Часть14. Операция и проч

Юрий Стеклов 2
5 Ноября 1998г обратилась к ортопеду Рахлиной. Предлагает операцию- замену тазобедренного сустава.
Чтобы подбодрить старушек в парке (с которыми занимаюсь физкультурой) написала стишок на мотив известной песенки. Через три недели написала ещё одно стихотворение:
Нам кажется, порой, что мы бессмертны,
Но наша жизнь- лишь только миг.
Промчатся годы, оглянёшься,
И назовут тебя старик.
Изменится твоя походка,
Померкнет свет твоих очей,
А одиночество напомнит,
Что ты –«ничей».
          Дарите старикам улыбки,
         Не пожалейте добрых слов,
         Пишите письма им, открытки.
         Всем старикам нужна любовь.
Звоните им по телефону,
И в день рождения, и всегда.
Возможно, что и вам помогут,
Когда нагрянет к вам беда.
И «песенка», и «стихотворение»  были напечатаны в «Медицинской газете». (Не Бог весть что-то, но трогательно и правда. На себе испытываю уже)…
В конце Декабря, утром, позвонила д-р Рахлин. В тот же день поехала в больницу Рамбам на консультацию к ортопеду, который будет меня оперировать – доктор Левин Дани. Операция назначена на 11Января 1999года
Встретила Новый Год одна, у телевизора. Юра- у Лизы. (ю.с. этот оборот означает, что Юра с Лизой у её сестры Раи, которая приехала в октябре 1996).
Операция отложена, так как я заболела гриппом…….Переназначена на 25.03, но и эту дату пришлось изменить, т.к. у врача умер отец. Наконец, назначена на 5 Апреля, последний день Пасхи.
5.04.1999, в 10ч утра я приехала одна в больницу «Рамбам»  на ортопедическое отделение. Просидела в коридоре до 13 час. (Я приехал позже, проводил маму на операцию и дождался, когда она закончится). В 13ч поместили в палату, а в 14ч привели в предоперационную. Там заполнили историю болезни. Анестезия- спинномозговая и внутривенный наркоз. Из операционной вывезли в 18:30. Ночью со мной дежурила женщина, которая спала рядом на кровати. Наиболее тяжёлыми были 2-я и 3-я ночи. Послеоперационное лечение не затягивается. На 3 сутки поставили на ноги. Выписали через 7 дней. На амбулансе перевезли в «Ноф АГефен», на реабилитацию. (через 10 лет, там же, ты пролежала полгода, , и умерла 10.12. 2009. Но на другом этаже). …..   
Полтора месяца я пробыла в отделении реабилитации, в хороших условиях- отдельная комната с санузлом, душем, хороший уход, хорошее питание. Научилась ходить. (почти каждый день мы-или я один-её навещали; выходили на крышу с прекрасным видом. фотографировались-ю.с.). Выписана 21 Мая, с палкой. Через месяц после операции была осмотрена ортопедом, который меня оперировал. Итак, у меня новый тазобедренный сустав. Боли прошли. Прошло 6 месяцев после операции. Пока хожу с палкой.
……В Августе- ещё одна капельница бифосфоната в течение 3ч, рекомендации эндокринолога. На следующий день были боли в крестце, по ходу седалищных нервов; держались несколько часов, прошли после приёма обычного обезболивающего. Эндокринолог не связывает эти боли с вливаниями. В последующие дни у меня стали отекать обе голени и стопы чего раньше не было…..
5 ОКТЯБРЯ 1999, на постоянное жительство, из Петербурга приехала Аня с Инночкой. Утром, около 10часов…. Дай Бог, чтобы у них сложилось всё хорошо, чтобы они были здоровы. Аня выглядит очень худенькой- плохо питается. Инночка- прелесть, но ребёнок тоже питается кое-как, не приучена к режиму питания.
6-7.10- Аня и Юра оформили почти все документы на Аню.
6 Октября- день пенсионера. Пенсионеры Хайфы выехали в водный парк, в киббуце. Отдохнула прекрасно. Первый раз после операции плавала в бассейне. В парке, за столиком случайно оказалась с Лидой (не знаю кто-ю.с.), её мужем и старым мужчиной, Марком. Оказалось, он- психиатр. Оптимист, видимо, избалованный жизнью…. Небольшой трёп. Лида (больна), собеседник плохой. Главное- был чудный день, много воздуха и зелени. Отдохнула. Надо почаще выбираться из дома.
