Выживание в городских джунглях

Полковник Чечель
    

      «Если в стране ходят денежные знаки, значит, есть люди, у которых их, ну очень много. А посему, существует 498 законных способов изымания денег у населения».
         Остап Бендер, который «Задунайский»

   Учитывая, что началось лето, когда начинается усиленная миграция народа в отпуска и прочие «деловые» командировки, автор решил, что есть резон напомнить уроки выживания в «городских джунглях» современного города. Все примеры взяты только из личного опыта или опыта моих друзей, т.е. за их подлинность я ручаюсь.

     Подчёркиваю, я сам, мои друзья и родственники на момент свершения описываемых мной событий были в трезвом уме, твёрдой памяти и «ни грамма не выпимши»… Впрочем, судите сами:

                1)  Ах, какая женщина…

         Аэропорт города Оренбурга. Я курсант, закончивший первый курс авиационного училища, жду самолёт, чтобы улететь в свой первый заслуженный летний отпуск . В зале толпа народа, все жадно слушают объявления справочного бюро и безропотно ждут своего рейса. Вдруг распахивается дверь ресторана, и выходит вальяжной походкой обалденно красивая дама в вечернем платье, что для аэропорта, вообще-то, «нонсенс» . Остановившись в дверях, дав публике себя рассмотреть, томным, неторопливым взглядом обводит глазами зал. Её взгляд встречается с моим, и она без колебаний идёт в мою сторону.

     Сердце лихорадочно забилось в волнении, неужели ко мне, что я ей скажу… Дама приближается на расстояние полуметра и низким, чувственным голосом произносит: «Молодой человек, Вы здесь единственный, кто своей интеллигентностью и порядочностью внушает доверие, и с кем я могу поделиться своим горем. У меня из сумочки в автобусе, пока ехала в аэропорт, украли билет с деньгами. Не могли бы Вы дать мне сколько-нибудь денег, чтобы я могла долететь до Москвы, а там дальше мне помогут». Глядя на неё, «как кролик на удава», я с готовностью вывернул кошелёк и отдал ей все купюры, которые там лежали.

       «Нет, нет», - сказала дама, - «Оставьте себе хотя бы на чай». С этими словами она вернула мне 3 рубля. По тем временам это были «большие деньги», (для «справки» - бутылка водки стоила 3 рубля 62 копейки, и на них можно было нормально поужинать в ресторане, разумеется, без спиртного. А учитывая, что у меня билет на самолёт был с двумя пересадками (Оренбург-Уфа, Уфа-Чита, Чита-Борзя) 3 рубля на «чай» были совсем не лишними.  «Я Вам обязательно верну по прилёту, давайте Ваш домашний адрес», - промолвила дама и достала изящную  записную книжку. Я продиктовал гарнизонный адрес родителей в городке на Монгольской границе и добавил, что буду там всего три недели. «Хорошо», - сказала дама, - тогда я вышлю Вам на училище, адрес я знаю». После чего она меня поцеловала и такой же неспешной походкой скрылась в дверях ресторана. Самое парадоксальное в этой «пикантной» ситуации, я до сих пор помню запах её духов. Меня впервые поцеловала женщина, до этого я был абсолютно «не целованным мальчиком».

      Я ощутил буквально «мозжечком», как мне завидует весь народ в здании аэровокзала, и преисполненный чувства «собственной значительности» за все ВВС Советского Союза в моём лице, когда объявили мой рейс, гордо проследовал на посадку. Перевод от неё я ждал примерно полгода, и даже когда понял, что его не будет, нисколько не обиделся на даму. Наоборот, вспоминал её с благодарностью за «урок» и за то сладостное чувство, какое испытывал я, когда  мужчину  выделяет из толпы красивая женщина.

         2)  Не давай жене деньги, если можешь нести их сам.

       В чине майора использую трёхгодичный  «академический отпуск», который вообще-то положен каждому «не ленивому» офицеру, учусь в Военно-Морской академии им. Крылова в славном городе Ленинграде, потом по выпуску её переименовали им. А.А. Гречко, а в данный момент она уже имени Кузнецова. На следующий год в эту «параходную школу» поступил учиться однополчанин, выходец со 170 мрап, штурман Виктор N. Фамилию не называю, зачем человеку «сыпать соль на раны», напоминать о пережитом, от чего у него «седые волосы» появились. Виктор привёз в Питер новенькие «Жигули» 5-ой модели. Поскольку гаража нет, ему стало жалко оставлять свою машину под дождём возле гостиницы на проспекте Пархоменко, где мы жили, и он решил её продать. Но продать, естественно, с «наваром». Долго искали, наконец, нашли нужного покупателя, согласного уплатить 6000 рублей официально через банк, и ещё 6000 рублей «дать на лапу сверху». Мужчина был цыганской внешности, но с очень обходительными манерами.

       В назначенный день, утром, к моменту открытия банка вся «троица» собралась возле его дверей. Третьей, как свидетеля, пригласили жену Виктора, Тамару.  6000 р. Положили Виктору на книжку, после чего «клиент» передал Виктору  дипломат с деньгами. После пересчёта убедились, что там тоже купюрами в пачках лежит обговоренная сумма, ещё 6000 рублей. Виктор вручил «клиенту» ключи и документы на машину, после чего все трое довольные вышли из банка. «Предлагаю обмыть», сказал «клиент» цыганской национальности. «В следующий раз», - ответил Виктор, - «Мне надо ещё на вторую пару занятий в успеть». С этими словами он передал портфель с деньгами жене, а сам прыгнул в проходящий трамвай, идущий в сторону академии.

