Голова

Виталий Кузнецов 777
Моим  друзьям – одноклассникам  посвящаю! 
ГОЛОВА  (Head)
(укр. – глава, начальник;  рус. – то,  что  носишь  на  плечах,  межд. – вождь)
В  общем – Голова – это  не  просто  перевод  с  идиш  или  других  языков.  Голова – Это  серьёзно!
Мне  случайно,  а  может  быть  и  не  совсем  случайно  довелось  познакомиться  лично  с  одной  большой  Головой.  Или  вождём,  или  Хозяином  страны.  Тогда  в  стране  хозяев  еще  не  было,  да  и  быть  не  могло.  Был  Большой  Совейский  Союз.  А  в  Союзе  том  было  аж  пятнадцать! – пальцев  на  руках  не  хватит  перечесть - Республик.  Больших,  маленьких,  немного  побольше,  немного  поменьше.  Разных.  Красивых,  нарядных,  Северных,  Южных,  Западных  и… Восточных.
Вот  захотелось  рассказать  об  одной  восточной  «голове».  Это  была  Голова,  и  – даже  с  большой буквы - ГОЛОВА!
Даже  для  меня  тогда  это  был  совершенно  недосягаемый  уровень.  Шутка  ли?  -  Первый  секретарь  компартии  Республики! Вот  это  да!  Хотя,  кто  я  такой  есть  и  был  по  сравнению  с  НИМ?  -  Да  так, -   небо  коптящий  фитилёк.  Девок  осеменяющий,  травку  курящий,  бормотуху  выпивающий  -  фитилёк!  И  муза  тогда  меня  не  посещала,  иногда,  может  быть,  поллюции?  Может  быть.  Молодой  ещё  был.  Горячий.  А  страна  то  большая.  А  Восток  -  дело  тонкое.
…И  вот  с  чего  начать,  даже  не  знаю.  Тогда  начну  с  самой  что  ни  на  есть  середины.  Почему,  спросите  с  середины?  -  Да  просто  потому,  что  не  то,  что  лень  начинать  с  самого  начала.  Просто  не  всем  будет  интересно  с  самого  начала. 
Придется,  видимо  уже  даже  не  с  самой  середины,  а  ближе  к  моему  знакомству  с  Головой. 
…Получается  так,  что  по  географии  я,  конечно  же,  знал  о  том,  что  на  Юго – Восточных  рубежах  нашей  необъятной  страны  есть  и  такая  Республика.
Отец  мой – офицер  пограничник,  в  моё  воспитание  и  обучение  вникал  не  особенно  часто.  Поэтому  я,  как  сын  высокопоставленного  офицера,  был  отменным  лоботрясом,  хулиганом,  да  и  невесть  чем  ещё.  Если  кому  интересна  биография, то  обязательно  когда  нибудь  напишу  о  своей  хулиганско – лоботряской  молодости.  Да  там  особенно  ничего  интересного  и  не  было.  Задумался  на  несколько  секунд – ничего  особенного.  С  головами  знаком  был  только  по  телевизору.  Боксировал  понемножку,  девчонок  щупал – погрудастей.  Немного  попутешествовал.  Да  вот  и  вся,  собственно  биография. 
А  жили  мы  тогда  в  красивейших  Южный  краях.  Красива  южная  граница!  Гранаты,  Персики,  Инжир,  Абрикосы,  Кизил,  опять  же.  Усатые  добрые  загорелые  люди.  И  кстати,  что  женщины  усатые,  что  мужчины (мужчин,  правда,  усатых  было  гораздо  больше).  Это  к  их  чести. 
Маленькие  гарнизоны  я  не  очень  хорошо  запомнил – просто  память  была  младенческая.  Потом  следовали  столицы  южных  республик!  Проспекты,  панорамы,  голова  закружится!  Мой  папа–Н  делал  карьеру  на  военном  поприще.  А  может  быть,  он  был  настолько  талантливым  или  же  по - военному  боеспособным,  что  мы  меняли  большие,  средние  города  этого  обильного  края  так,  что,  не  успев  расставить  походную  мебель,  сдавали  её  в  часть  и  переезжали  в  следующий  город  ближе  к  другой  границе.  До  пятого  класса  школы  очередного  военного  городка  помню – в  огромной  трёхкомнатной  квартире  на  всю  нашу  небольшую  семью  всего – то  мебели: армейские  тумбочки,  кровати,  столы  с  инвентарными  номерами,  даже  простыни  с  черными  штампами,  которых  было  не  отмыть  даже  (хотел  написать  - «ариэлем» – не  было  его  тогда)  хозяйственным  мылом  и  хлоркой.         