17.10.1999- Аня с Инночкой живут у нас в квартире уже 12 дней. Документы оформили. Подобрали однокомнатную квартирку на съём, на улице Герцог, близко от нас. Вчера заключили договор с хозяйкой.
12.10. 1999года- Юре исполнилось 50 лет. Лиза решила отпраздновать эту юбилейную дату, хотя Юра был в запое (просто потихоньку выпивал днём на мамином балконе, куда пока перебрался-ю.с.). Днём ему звонили «приятели», которые тоже были в нетрезвом состоянии (тоже алкоголики)- Саша и Шурик. Я просила Юру их не приглашать (просила—это очень мягко сказано; стояла рядом, кричала в телефон и т.п.-ю.с.).Он был возбуждён, агрессивен. Схватил меня за руки и резко толкнул, я отлетела к окну, почувствовала резкую боль, закричала непроизвольно от боли и от испуга, т.к. он продолжал на меня кричать. 2 часа я пролежала с ледяной водой (в бутылке)на голове. (это было не днём, а к вечеру, когда мы уже сидели за столом и выпивали, и мать пыталась помешать этому. Всё это безобразные, но давно знакомые мне сцены, которые она часто устраивала ещё с моей юности-ю.с.)
18ч-Вечером собрались гости: Рая (сестра Лизы) со своим другом Серёжей, Лиза, Аня с Инночкой, Тед- алкаш из клуба «Интимных Алкоголиков» (Анонимных!!). Позже пришёл Гармаев, алкоголик из Тивона. После 8ч вечера Аня их выставила из комнаты на кухню, т.к. Инночку надо было укладывать спать.
Лиза с Раей и Серёжей уехали домой (к Рае). Я осталась с тремя пьяными мужиками- Тедом, Юрой и Гармаевым и горой грязной посуды. Голова болела. В 10ч вечера удалось уложить Юру спать. Оставшиеся двое не хотели уходить. Тед упал на пол на балконе в кухне и уснул. Около 11ч, уже убрав на кухне, я с трудом выставила за дверь Гармаева. Через час проснулся Тед. Он плохо держался на ногах, но я его выпроводила вниз по лестнице. Я была уничтожена морально. Кроме того, болела голова. Ночь не спала. В голове крутился вечный вопрос «Что делать». «И рад бежать, и некуда бежать» (Искажённая фраза из «Бориса Годунова»). Со стены смотрел на меня портрет мамы. Казалось, она говорила: -Не бросай Юру, он болен, помоги ему.  Сколько можно! Уже мне надо помогать, но некому.  Аня эгоистична. (ю.с.-эгоистичны мы все; всё дело в степени. Что до помощи- то и я, и Лиза помогали ей дома и в ходьбе по врачам, учреждениям, на рынок, в магазины- по мере возможностей. Особенно Лиза, хотя мама к ней относилась без благодарности. Кроме того, последние лет 7 ей назначили постоянную помощницу, да и до того приходили разные помощницы-«мътапе’лет» ).
(21/10.99)  Страшная болезнь алкоголизм. Насколько это ужасно, понять может только алкоголик, осознавший, что он болен. Человек находится в зависимости от алкоголя, алкоголь ухудшает его самочувствие и состояние, но избавиться от него невозможно………..
….Юра- хороший человек, но алкоголизм изменил его характер и поведение. Мне его очень жаль. Стараюсь помочь в быту, но я очень постарела и многого уже не могу. 
«Клуб Анонимных Алкоголиков», как мне кажется, не решает вопроса лечения. Он объединяет их: появляются приятели алкоголики, а не трезвенники, с интересами и общением, отвлекающими от алкоголя. Боже! Неужели во всём мире нет способа излечения от этой хворобы?!
В Субботу, 30.10. Юра и Лиза помогают перевезти оставшиеся вещи на квартиру Ани.
1.11.99- Второй день, как Аня и Инночка живут в своей (съёмной) квартире. Дай Бог, чтобы они были здоровы, и абсорбция прошла безболезненно! Сегодня день рождения Лёвы. Если бы он был жив, ему исполнилось бы 84 года. Раньше в этот день собиралась вся семья. Ира и Алла в Сан-Диего, наверное, отмечают этот день. (ю.с.-Скорее всего. Алла-то-точно: это и д/р её сына). Я же зажгла поминальную свечу.
Юра выпивает ежедневно, потом спит.
30 Октября была на концерте в Бейтену, на Йерушалаим29. Получила громадное удовольствие.