     Дальше события стали развиваться с непредсказуемой быстротой. Тома попрощалась с «клиентом» и пошла в сторону дома, а тот пошёл к машине, которая стояла рядом. Тамара отошла уже метров на 100 от банка и не видела, что её машина вдруг стала ехать за ней. Потом остановилась, из неё на цыпочках выскочил «клиент», который ещё пару минут назад был сама «обходительность». Пинком ноги сверху выбил  из Тамариных рук дипломат, у неё только ручка в руках осталась. Схватил его с асфальта , прыгнул в Витину, теперь уже свою, машину и сразу врубил «полный» газ. Тамара, жена «боевого офицера» не растерялась, перехватила стоящее рядом такси и организовала погоню. Но минут через 10 гонки водитель такси наотрез отказался ехать на красный свет, как это сделал «клиент на их машине. Короче, так и ушёл. Но, обратите внимание, уважаемые читатели, сей «акт» он заранее не планировал, просто «профи» воспользовался ситуацией, когда «птица счастья» сама прилетела в руки. Виктор, когда узнал о случившемся, на полгода перестал улыбаться и понимать шутки, но потом, ничего, отошёл и выпустился из академии исправным боевым офицером.

                3) Цыгане…
                В чине подполковника учусь на 4-х месячных курсах командиров полков в 33 Центре Боевой Подготовки Морской авиации СССР города Николаева. Родители живут в Херсоне, раз в неделю я их навещаю, если выходные не заняты общими мероприятиями. В этот раз мама позвонила: «Вася, приехала твоя одноклассница Валя Беляшова из Минска, у неё в субботу день рождения, сначала навести её, а потом уже к нам». Ну, маманин приказ надо выполнять, посему, сразу после занятий прямо в военной форме я помчался на поезд, с цветами вышел на площадь перед вокзалом города Херсона и начал уточнять, как проехать по указанному мне маманей адресу. Оказывается, надо пройти одну остановку по проспекту Ушакова, и там, на улице Кулика сесть на 8–ой, или 12-ый троллейбус. Иду, впереди вижу, как 5 молодых девушек-цыганок пристают к прохожим. Сразу понимаю, что такую «колоритную личность» как я, они не пропустят. А у меня времени нет вообще. «Банкет» назначен на 17.00, а сейчас уже 20 минут шестого и я сильно опаздываю к «первому тосту за именинницу, дай Бог хоть бы к четвёртому тосту успеть.  Метров за 100 делаю «противоракетный маневр», перехожу на другую сторону проспекта, но одна из девушек тут же бросается наперерез: «Тов. Капитан 2-го ранга дайте 15 копеек, я Вам погадаю».

    Отвечаю: «Я в ваши сказки не верю, и вообще, отстань, некогда», - пытаюсь пройти мимо неё. Она опять: «Тов. Капитан 2-го ранга, давайте погадаю, а то Вам лёгкой дороги не будет», и она семенит рядом. Я в ответ: «Во-первых, я не капитан 2-го ранга, а подполковник Морской авиации, а во-вторых, я подаю милостыню по понедельникам, а сегодня суббота». И тут она стала орать на всю улицу: «Люди, посмотрите, подполковник и 15 копеек жалко». Бежит так за мной и голосит: «Люди посмотрите, подполковник и 15 копеек жалко!» Народ стал оглядываться не только на этой стороне проспекта, но и на противоположной. Я представил, как это выглядит со стороны. Остановился, запустил руку в правый карман, куда я положил деньги, оставшиеся после покупки цветов, и со словами: «На, только отстань», - сунул ей несколько бумажных купюр, не глядя, сколько даю денег.

     Цыганка остановилась, пересчитала и вприпрыжку помчалась за мной: «Господин офицер, Вы мне добро сделали, я должна Вам отплатить». Я ей: «Свободна, не мешай, мне ничего не надо». Она: «Я не имею права Вас так отпустить, если не отблагодарю, то Вам горе будет». Я: «Я в эти сказки не верю, не мешай, я опаздываю». Она: «Это не займёт много времени. Просто дайте мне 15 копеек, я их подержу в руках, Вам верну, и у Вас счастье будет». Я помчался, молча ещё быстрее. А она бежит рядом и уже не громко так канючит: «Ну дайте 15 копеек, ну дайте 15 копеек, что Вам стоит». В итоге, я остановился, дал ей 15 копеек. Она их подержала в руках, и только я собрался их забирать, как она говорит:  «Надо, чтобы я эти 15 копеек сама Вам в кошелёк положила». А я уже от ребят слышал про такие случаи, как кошелёк прямо из твоих рук «испарялся» в неизвестном направлении. Тут уже я «психанул»: «Ну, ты, побирушка, тебе уже детей пора рожать, мужа иметь, а ты тут с прохожих копейки выколачиваешь». С этими словами я сунул руку в карман, схватил оставшиеся там деньги и бросил ей в лицо со словами: «Сколько тебе надо дать, чтобы ты отстала?» И не дожидаясь ответа, вприпрыжку помчался к остановке троллейбуса. Когда обернулся, цыганка на «карачках» подбирала мои деньги. Потом я посчитал оставшиеся в кармане копейки. Получилось, 40 рублей ушло на розы, 4 рубля завалялось у меня в углу кармана, и 56 рублей я в два приёма отдал цыганке. Да, всё равно девушка, не «мытьём, так катаньем», «наколола» целого подполковника и добилась своего. «Профи» - что тут скажешь?

                4) «Старые, что малые…»

        Маманя, живёт одна, 80 лет, я уже на дембеле, но работаю там же в Центре, где служил, инструктором на пилотажно-навигационных тренажёрах: СУ-24, ТУ-22м3, КА-27. Соответственно, по выходным, подлётываю пилотом на «стратегическом лайнере» АН-2 в Николаевской областной федерации авиационных видов спорта, и кроме этого умудряюсь ещё прыгать с парашютом и в походы ходить. Но маме звоню каждый день, и раз в неделю стараюсь хоть на два часа, но вырываться в Херсон, проведать, так сказать. Но поскольку за неё волнуюсь, оставил ей 600 долларов в «загашнике», на всякий случай. Лежали так они у неё полтора года, а потом, собираясь на Кавказ на горных лыжах я 400 долларов забрал в качестве резерва, не собираясь их тратить. Пока я там рассекал в Домбае на горных лыжах, мамане в дверь однажды позвонили две очень прилично одетые женщины. Показали документы, представились, что они из СОБЕСА выполняют поручение Президента Ющенко, выясняют, есть ли у пенсионеров деньги на похороны. Есть ли нет, то составляют списки и им будет идти целенаправленная помощь.