…Отвлёкся  от  темы.  Воспоминания  нахлынули,  как  волной,  и  затянуло…
…Расстелил  нам  на  приобретённом  в  каких - то  военторгах  паласе (ковришко  такой)мой  высокопоставленный  папа-Н  карту.  Объясняет  нам,  в  военных  науках  необразованным: -  Вот  здесь  его  погоны  в  скором  времени  украсит  большая  звезда  без  просветов.  В  этом  месте – (красивое  такое,  море  близко,  город  большим  кружком  обозначен) – так  себе – останусь  при  своих  с  двумя  полосами.  Вот  граница  «перспективная» - год  за  два,  а  там  или  в  Питер  (раньше  даже  северной  столицей  ещё  не  назывался) скоро  или  в  саму  столицу!  У  меня  аж  сердце  заходит.  Ой,  как  хочется  КУДА – НИ БУДЬ!  В  Питер,  или   в  саму  столицу.  Робко  подсказываю: – давай  туда,  где  побыстрей  до  столицы.  Маме  всё  равно.  Учитель  математики,  физики,  астрономии  -  везде  понадобится...
- Ну,  что  же,  прощай  благословенная  южная  граница  и  города  с  фонтанами,  перспективами,  персиками,  гранатами,  усатыми  загорелыми  людьми – мы  едем  на  Юга – Восточные  рубежи. 
Прощайте  друзья,  прощайте  девчонки.  Скоро  ли  я  с  вами  увижусь?  Наверное,  никогда.
И  вот – Новый  город!  Как  всегда  огромная  квартира,  мебель  из  магазина (не  с  военных  складов) – приятно!  Телевизор  на  треноге. Большущий!  У  меня  отдельная  комната  с  видом  на  горы!  Ух  ты!  Аж  дух  захватывает.
Я  приехал  в  новый  город!  В  новый!  Не  столица,  но  и  не  захолустье.  До  границы  «рукой  подать» - не  совсем  рукой, – километров  восемьдесят.  Инжира  не  замечаю.  Абрикос  с  персиком  не  растёт.  Город  расчерчен  на  панорамы – кварталы  и  никаких  зигзагов  или  извилин.  Жарко.  Даже  очень.  Во  дворах  бассейны  с  мутной  водой.  Для  каких  целей?  Пока  не  понятно.  В  этом  городе  мне  придётся  заканчивать  образование.  Пока  только  среднее.  Аттестат  зрелости  получить – и  ВПЕРЁД!   Дорога  открыта.  Хоть  северная,  хоть  и  другая  столица. 
А  может  быть?..
Да  ладно,  не  будем  загадывать!      
В  новом  городе  нет  пока  никаких  друзей.  Куда  торопиться?  Есть  Хемингуэй,  Джек  Лондон,  собрание  сочинений  Шолохова,  Уэллса – почти  полное  собрание.
Но,.. Я  человек  любознательный  и  коммуникабельный.  А  как  же  жители  этого  города?  Читают  Хемингуэя,  Джека  Лондона?  А  может  быть  у  них  другие  интересы?  Пойду,  пожалуй,  спрошу…
 
… Голова!  Мы  сидим  с  ним  рядом.  Он  ослабил  узел  на  своём  галстуке.  -  Зачем  его  надевал? 
Тёмные  глаза,  пристальный  взгляд.  Я  выдерживаю  взгляд  темных  пронизывающих  глаз.  Внутренне  поглаживаю  себя  по  руке – расслабься!
Перед  нами  вино,  закуски.  Мы  полулежим  на  подушках,  не  торопим  разговор.  Он  ГОЛОВА!  А  я  кто? Правильно, -  фитилёк!  Он  пытается  сформулировать  в  голове  вопрос – может  быть,  я  скажу  что-то  такое,  что  ему  будет  понятно -  откуда  я  здесь,  почему  мне  предложено  самое  почетное  место  рядом  с НИМ?  Но,  возлежим  на  подушках.  Рядом  с  огромной  армейской  палаткой  на  наших  глазах  свежуют  молодого  барашка.  Тут  же  и  мангал.  Три – пять  минут – готовый  шашлык.  Неторопливо  поедаем.  Заняты  только  едой.  Пьём  вино  из  графина. 
Мой  первый  тост:
- За  друзей!?
Голова  поддерживает:
- Да,  мало  их  осталось!
Следующий  опять  же  мой:
- Тогда  за  настоящих!
Задумался  Голова.  Может  быть,  у  него  и  нет  настоящих?  Я  глупость  сморозил?   Сидит,  полулежит,  приподнял  на  локте  голову.  Смотрит  пристально  на  меня.  Глаза  тёмные,  лицо  круглое.  Никакой  хитринки.  Смотрит  в  глаза.  Я  своих  глаз  не  отвожу.  А  мне  и  терять  нечего.  Кто  я?  Правильно – фитилёк!
- Знаешь,  что  такое  настоящие  друзья?  -  Его  первый  вопрос.
