Урок

Сергей Лавров 2
Был, кажется, обычный урок эстетики.
Впрочем не совсем обычный. Он проходил в химико-механическом техникуме, на заочном отделении. Большинство абитуриентов смело перешагнули возраст своего сорокалетия.
А что делать? Новые веяния, новые требования на производстве. Даже обычный старший слесарь, бригадир, звания громкие, а по сути в подчинении два-три человека и всё же по штатному расписанию именно они являются старшими в смене, а значит должны иметь техническое образование по профилю.
Даже не смотря на оконченный в юношеском возрасте «арбузо-литейный» институт (шутка у нас была такая), те корочки уже не котировались.

Давно не секрет, что после школы дети идут «учиться» в удобный для родителей институт и приобретают там совсем не знания, а необходимый диплом с нужной профессией. А там, глядь, родители уже и местечко пригрели.
Или же это позволяло найти что-то более подходящее в соответствии с высшим образованием. Не пыльное, так сказать. Это в юности, а по прошествии лет ...кто оказался где с  этим «арбузо-литейным»? А тут ещё такие вот современные требования.
 
Как всегда, по задумке создателей законов, требования направлены на оптимизацию работ и повышение эффективности на производстве. Казалось бы задумано хорошо, а вот исполнение подкачало. «Старичкам» то куда деваться? После сорокалетия сменить работу на равнозначную, очень не просто.
Приходится идти за профильным образованием, то есть за необходимыми корочками, чтобы сохранить место.
 
Ладно преподаватели, ещё старой закалки, понимают, что с таким жизненным опытом, «молодые» абитуриенты знают больше, чем написано в учебнике. Пусть не таким сухим и лаконичным языком, но многокрасочнее и разнообразнее раскрывают они порой тему урока, показывая знания каких-то таких производственных мелочей, что даже преподавательский состав удивляется.

Не скучно было, весело. Кроме предмета Эстетика.
Ну какие такие манеры, позы, такт могут быть у немолодых, битых жизнью людей? Нет, не грубость, а скорее закостенелость в суставах и в душе тому помеха. Каждодневная, ежечасная борьба за выживание.
Сначала семья и жильё, потом маленькие дети, детсад. Школа...
Вот уже и своим подросшим детям надо помогать в поисках их места в жизни...
Работа, и вечная нехватка денег. Вроде и не забитость человека присутствует в нашей жизни, но что-то в словосочетании «работодатель» всё же меня смущает.
 
Нервно проходят уроки эстетики. Казалось бы, что сложного в сервировке стола? Вилки, ложки, да тарелки и стаканы. Всем привычные предметы. А вот и нет. На стаканах первая загвоздка. Фужеры, бокалы, рюмки и стопки. Вон их сколько, поди разберись что для чего.
Дальше больше. Отдельно вилки для мяса и рыбы, каких-то устриц; тарелки для первого блюда, второго, десерта... 
И вот уже многолетняя хозяйка, имеющая семью и воспитавшая детей, кормящая их три-четыре раза в день различными разносолами, состоящими в основном из картошки жаренной, паренной, вареной, мятой в пюре, вдруг начинает мельтешить и суетиться. Куда деть эти чёртовы салфетки и трясущиеся руки?

Сверкающие, хрустальной белизны, ломкие, накрахмаленные скатерти мнутся и никак ровнёхонько не расправляются на учебном столе. Мужчины, и так чувствующие себя при ярком свете не в своей тарелке, бочком, неуклюже, стесняясь(!) присаживаются на стул с высокой спинкой, пробуют расположить на коленях салфетку и, ставшие вдруг корявыми руки, эти трудовые руки, мозолями и трещинами на ладонях цепляют шуршащую ткань, и получившаяся неловкость вгоняет в краску взрослых людей.
Вдруг приходит мысль, а так ли мы живём? Так ли необходимы все эти условности и не хряпнуть ли стакан домашней «табуретовки» закусив солёным огурчиком, выловив его из трёхлитровой банки прямо так, растопыренными пальцами, облизав их или вытерев простым кухонным полотенцем. Одним для всего. И руки вытереть и крошки со стола стряхнуть, и тарелку протереть перед подачей на стол. А что тут такого? Полотенце оно и есть полотенце, потом в стирку и всех делов.

Да и преподаватель, декан заочного отделения, была явно образована по данному предмету из интернета. Проговаривая заученные фразы, она кажется даже не смотрела на своих студентов. Общая неловкость момента просто грозовой тучей висела в аудитории на её уроке. Преподаватель тоже стеснялась этого предмета. Совсем не эталонных форм она напрочь отказалась от темы «Пригласите даму на вальс».
Похоже танго, польку, тот же вальс она, как и мы, видела только на экране телевизора. В жизни всё намного прозаичнее.

Я с некоторой лихостью взялся отвечать на заданный вопрос. Всё это казалось мне каким-то детским, очень не серьёзным и легко выполнимым. Как и все, я это не раз видел в кино, даже в ресторане был. Давно, правда, ещё в юности.
Ничего сложного, сел за стол (почему-то угол скатерти зацепился за колено), салфетку расстелил, сложив вдвое на одно колено.
Так по этикету тоже можно, а вот постелить на оба колена что-то в последний момент застеснялся. Получилось как и у всех, не очень ловко.
Полукругом передо мной стояли однокурсники и внутри вдруг всё дрогнуло. Руки, пальцы, задрожали. Заусенцами на не совсем ухоженных руках царапнул, поддёрнул скатёрку. Звякнула о край тарелки вилка. Все нужные и известные слова вдруг потерялись в голове.
Зима, мороз? Чёрта с два, я мгновенно вспотел и ...как все сдал зачёт.

Такая вот она, эстетика!