     Маманя, «по - честному», рассказала, что  деньги для этой цели и как резерв 600 долларов есть, но сейчас сын 400 временно забрал, но через неделю приедет и вернёт деньги обратно. Дамы начали маму стыдить: «Нет, это он очень неправильно Ваш сын сделал, а вдруг именно сейчас с Вами что-то случится. Деньги должны быть всегда при Вас. А покажите, мы должны знать, что хотя бы 200 долларов у Вас есть». Мама дисциплинированно лезет в комод, достаёт конвертик, где у неё помимо 200 долларов ещё несколько сотен гривен лежало, что сама смогла отложить. Те посмотрели: «Да видим, кладите обратно». Мама всё сложила в конверт сама и только хотела унести его обратно в другую комнату, как одной женщине «приспичило» в туалет, и она попросила маму показать, где он. Мама отошла буквально на 5-7 секунд, машинально конверт оставив на столе. Когда вернулась, конверт лежал там, где он его оставила.

     Дамы показали маме тетрадь, где она увидела свою фамилию с цифрой 200 долларов в графе напротив, и сказали, что она может не волноваться, если что-то случится, семье помогут. После чего дамы удалились. Мама довольная, какой у них «заботливый Президент», и что «проверка» прошла нормально, занялась домашними делами. Но часа через два внутреннее беспокойство заставило её достать конверт и проверить наличность. Как и следовало ожидать, он оказался пуст. Её горю не было предела. Она дозвонилась к нам в Домбай, а мы жили в частном секторе, и в квартире был телефон, минут пять в трубке раздавались одни только сопли и рыдания, пока я смог выяснить их причину. Как мог, успокоил сообщением, что 400 – то долларов у меня лежат, и как хорошо, что я их забрал в качестве резерва, а то бы и эти деньги ушли. Только после этого маманино самочувствие, хотя и медленно, но пришло в норму.

      После данного «эпизода» её доверие к людям с официальными «бумажками» было значительно подорвано. Но самое интересное, только в нашем подъезде мошенницы смогли «обдурить» ещё трёх человек, включая мужчину на первом этаже, который «сумел отдать» 5000 гривен, что составляло всю его пенсию и зарплату, т.к. он ещё и работал. Да, точный психологический расчёт, что многие пенсионеры живут одни, и из них «с пелёнок» воспитали «законопослушных граждан». Ну, что ж, опять снимем «шляпу перед профессионалами».

          5) Девичье сердце так легко «уговорить»…

       Сын у меня начал прыгать с парашютом в 15 лет, дочь я начал уговаривать с 16-и, и так она держалась до 30-и, мотивируя, что мне ещё детей рожать, да и пожить хочется. Но поскольку по выходным дням я пропадал в аэроклубе, а с дочерью пообщаться тоже хочется, я нашёл «выход». Говорю: «Оля, что тебе летом в жару в городе париться, поехали со мной на прыжки. Там пол Украины лучших парашютистов собирается, молодые, красивые парни. Прыгаем мы в поле, ночуем в палатках, вечером «дискотека», посиделки у костра, общение, подъём на заре. В городе такого не испытаешь. Прыгать уговаривать не буду, поехали». В общем, не с первого, но со второго раза дочь я уговорил.

      Приехали вечером в пятницу в аэропорт города Николаева, где стоял наш АН-2. На нём перелетели на огромной поле под Терновкой, отведённое под прыжки нашей Федерации авиационных видов спорта, а также бригады ВДВ, базирующейся в городе Николаеве. Называлось это место полигон «Еврейская могила». Там штук 10 палаток уже стояло. В те времена, благодаря организаторской деятельности офицера группы «Альфа»в прошлом, а ныне коммерческого директора и по «совместительству» пилота «лайнера» АН-2 Володи Минеева и Мастера парашютного Спорта СССР Геннадия Ивановича Кустова, Федерация процветала. К нам приезжали прыгать с Киева, Болграда, Одессы, Харькова, Херсона и других городов Украины и даже из стран СНГ. А всё потому, что за день успевали делать по 8-9 подъёмов на высоту 3-3,5 тысячи метров, а цена за прыжок в два раза меньше, чем в среднем по Украине. Короче, это был слёт единомышленников и «фанатиков» парашютизма. Причём народ ехал не всегда прыгать, а и просто «потусоваться».

     Вот для примера типичная сцена – на поле в бескрайней степи с палаточным лагерем и «колдуном» посредине приезжает автобус «Икарус» с Херсона или Одессы. Три пассажира сразу идут на старт занимать очередь на очередной подъём, а остальные 20 тут же начинают ставить мангал, разжигать уголь для костра, готовить заранее замаринованный шашлык. К тому времени, когда трое парашютистов, пройдя медосмотр у доктора и проверку парашютных книжек, поднимутся в свой первый на сегодня подъём, остальные 20 уже успевают пару тостов выпить за удачный прыжок. А вечером всеобщее веселье здоровой, бесшабашной молодости с посиделками у костра, «дискотекой», шуточным курением кальяна, песнями под гитару и общением братьев по духу. И всё для того, чтобы с 6-7 утра, до жары, снова подняться в бескрайнее, синее небо и ощутить себя крылатым. Это такой азарт, адреналин и  свобода, какую редко испытаешь в другом виде спорта. Вот в такую обстановку я и привёз свою дочь.

     Первый день Оля только смотрела на прыжки, но вечером она попала в поле зрения тренера по парашютному спорту команды каскадёров Украины Геннадия Антюфеева. Я уже описывал «подвиги и манеры» этого крайне интересного и импозантного мужчины во всех ипостасях в рассказе «Последствия страха», поэтому не буду повторяться. Скажу только, что Геннадий любого может научить «плохому» - смеюсь. Стоило Ольге провести вечер с Геной, как утром, подрулив к старту после первого взлёта, я увидел свою дочь с надетым парашютом в строю для осмотра на второй подъём. Пару раз «протёр глаза» - вдруг «померещилось», но нет, точно – моя дочь. Сразу попросил Николая Бондаря меня подменить за штурвалом на правом кресле надел парашют и тоже встал в строй, попросив Геннадия Кустова кого-нибудь выкинуть из «перворазников»,  придравшись к его «неряшливому виду». Что Гена по дружбе немедленно исполнил. Вот уж точно говорят: «Зачем та власть, если ей не пользоваться?»