- Знаю!  -  Я  снова  не  отвожу  глаза.
- А  если  знаешь,  тогда  я  с  тобой  выпью  за  настоящих  друзей!  -  Никакого  акцента,  только  черные  глаза  метнули  молнию  мимо  меня.
Я  не  стал  оборачиваться – понял,  что  Голова  увидел  явно  кого-то,  кого  бы  не  хотел  зачислить  в  настоящие  друзья…
Присели.  Сначала  Он,  потом  Я.  Ещё  по  бокалу – уже  без  тоста.  Ещё  и... ещё.  Захмелели. 
Сашка, товарищ  мой,  уже  наладил  на  деревянном  помосте  колонки,  магнитофон,  всё  подключил.  Щелкнул  выключателем  катушечного  магнитофона: «Deep Purple»,  затем  Диско.  Я  выскочил  на  импровизированную  эстраду  и  стал  в  такт  музыки  подкидывать  ноги.  Наблюдаю  за  Головой – пальцы  непроизвольно  похлопывают  в  такт  музыки.  Снял  галстук,  бросил  его  на  моё  место.  -  "Неужели  выйдет  со  мной  на  подмостки"?  Встал,  покачиваясь.  Снова  сел.  Значит,  передумал.
На  этом  национальном  празднестве,  русских  было  только  двое: Саша (мой  старший  товарищ)  и  я.  А  все  остальные  - местное  население  той  республики,  в  которой  мне  довелось  окончить  среднюю  школу.
Возвращаюсь  на  место.  Голова  сидит,  хитро  на  меня  смотрит.  -  Из  Москвы?
- Да,  из  Москвы.  -  К  матери  приехал.
- Это  хорошо,  что  мать  не  забываешь!
Смотрю  на  него.  Короткий  ёжик  черных,  без  седины  волос.  Круглое  лицо,  черные  густые  брови (может  быть, -  сын  Брежнева)?  -  Похож!  Чем  то  похож.  Может  быть  сводный  брат?  Только  тёмные  с  прищуром  глаза  выдают  восточного  жителя.
Я  вопросов  не  задаю.  Знаю,  что  ГОЛОВА.  Знаю,  что  прилетел  на  личном  самолёте  на  праздник  по  случаю  сорокалетия  сестры  моего  товарища,  который  прилюдно  всегда  называл  меня  своим  другом.
Друг  так  друг.  Мне  от  этого  ни  холодно  и  не  жарко.  Знаю  уже,  что  Восток – дело  тонкое.  Учусь  мудрости,  наблюдаю  за  старшими.  Начинаю  понимать,  что  такое  РОД,  что  такое  фамилия  и  старший  сын  в  семье.  В  семье,  которая  носит  фамилию  пророка.  Так  вот,  он  мой  друг – товарищ  и  есть  старший  сын  клана  или  рода.  Род  древний.  Он  или  поддержит  правителя,  или  же  нет.  Правителям  приходится  считаться  с  таким  кланом.  Попробуй  не  посчитаться… 
А  праздник  продолжается – уже  второй  день  подряд.  На  Востоке праздник – так  праздник.  Если  свадьба - куча  народу,  длинные  столы  под  навесом,  огромный  чан – казан,  в  котором  готовят  плов  для  всех  гостей.  А  и  здесь  народу  немало.  Большая  армейская  палатка - шатёр  стоит  во  дворе,  внутри  расстелены  войлочные  ковры,  на  коврах  скатерти,  много  овощей,  фруктов.  Для  каждого  из  гостей  раскинуты  подушки.  Очень  удобно.  Поел – поспал.  И  общаться  удобно.  Приподнял  голову,  протянул  руку,  налил  себе  и  соседу  по  бокалу  красного  вина.  Захватил  пригоршней  плов.  Закусил.  Поговорил…..
Мой  товарищ,  о  котором  я  писал  раньше – ну  тот,  который  старший  сын  рода  или  клана,  буду  называть  его  просто  «М».  А  вообще - то  он  М. М. М.  Не  подумайте,  что  это  как  то  связано  с  пирамидой.  Просто  такая  сокращенная  аббревиатура.  И  папа  у  него  М. М. М.  и  дедушка,  и  прадедушка,  и  пра -  пра -  прадедушка.  "М"  сообщил  мне  под  большим  секретом  о  том,  что  на  праздник  по  случаю  юбилея  старшей  из  сестер  рода  обязательно  появится  сам  Голова.  Я  не  поверил  вначале,  подумав  про  себя: «Что,  у  «САМОГО»  других  забот  мало – раскатывать  по  дням  рождения»?  А  ОН  взял,  да  и  прикатил.  На  своем  личном  правительственном  самолете.  В  том  городке  был  небольшой  военный  аэродром  и  стоял  вертолётный  полк.  Наверное,  там  и  приземлился.  Самолёта  я  не  видел.  "М"  на  своей  «Волге»  с  синими  проблесковыми  маячками  лично  встретил  Голову.  Доставил  его  прямо  в  шатёр  и  усадил  рядом  со  мной.  Представил  меня: - мой  друг  "В".  А  это  в  сторону  Головы  -  "С. М. – Голова". 
