовлю, убираю. С меня что? Мне же главное, чтобы чистота была, и все накормлены, чтобы уют был. Ничем не могу я ему навредить, ничем. Какой от бабушки вред?
Телеведущая. А сколько вам лет?
Бабушка. Лет? Причем же здесь…
Телеведущая. Семьдесят три, не так ли?
Бабушка. Да, так. Да, семьдесят три.
Телеведущая. Наше мудрое правительство вынуждено было поднять пенсионный возраст до семидесяти лет, чтобы больше средств направлять нашим доблестным воинам Святого Братства, которые, не щадя живота своего, бьются с Врагами Рода Человеческого. А из-за таких как вы наши герои недополучают самое необходимое. Вы! вы прямая пособница Врага Рода Человеческого. Вы закостенели во зле. Вас и на пушечный выстрел нельзя подпускать к нашим детям.
Бабушка. Но это мой ребенок.
Телеведущая. Новость с пометкой «молния».
Бабушка. Это же мой мальчик. Как же я могу…
Телеведущая. Правительство постановило: все игроки онлайн-игры «Святое братство» приравниваются к военнослужащим; препятствование выполнению игроками своего долга карается смертной казнью. Вам все понятно?
Бабушка. Мне нельзя покормить своего внука?
Телеведущая. Вам лучше вообще к нему не приближаться. Теперь с такими, как вы, разговор короткий. Врагам Рода Человеческого — самый жесткий отпор. Против вас закон.
Бабушка. Что мне законы ваши, есть другие, незыблемы и вечны меж людей. Судьбу приму любую я смиренно, коль жребий злой на мою долю пал.
Телеведущая. Как не разумны вы.
Бабушка. А вы разумны во мнении, что я врагиней правды, по кривды прихоти, родившей ваш закон, себя пред совестью признаю? (Пауза.) Я устала. Мне нужно немного отдохнуть. (Берет в руки пульт от телевизора.)
Телеведущая. Что это вы собираетесь сделать?
Бабушка. Я хочу побыть в тишине.
Телеведущая. Не смейте выключать. Наш канал — ваша последняя надежда на спасение.
Бабушка. У меня от вас уже голова болит. Я просто хочу посидеть в тишине.
Телеведущая. Если я не буду вас видеть, у меня не будет другого выхода, как сообщить о том, что вы замышляете злодеяние против игрока «Святого братства».

Звук идущего боя совсем близко.

Бабушка. Я устала от вас. (Выключает телевизор; какое-то время сидит в задумчивости.) Что же я сижу? Андрюшеньку ведь надо кормить. Все уж остыло давно, наверняка, надо подогревать. (Суетится, разогревает.) Вот так. Ему точно очень понравится, уж я-то знаю, что он любит. Сейчас сядем, вместе покушаем спокойно, поразговариваем. Он всегда мне все рассказывал. Сядет за стол и тараторит, тараторит — есть забывает. А я ему все: «Кушай, кушай, потом расскажешь.» Один раз даже сказал: «Бабушка, ты — мой лучший друг.» (В ожидании и надежде смотрит на надпись «Аплодисменты», но та непреклонна.) Ну и хорошо, так все равно лучше.

Звонок в дверь.

Кто же это? А. Тарелки, наверное. А говорила пятнадцать минут. Вот и верь им. Ну ладно, зато как раз к обеду.

Входит Боевой андроид. Его движения синхронны с движениями Внука, играющего в комнате. Боевой андроид выстрелом убивает Бабушку. Он исследует квартиру и, наконец, входит в комнату Внука.

Внук (управляя Боевым андроидом и не узнавая самого себя). О-па! А это что за дрищ? На-ка.

Боевой андроид убивает и Внука, после чего замирает, лишившись управления. Появляется Телеведущая.

Телеведущая. Ну что же: человеческий фактор есть человеческий фактор. Не переключайтесь. Все самое интересное скоро только на нашем канале. (Высвечивается надпись «Аплодисменты».)