     Короче, встал за Ольгой. Из девушек в подъёме она одна. Держится молодцом, даже шутит. Хотя слегка бледновата, но в целом мне её состояние нравится, боевое. По команде «Пошёл» решительно делает шаг «в пустоту». 3 секунды жду, убеждаюсь, что парашют у неё раскрылся нормально, выхожу сам. Специально пропадал пониже, отошёл в сторонку, чтобы она мне хорошо была видна, наблюдаю. Вижу, действует хладнокровно, помощь не требуется. Кричу: «Оля, ты меня видишь?» Она в ответ: «Да, папа, такая красота!!!»

     Рассчитал, где она будет приземляться, на крыле прилетел туда, парой спиралей потерял высоту, сел. Не снимая парашюта, смотрю. Оля как заправский парашютист приземляется в 10 метрах от меня, ноги вместе, не пытаясь устоять, падает на бок – «всё абге махт» - как учили. Гасит купол, который её слегка проволок, и довольная, лежит. Кричу: «Девушка, вставай, простудишься», сам снимаю систему, подбегаю к дочери, помогаю встать и целую со словами: «Получай Родина ещё одного парашютиста». Ольга мне: «Папа, это так здорово, я ещё хочу». Вообще-то, это нарушение, в день первого прыжка прыгать больше не положено, да и вообще, надо хотя бы 10 прыжков напрыгать для этого, но не хочу «бюрократичеким подходом» гасить пыл «молодого дарования». Говорю: «Решай все вопросы с Геннадием Ивановичем Кустовым. Если он даст «Добро», я не против». Гена тоже знает, что всегда есть «исключения из правил, подтверждающие само правило». Его сын, Олег, начал прыгать с парашютом в 13 лет, а сейчас, закончив подготовку, летает самостоятельно командиром на АН-2. Поэтому, Геннадий, переговорив с Ольгой, даёт ей команду одеваться в четвёртый подъём. Времени между подъёмами хватает, т.к. бросаем 4-5 человек с 1000 метров, остальные идут на «высоту» 3-3,5 километра, какую удаётся набрать с учётом сегодняшней жары и восходящих потоков минут за 40. В 4-ый подъём уже иду сам за штурвалом. В момент выброски пилотирует Олег, я слежу за командами выпускающего и заодно и за дочерью. Помахала мне ручкой, выходит лучше, чем в первый раз, даже попыталась лечь на поток. Гордый за дочь, «мурлыкаю» какую-то песню, типа: «Потому, потому, что мы пилоты. Небо наш, небо наш родимый дом.
    Первым делом, первым делом самолёты.
Ну, а девушки? А девушки потом»…

    Удачно над пашней поймали восходящий поток. Довольно «резво», со скоростью 1,5-2 метра в секунду наскрёбываем 3600 метров. Ребята во главе с Геной Антюфеевым красиво выходят «гамбузом». Кустов – замыкающий, машет мне рукой и выходит задним сальто. Его сын Олег сразу переводит самолёт на снижение с максимальной вертикальной скоростью. Я слежу, чтобы не превысил ограничение, такая тенденция – «на грани фола» - у него есть практически во всех полётах. Парень дважды поступал в Харьковский Институт Лётчиков, до этого самостоятельно летал в аэроклубе «Икар» на ЯК-52. Но увы, «кумовство и взятки» тогда в ХИЛе процветали. Так и не удалось Олегу пойти по стопам отца – стать офицером. Закончил НКИ (Николаевский кораблестроительный институт, работает, как ни странно, в банке, а по выходным, как и я, подлётывает на АН-2. Я только летаю и прыгаю, а Олег от прыжков отошёл, работает только лётчиком.

     Кстати, вспомнился один полёт с ним. Мы тогда вынуждены были дать команду в облаках парашютистам: «Всем немедленно покинуть борт», -  высоту успели набрать 3200 метров». А всё из-за того, что пожадничали и не прекратили вовремя прыжки. Два подъёма бросали народ из-за облаков, используя DPS, и получалось нормально. А в третьем, хотя и видели, что идёт развитие кучёвки, решили, что успеем. Не успели. Не заметили, как оказались в самом её центре, с сильнейшей болтанкой и градом. Хорошо, ребята все были опытные. Смогли пропадать под облака, и там нормально раскрыть парашюты. Но сбросили мы их тогда в 17 километрах от цели. Представляете, как народ «матерился», и сколько у нас потом было поводов «подначивать» друг друга. Для примера – Геннадий Иванович Кустов при проверке парашютов на старте требовал парашютистов вывернуть карманы и показать в «в загашнике» 50 гривен на такси на случай очередной внеплановой выброски.

    Но мне тот полёт запомнился ещё и потому, что я увидел картину, которую ни разу не встречал за 32 года полётов в боевой авиации. Когда нам удалось вывалиться в провал между двумя мощными кучевыми облаками, узрели ослепительно яркую радугу, но «подковой вверх», и мы падали колом в эту «подкову». Зрелище просто поражало своей фантастичностью -  жалко, я не художник, а сделать фото хотя бы «мобилкой» тоже возможности не было, мы в четыре руки еле удерживали самолёт. Сверху шёл град, и было обледенение, как ни странно такое явление летом. Кстати, в порядке обмена опытом, поделюсь ещё такой деталью. Нас тогда в Федерации было 4 лётчика: два «старые», пришедшие с Морской авиации (Николай Григорьевич Бондарь – командир эскадрильи самолётов ТУ-22м2 и автор сего «опуса»), мы летали справа. И два молодых командира корабля: Володя Минеев (капитан 1 ранга в отставке) и Олег Кустов (сын Геннадия Ивановича, по совместительству, он же молодой банкир). Иногда мы менялись, но в основном это был сплав молодости и опыта, что повышало надёжность всего экипажа в целом.

