Паломничество в Аахен

Аркадий Костерин
   Недавно я принял участие в паломничестве к христианским святыням в город Аахен. Надо сказать, Аахен отстоит от наших мест примерно на 480 км. Это расстояние надо было преодолеть туда и обратно за один день, так что паломничество обещало быть нелёгким. Дополнительные трудности создала также неожиданная забастовка городского транспорта у нас в Нюрнберге. Но это никого не остановило. Что же, на то оно и паломничество! Раньше пешком ходили к святыням и трудились, чтобы достичь их, много больше нашего. А по труду и благодать!

   Выехали мы в 6-15 утра. Так получилось, что поехал я не со своими прихожанами, а с группой из Зарубежной церкви. Поэтому по пути мы заехали в городок Эрланген, где расположена церковь зарубежного прихода. Там к нам присоединилась половина паломников во главе с настоятелем церкви, о. Анатолием. Многих из них я прекрасно знал, потому что между нашими приходами давно установились тесные дружеские отношения. Мы иногда ходим к ним, а они — к нам. Так и про паломничество это я узнал, когда пришёл в их церковь, чтобы поклониться Курской Коренной Иконе Божьей Матери.

   Теперь, во главе с батюшкой мы начали нашу духовную программу в автобусе. Помолились, прочитали тропари, потом батюшка нас просветил о цели паломничества и наставил, как себя вести. Затем организатор экскурсии, Андрей, рассказал нам об истории Аахена и его святынь. Аахен — это очень древний город с интересной историей. Основан он был римлянами ещё во 2ом веке. Здесь было много термальных источников, которые римляне использовали для лечения своих ран и болезней. После 800го года здесь находилась столица основанной Карлом Великим Священной Римской Империи, которая впервые после Рима объединила Европу. К этому времени, т.е. к 805 году относится и древнейшая часть местного собора.

   Первый император нового времени Карл Великий построил этот собор для привезённых им сюда святынь. Здесь были помещены туника Девы Марии, которая была на ней в Вифлееме, пелена, в которую заворачивали младенца Христа, набедренная повязка Христа, бывшая на нём при распятии. Также сюда привезли полотенце, на котором лежала честная глава Иоанна Крестителя, покрывало с гроба Иисуса, наружный плат с гроба Иисуса и полотенце, которым Спаситель отирал ноги ученикам. Позднее, три последние святыни были переданы другому древнему собору в Корнелиусмюнстере, пригороде Аахена. Там же были помещены и честные главы святых неразделённой ещё церкви Корнилия и Киприана. Все эти святыни выставляются в наше время для всеобщего поклонения раз в 7 лет.

   Но, вернёмся к нашей поездке. После долгого, но интересного и живописного пути, миновав две пробки, мы, наконец, прибыли в церковь православного прихода г. Аахен. Это церковь во имя св. царицы Тамары. Как и большинство наших церквей в Германии, это просто светское помещение, переоборудованное под церковь. Однако, там царит истинный православный дух, батюшка и прихожане сердечно гостеприимны. Мы увидели в церкви прекрасные намоленные иконы, горящие свечи, замечательную оранжерею и трапезную. Всё устроено очень красиво, с любовью. Здесь мы отслужили с о. Анатолием молебен за Православную Церковь, за наше Отечество и за нас, путешествующих к Великим святыням. Затем, приложившись ко кресту и наскоро попив чаю, мы отправились в главный собор Аахена.

   Цель нашего путешествия была поистине благодатной. В величественном, византийской постройки соборе, которому более 1200 лет, царила благоговейная атмосфера мира и любви. Люди мерной чередой подходили к стеклянным футлярам, в которых были подвешены туника и свёртки с другими святынями, кланялись, молились, некоторые припадали на колени. Доброжелательные служители в мундирах и перчатках брали у паломников предметы, которые те хотели освятить и подносили их снизу к святыням. Можно было постоять, сделать второй, третий круг вокруг святынь. Рядом были ряды кресел, в которых можно было посидеть и подумать, помолиться. Сейчас мне кажется, что звучала тихая музыка. Не знаю, как описать это чудо приобщения к святости! У меня было ощущение, что над нами простиралось отверстое в вечность небо...

   Узнав позже о впечатлениях моих спутников, я понял, что все мы ощущали благодать, исходящую от святынь по-разному, но для всех это было духовное потрясение и просветление. Время, которое мы провели в соборе было долгим, но пролетело быстро. Возблагодарив Бога, мы вышли из храма и попали прямиком под летнюю грозу. Быстро добежали мы до тайландского кафе, где была назначена наша трапеза. Стройно спели «Отче наш» и с удовольствием отведали острые, но постные тайские блюда. На всё ушло полчаса, потом мы сели в автобус и отправились в Корнелиусмюнстер к следующим святыням.

   Когда мы приехали туда, нам пришлось обождать окончания католической службы в старинном соборе, затем мы благоговейно вошли вовнутрь. Здесь я со скорбью должен рассказать о постигшем меня в этом храме искушении. Не в плане только покаяния, оно слава Богу, пришло своевременно, а в плане опыта, который может пригодиться другим. — Итак войдя в храм, мы сразу направились к стеклянным футлярам, в которых были представлены в развёрнутом виде святыни. Это были: покрывало, плат и полотенце Христа. Меня поразила хорошая сохранность реликвий, и я остановился в растерянности. Стал прикидывать, насколько вероятно, что эти святыни подлинные. Так прошло некоторое время, пока я, наконец, не спохватился. — «Господи, какой же я болван, и как ничтожна моя вера! Я даже не понимаю, что Бог, создавший нетленную плоть, может донести до нас Свои святыни в любом виде!»

   Позже мой духовник сказал мне: «Для нас все святыни подлинные! Даже если бы кто-то и захотел представить ложные святыни, то это его грех. Бог же и «намерения наши целует» и даёт нам в нашем познании всегда подлинные Свои святыни». Слава Богу, что я тогда сердцем почувствовал это! С горьким раскаянием пал я на колени перед святынями, молился и припадал к ним. Потом мы поклонились честным главам святых Корнилия и Киприана, заключённым в золотые футляры, пропели тропари. Нам показали ещё старинную фреску, чудесно проявившуюся на стене собора. Поклонившись ещё раз святыням, мы отправились в обратный путь...

Июнь 2014.