До  этого  я  несколько  раз  видел  его (Голову)  по  телевизору.  Но,  так  близко,  конечно  же,  в  первый  раз.  "С. М".  или  Голова,  почувствовав  моё  смущение,  взял  инициативу  на  себя  и  уже  через  полчаса  мы  сидели  и  разговаривали,  как  два  соседа  по  купе,  которым  есть,  что  поведать  друг  другу.  Я  больше  не  смущался.  Мы  разговаривали.  Я  рассказывал  свежие  «московские»  анекдоты.  Мы  смеялись,  наливали  красное  вино  в  бокалы,  похлопывали  друг  друга  по  плечу. 
Я  не  стесняясь,  отплясывал  на  «сцене»  под  "диско",  возвращался  на  ковер  с  подушками,  подливал  себе  и  своему  именитому  соседу  вина.  Мы  опять  что - то  рассказывали  друг  другу.  В  основном  я,  потому,  что  Голова  чаще  просто  слушал,  улыбался,  похлопывая  меня  по  руке  и  запястью. 
А  вот  и  плов.  Нам  несут  серебряный  или  мельхиоровый  поднос  с  горкой  уложенным  рисом,  мясом,  специями.  Загляденье!  Вкусноты  необыкновенной.  Тут  же  на  поднос  выкладывают  отдельно  ровно  порезанные  и  прожаренные  куски  то  ли  осетрины,  то  ли  севрюги.  Пальчики  оближешь!  Мы  периодически  захватываем  голыми  руками  плов,  куски  рыбы,  запиваем  вином.  Блаженство! 
Вот  такие  «праздники  живота»  на  Востоке  продолжаются  по  несколько  дней  кряду.  Ешь,  пей,  веселись!  Ты  гость  на  празднике.  А  гость – это  посланник  небес!  К  гостям  на  Востоке  отношение  особое.  Совсем  не  такое,  как  в  России.  Да  и  поговорки  у нас  на  эту  тему  не  самые  приятные:  «Незваный  гость  хуже …..»,  ну  и  так  далее. 
Я  тогда  вспомнил  «бородатый»  анекдот  о  том,  как  глава  меджлиса  обратился  лично  к  тогдашнему  бровастому  генсеку  с  просьбой,  что  не  нравится  ихнему  народу  такая  поговорка.  Тогда  генсек  подписал  такой  указ: переименовать  поговорку  следующим  образом: – «Незваный  гость  лучше…».  На  том  и  разошлись. 
Конечно  же,  и  чай  вовремя.  Чай – он  всегда  вовремя.  Горячий – просто  кипяток.  Заварной  глиняный  или  фарфоровый  чайник,  пиалы  рядом – такие  чашки  без  ручек.  Берешь  её  двумя  руками  и  осторожно  так  отхлёбываешь.  Всякие  восточные  сладости  на  огромных  блюдцах – тарелках.  Пей,  ешь,  наслаждайся.  Пьяных  никого  не  видно.  Хотя  выпито  немало  вина. 
Я  заметил,  что  в  шатре  остались  только  мы  с  Головой,  да  еще  двое  незнакомых  серьёзных  крепких  мужчин  в  конце палатки.  По  всей  видимости,  когда  Голова  отдыхает, ему  лучше  не  мешать  и  на  глаза  лишний  раз  не  попадаться.  Только  "М"  иногда  подходил, и  удостоверившись,  что  все  в  порядке,  снова  куда - то  исчезал.               
Так,  незаметно,  время  подошло  к  вечеру. 
- Ну  что  же?  Мне  пора!  Дела! – Именитый  гость  поднялся  из - за  «стола».  Двое  крепких  мужчин  в  тёмных  костюмах  поднялись  тоже.
- Будешь  в  столице, – заходи,  не  стесняйся.  – Это  он  мне.  – Адрес  найдешь? – Хитро  уже  так,  с  прищуром.
- Найду. – Я  снова  засмущался. - Такой  Человек!  В  гости  приглашает  заходить  по - свойски.
… Но,  так  и  не  удалось  мне  никогда  воспользоваться  этим  приглашением.  Была,  правда,  одна  возможность  в  середине  девяностых  пообщаться  с  этим  Большим  человеком  и  Головой.  Видимо, не  судьба….
… Его  уже  нет  в  живых.  А  я  отчетливо  помню  нашу  встречу,  круглое  лицо,  ежик  темных  волос,  густые  черные  брови  и  темные  глаза  с  весёлой  хитринкой…