    Но вернёмся к моей дочери – «заядлой» парашютисткой она не стала, но периодически стала приезжать на прыжки просто «потусоваться». В один из таких дней она познакомилась с красивым, молодым мужчиной. Представил его Ольге как своего хорошего знакомого Серёжа, по прозвищу «молдаван» - мужчина, успешный бизнесмен, классный спортсмен, который прыгал с парашютом во многих местах бывшего СНГ, в том числе и у нас. Этот его хороший знакомый, узнав, что Ольга работает начальником отделения в "Транс банке", которое в то время находилось недалеко от автовокзала, очень обрадовался и ей рассказал, что по вопросам бизнеса он часто бывает в Херсоне, т.к. ему регулярно приходится мотаться между Киевом и Крымом, а Херсон он использует как перевалочную базу. В общем, кончилось это тем, что мужчина стал недвусмысленно оказывать ей знаки внимания – дарить цветы, трижды пригласил Олю с ним пообедать в обеденный её перерыв на работе и т.д.

     Сами понимаете, ну какой девушке не понравится, когда пообедать с ней считают за честь, причём говорят: «Заказывй, чего хочешь», - или подвозили пару раз на машине на работу. Сам всегда безупречно одет с манерами «великосветского льва», но это всё потом выяснилось. Короче, Оля стала считать мужчину своим другом. И вот однажды этот «друг» позвонил дочери и сообщил, что он опять до вечера в Херсоне и приглашает Олю снова с ним отобедать. Та, естественно, согласилась. Минут за 15 до обеденного перерыва заскакивает этот «кадр» в магазин, в котором располагалось Ольгино отделение Транс банка, вручает ей букет роз, и, смеясь, рассказывает дочери ситуацию: «Оля, представляешь, как меня наши перевозки подводят. Мне сейчас привезли товар с Крыма и парень-курьер должен рейсовым автобусом вернуться обратно. Автобус с Одессы, который должен привезти мне деньги за этот товар, задерживается на пол часа. Блин, хоть заставляй этого курьера сдавать билет и добираться следующим рейсом», - потом хлопает себя по лбу, будто эта мысль только сейчас пришла ему в голову, - «Оля, а может, ты меня выручишь? Мне не хватает ровно 500 долларов, чтобы расплатиться с курьером. Одесский автобус уже через 10 минут будет на вокзале, и я прямо за обедом отдам тебе эти деньги». Оля колеблется. Тяжело ведь отказать мужчине, у которого ты только что приняла шикарный букет цветов, которые ты любишь, тем более дел-то всего на 10 минут.  Он же, уловив это, дожимает её фразой: «Оля, твой папа моего друга Серёжу-молдавана хорошо знает. Он у вас всё лето на прыжках отирается, не сомневайся, мы все из одной команды». Последний довод решил всё. Сергей-молдаван не один год приезжал прыгать в нашей Федерации и пользовался всеобщим уважением среди парашютистов. В общем, Оля отсчитала этому «парахиндею» 500 долларов и стала готовиться к обеду с «красивым мужчиной» в ресторане.

     Когда время обеденного перерыва истекло, а «ухажёр» не появился, она сразу поняла, что её «кинули» как маленькую девочку. Ни один мускул не дрогнул на  лице моей дочери на работе, но дома она расплакалась. Позвонила мне, я Геннадию Кустову. Гена вышел на Сергея-молдавана, объяснил ситуацию, попросил дать телефон его друга, которого он познакомил с Ольгой. Но тот сказал, что он этого мужчину увидел первый раз по дороге с Одессы на прыжки и понятия не имеет, что он из себя представляет, а уж телефона его у него и подавно нет. В общем, вот так моя 30-ти летняя дочь поплатилась за собственную доверчивость. Но свет не без добрых людей - буквально через несколько дней один постоянный богатый клиент "Транс банка" из Киева, который хорошо знал Ольгу, обратил внимание, что она грустная и смог её разговорить. Узнав суть дела, он просто внёс в банк эти деньги, сказав при этом: «Ты мне ничем не обязана, не надо благодарности, но впредь будь осмотрительней, когда выбираешь знакомых». Вот так счастливо закончилась для моей дочери эта грустная история, но научила она мою дочь многому.

       6)  «Халява на 1000 долларов»

    С Иркутска прилетел брат Владимир с женой Валей. Не виделись год. Дал им три дня на «акклиматизацию» к югу на Кинбурнской Косе и везу их в Крым "оморячивать" дальше.

    В общем, стоим на втором этаже Николаевского вокзала ждём поезда Одесса-Симферополь. Я решил посмотреть,  какую прессу продают в киоске внизу, покинул нашу живописную группу с рюкзаками буквально на 5 минут, а когда вернулся, увидел незнакомого мужчину, который что-то  втолковывал моему брату и радостно хлопал его по плечу. Подхожу, Володя говорит: «Вася, представляешь, на Украине земляка встретил с Иркутска». Мужчина при этих словах с готовностью раскрыл паспорт, который был у него в руках, и мы увидели запись: «Место рождения – г. Иркутск». Порадовались все вместе такому совпадению обстоятельств, познакомились, мужчина представился: «Виктор – полковник Морской пехоты, на пенсии». А Володя, оказывается, уже сообщил, что я служил в Морской авиации, и сейчас тоже на «дембеле». Короче, сибиряки сначала заговорили о своём городе, а потом этот Виктор так невзначай спрашивает: «А Вы в Саках случайно не бывали?» Отвечаю: «Не только бывал, но и парашютом там прыгал на сборах и приезжал в этот гарнизон по службе, т.к. Саки сначала подчинялись Николаеву». Мужчина мне: «То-то лицо мне Ваше знакомо. Вы, наверно, и Тимура Апакидзе знаете?»

    Отвечаю: «Конечно, Тимур мой друг, я не раз приезжал к нему в гости». «А я, - говорит мужчина, - ходил с ним на Боевую Службу в Средиземку, и моя морская пехота от него просто в восхищении». Я не знаю, был ли на авианосце ещё отряд Морской пехоты, Тимур про это ничего не говорил, но такой вариант не исключён, тем более, мужчина указал несколько деталей, как им было тесно на корабле, и не хватало пресной воды. А потом он вдруг делает жест, как будто его только осенило. «Ребята, а поехали ко мне в гости. У меня дом двухэтажный на море в предместьях Севастополя. Есть машина, как раз неделя свободна, я вас по всему Крыму повожу, и никаких денег не надо. С земляков, какие деньги. Поехали?»

    Мы ему: «Спасибо за приглашение, но у нас договорённость уже, нас в Гурзуфе ждут, неудобно, если не явимся». Мужчина: «Ну, тогда в следующий раз, давайте обменяемся телефонами». Короче, мы с Володей дали ему свои визитки, он нам продиктовал свой телефон, и на этом расстались. Но мы растрогались от такого щедрого предложения, ради нас мужчина готов был отложить все свои планы и всего себя посвятить нашему отдыху. Через месяц брат отгулял отпуск, улетел в свою Сибирь, а у меня в телефоне вдруг раздался звонок: «Вася, это Виктор, морская пехота, помнишь? Мне нужна твоя помощь, приезжай на вокзал, если свободен?» Ну, друга выручить – это святое, тем более, свой «брат – военный», приезжаю. Виктор мне объясняет: «Вася, ситуация такая. У меня родной брат в Москве генерал ФСБ.  На границе задержали поезд, в котором с Узбекистана пытались провести контробандой партию мобильных телефонов в количестве 120 тысяч штук. 60 тысяч таможня сдала государству, а 60 мой брат присвоил себе, пользуясь служебным положением. (А это время было окончание «лихих 90-ых, когда бизнес был на подъёме, и каждый обогащался как мог). И сейчас брат попросил меня эти мобилки помочь реализовать на Украине, чтобы ему в России не «светиться».

    Я ему говорю: «Ну, а я то-тут при чём?» Виктор мне: «Понимаешь, телефоны будут поступать в Одессу попутным грузом на фурах и камазах с дальнобойщиками. Брат поручил мне в Одессе открыть магазин на время пока их все не реализуем. Но оказалось, в Одессе очень дорогая арендная плата за квадратный метр рабочих площадей, много прибыли потеряем. Вести эти телефоны в Крым, это лишние затраты на бензин и дорогу. Брат посоветовал магазин открыть в какой-то промежуточной точке между Одессой и Крымом и лучше всего в Николаеве. Крупный город, мобилки разойдутся быстро, а арендная плата за магазин намного дешевле. Я уже подыскал помещение тут на площади недалеко от вокзала, подписал договор, набрал штат продавцов, включая охрану и кассира, но мне нужен свой человек директор магазина. Не согласишься ли ты возглавить эту должность? Да, и ещё нам надо найти бухгалтера, которая по совместительству отчитывалась раз в месяц перед налоговой».

     Отвечаю: «Виктор, однозначно нет. Во-первых, я часто нахожусь не в городе, т.к. бываю в походах, и свой "бродячий" образ жизни менять не собираюсь. Во-вторых, бизнес – это не моя стихия, и с меня вряд ли получится нормальный директор магазина». Тот меня начинает убеждать: «Вася, да тебе ничего не надо делать. Я подобрал двух опытных продавцов и кассира. Твоя задача – раз в неделю прийти, проверить, что магазин работает нормально, и раз в месяц, когда найдём бухгалтера, проверить, что она отчиталась перед налоговой инспекцией. Причём зарплата тебе за такую «непыльную» работу 1000 долларов». А я в то время жил очень бедно. В Клубе Путешественников инструкторам по горному туризму платили 40 гривен за двухнедельный поход, хорошо хоть кормили «в счёт заведения». Как лётчику АН-2 в Николаевской федерации авиационных видов спорта за полёты по выходным доставалось гривен 80-100 + пиво «бесплатно», как отлетаем 2-3 смены, т.е. оклад в 1000 баксов – это для меня была «астрономическая величина».

    Но естественно, я в это не поверил, говорю: «Виктор, что-то здесь не так. Ты незнакомому человеку доверяешь магазин, товар, деньги, да ещё обещаешь 1000 долларов впридачу, по моему, здесь просто наё…» (типа, ты меня хочешь «развести»). Он достаёт из кармана фотографию и спрашивает: «Ты здесь никого не узнаёшь?» Внимательно смотрю, 8 мужчин за столом, половина в морской форме, узнаю начальника разведки 100-го истребительного полка, я его как-то видел с Тимуром, говорю: «Ну, предположим, вот этого мужика я знаю, а ты здесь где?» Он мне: «Так я же фотографирую, это мы на день ВМФ сидим в Саках». Но главное - ты был другом Тимура Апакидзе, это для меня главная гарантия твоей порядочности. Тимур абы с кем дружить не будет».

     Честно скажу, этой фразой он меня «купил» сразу. Действительно, если бы мне надо было найти надёжного человека в чужом городе, то это было бы лучшей рекомендацией – друг Тимура.  В общем, он, уловив мои колебания, тут же дожал меня фразой: «Вася, если у кого-то из твоих друзей есть надёжный сарай под склад, а жена по совместительству может раз в месяц поработать бухгалтером, то брат разрешил им оклад сделать по 300 долларов, так что ты можешь дать возможность заработать не только себе, но и друзьям». Кстати, этот довод тоже хорошо сработал. Я сразу о своём тренере по айкидо Юре Щедрове подумал. Юра в Италии заработал деньги на дом, его перестроил, сделал в нём частный  спортзал, из которого получился  мини «Шао Линь», и у него был также большой гараж, где стояло несколько велосипедов и туристская амуниция, а жена работала бухгалтером. Я говорю: «Виктор, заманчиво, конечно, но скорее «нет», чем «да». Он мне: «Вася, ну это надо вообще «придурком» быть, извини за прямоту», чтобы от дармовой 1000 баксов отказываться, к тому же, ты ничем не рискуешь». А кому приятно, когда тебя «придурком» обзывают, тем более, деньги – то на самом деле нужны.

     В общем, говорю: «Виктор, я тебе окончательного согласия не даю, надо посмотреть, как всё будет на месте». Он мне: «Конечно, я тебя понимаю, в следующий мой приезд пойдём, я тебе помещение магазина покажу, а ты пока место под склад найди, и если получится, бухгалтера». На этом мы распрощались. Какой-то «червячок сомнения» ещё точил мою душу, но «халявные» 1000 долларов как флаг маячили перед глазами, тем более, я ничем не рисковал, как я думал, «наивный». Позвонил Юре Щедрову, объяснил ситуацию. Он: «Вася, конечно, я тебя выручу, на задней стенке гаража полки набъём для мобилок, а жена без проблем решит все бухгалтерские вопросы, на основной работе она не сильно загружена.

     Через неделю мой тренер по айкидо мне позвонил, что полки он сделал и готов к приёму мобильных телефонов. Между строк я прочитал, что и к пополнению семейного бюджета на 600 долларов ежемесячно тоже. А ещё через неделю позвонил Виктор, сообщил, что первая партия мобильных телефонов с Москвы в Одессу прибыла, начинаем работать, и попросил приехать на вокзал. Я, естественно, подъехал. Виктор был в дорогом спортивном костюме и туфлях, которые никак не вязались с его спортивным нарядом.

     Я пошутил: «Витя, ты что, на Олимпийские игры собрался?» Он: «Вася, будешь смеяться. Но я только с Одессы, принимал первую партию товара, и меня обокрали. Решил на 7-ом километре себе спортивный костюм купить в дорогу, переоделся, смотрюсь в зеркало, как сидит, а тут какая-то «раззява» мой пиджак с брюками подхватила и унеслась. Хорошо, документы были в барсетке, но почти все деньги были в пиджаке. Хватило, чтобы костюм выкупить, да до Николаева доехать, проверить готовность магазина к приёму товара. А у тебя как дела?» Я доложил, что надёжное место под склад найдено, бухгалтер готова приступить к работе хоть сейчас», - короче, я уже чувствовал себя «крутым бизнесменом» и был даже где-то горд, что справился со своей частью общей работы.

    Виктор, которого я уже начал считать, если не своим «шефом», то компаньоном точно, меня похвалил: «Вася, молодец! Я в тебе не ошибся. Тогда сегодня я вечерним автобусом Одесса-Донецк, который в Николаев приходит в час ночи, передам первую партию мобильных телефонов в 600 штук. Возьмёшь себе любой, который понравится, остальные отвезёшь на склад, а через день, я приеду, делаем торжественное открытие магазина». Пожали как «успешные бизнесмены» друг другу руки, и я уже хотел бежать по своим делам, как Виктор вдруг говорит: «Вася, подожди. Мне же надо сейчас до Одессы доехать. Там из «фуры», которая где-то в предместьях города остановилась, забрать на такси мобильные телефоны, отвести их на вокзал, загрузить в автобус, да ещё дать «на лапу» водителю за посылку. Моих денег на это не хватит, а брат из Москвы только завтра деньги пришлёт. Короче, мне не хватает 160 гривен, сегодня же с мобильными телефонами я тебе их верну».

     Я ему: «Так у меня с собой только 120».
«Вася, мне надо 160, я же мобилки на себе не потащу, а такси в Одессе, сам знаешь, стоит дорого». Короче, съездил я домой, захватил ещё 40 гривен, отдал Виктору, проводил его на маршрутку в Одессу. Вечером ещё раз позвонил тренеру по айкидо Юре Щедрову, напомнил, что после часа ночи привезу первую партию мобильных телефонов, и в 00.30 был уже на автовокзале. Пришёл автобус Одесса-Донецк, водитель никакую посылку мне не передаёт. Говорит: «Может следующим автобусом, который в 3 часа ночи идёт». Но я как-то сразу понял, что меня просто «накололи» как «простака» деревенского. «Да, плохо быть бестолковым». А Юра Щедров, когда я сообщил ему это «радостное» известие, что прибавки к зарплате в 300 долларов ни у него, ни у его жены не будет, сказал «сакральную» фразу: «Вася, ты балбес, и дети твои балбесенятами будут»… Слов, чтобы ему возразить, у меня не нашлось. Мысленно я поаплодировал парахиндею Виктору, как он красиво скрашивал себе ожидание своего рейса в славном городе Николаеве. И дел-то никаких, надо было всего лишь переодеться в другой костюм и умело навесить "лапшу" на уши доверчивому собеседнику, а сумма в 160 гривен, хоть и не "астрономическая", но тоже на "дороге не валяется".

              7) «Сбылась мечта идиота»

    Где-то через неделю, за чаепитием, мы снова коснулись этой темы, как меня красиво «развёл» на 160 гривен, так называемый, «полковник морской пехоты». Причём, я твёрдо знал, если бы он попросил большую сумму, я бы не дал, но он попросил именно столько, сколько надо было по ситуации, и я в это безоговорочно поверил. А один из учеников Юры, который тоже присутствовал при этом разговоре, рассказал похожую историю про себя. У него была мечта – купить машину, причём не просто иномарку, а белоснежный джип LAND ROVER. А у него дед в своё время работал начальником золотого прииска на Колыме. И вот он, узнав о мечте внука, подарил ему на 30 лет 30 тысяч долларов и на такую же сумму золотого песка в мешочке. Парень был вне себя от счастья, он думал, на «мечту» ещё лет 10 «горбатиться придётся», а тут вот она, «птица счастья» сама приплыла ему в руки.

     Он тут же помчался на авторынок, стал наводить справки, а в те времена иномарки только начали поступать в Украину, и хорошую машину для души не так-то просто было достать. Но недели через две парня свели с мужиком, у которого такая машина была.

     После предварительного разговора сторговались на цене 60 тысяч долларов, но когда парень сказал, что 30 тысяч он отдаст наличкой, а 30 – золотым песком, владелец машины сказал: «Я должен убедиться, что Вы солидный клиент. Давайте сделаем так. Вы сегодня вечером, скажем часиков, скажем, в 16, подъезжаете ко мне с деньгами и песком. Я убеждаюсь, что они у Вас есть. После чего даю машину, вы на ней покатаетесь, убедитесь, что это именно то, что Вам нужно, и завтра тогда оформим всё документально через ГАИ», и назвал свой адрес, куда подъехать. Это оказался длинный дом в Николаеве на проспекте Ленина и пересечение улицы Дзержинского, в котором первый этаж занят под библиотеку им. Шуры и Вити Хоменко и ещё «кучу» магазинов. Как впоследствии оказалось, все подъезды дома там имеют только один вход с проспекта Ленина, и лишь один подъезд сквозной, т.е. имеет выход во двор.

     Парень подъехал в назначенное время к указанному дому, не перепутаешь – белоснежный land rover  стоял возле подъезда, и ровно в 16.00 из него вышел мужчина в домашнем халате и тапочках на босу ногу. А дело было в ноябре, и было достаточно холодно. А мужчина – хозяин машины, извинился за свой «непрезентабельный вид», мол, после обеда решил вздремнуть на часок, а тут такая погода, что еле пробудился к назначенному времени. И всё это так натурально, зевая. В общем, сели в машину, парень открыл дипломат, хозяин пересчитал 30 тысяч долларов в пачках, потом достал с заднего сиденья аптекарские весы. Профессионально взвесил песок, по калькулятору посчитал, что его как раз ещё на 30 тысяч долларов хватает, и сказал: «Всё в порядке. Я вижу, Вы солидный клиент, вот Вам ключи от машины, пару часов поездите, убедитесь, что машина Вам подходит, и к 18.00 подгоните её сюда к подъезду. В ГАИ у меня всё схвачено, мою машину не останавливают, так что ездите спокойно, но естественно, не нарушая правил». И передав ключи, зашёл обратно в подъезд.

     Парень таким доверием был естественно польщён, ему дали машину, не потребовав паспорт или деньги в залог. Два часа он land rover  испытал на всех режимах, в том числе и на максимальную скорость за городом. Джип его пленил сразу и бесповоротно. Именно такую машину он видел в своих мечтах. Ровно к 18.00 он подъехал к подъезду, и ровно в это же время вышел владелец машины, но уже в пальто и безупречно одетый. Обменялись впечатлениями и договорились завтра встретиться в 10 утра на этом же месте для совершения сделки. Хозяин машины ещё подвёз парня домой, сказав, что ему по пути.

    На следующий день к 10.00 парень с дипломатом подъехал к дому. Мужчина, хозяин джипа, там уже стоял, опять в халате и домашних тапочках на босу ногу, но стоял не один. С ним была красивая, солидная детская коляска, которую он покачивал двумя руками, напевая при этом детскую песенку «Гули-гули… га,га,га. Есть хотите? Да, да,да…» Когда парень подошёл, поздоровался, мужчина извиняющимся тоном произнёс: «Ох, уж эти женщины. Жене с дочкой срочно понадобилось в Торговый центр съездить, попросили машину на 10 минут, это рядом, всего одна остановка, сейчас подъедут, а меня пока попросили внучку покараулить». И стал опять качать коляску и петь песенку, периодически говоря с парнем о погоде и ценах на бензин. Потом вдруг, как будто он только вспомнил: «Господи,  они же сейчас подъедут, мне же ещё переодеться надо, я же в ГАИ в таком виде не пойду, когда будем машину на Вас регистрировать. Вы тогда пока покачайте девочку, она только уснула, а я пока пойду, переоденусь», - и с этими словами он толкнул коляску так, что парню ничего не оставалось делать, как взять её двумя руками, т.к. она тяжёлая и дорогая. А сам, якобы помогая ему, взял у парня дипломат, приговаривая: «Вы её качайте, качайте, чтобы малышка не проснулась. Она у нас такая горластая». И с этими словами скрылся в подъезде, прихватив дипломат парня. «Всё произошло так быстро и естественно, что сначала я ничего не заподозрил», рассказывал Юрин ученик, молодой, спортивный мужчина. «Но когда через 10 минут хозяин машины не появился, нехорошее предчувствие вдруг возникло в душе», - продолжил свой рассказ незадачливый покупатель, - «я отбросил накидку, закрывающую лицо девочки под одеялом, а там лежит плюшевый мишка. Я бросился в подъезд, а он сквозной, и там, естественно, никого нет. Вот так бездарно от меня ушли дедовы деньги. Одно могу сказать, сыграно всё было великолепно. У меня не возникло и тени сомнения, что меня могут так «кинуть». Тем более, мне дали машину, на которой я мог спокойно уехать, знай я такой финал этой истории»…

     Что можно сказать по всем этим случаям, рассказанным мной выше? Когда Вас хотят «облапошить», Вы имеете дело, как правило, с профессионалами, которые являются прекрасными актёрами и знатоками человеческих душ. Действуют они по ситуации, и Вы вряд ли заранее почувствуете опасность обмана. Рецепт, как избежать подобных «эксцессов», прост - это помнить поговорку: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», и каким бы выгодным и безопасным не казалось Вам сделанное незнакомым человеком предложение, 10 раз подумайте, надо ли Вам его принимать, кстати, и дорогие подарки тоже? Кстати, бывают, подводят и друзья. Помните об этом, и как говорит мой «дружбан» Виталий Сундаков: «Ошибка, не повторенная дважды, не является неудачей – это Урок». Желаю вам, господа читатели, в основном, теоретических уроков в этой жизни!

    И если автор личными примерами хоть немного пробудил вашу «фантазию» насчёт небезопасности наших «городских джунглей», и Вы на его печальный опыт наложили свой,  сделав при этом правильные выводы, я буду считать свою задачу выполненной. Удачи всем нам, братья «экстрималы» и единомышленники по духу в этой жизни!!! И не забудьте: "Лето - это маленькая жизнь", - так не будем терять время, господа - "Вперёд, в дорогу..."