Чичен-Ица- древний город индейцев майя

Юрий Жданов 2
ЧИЧЕН-ИЦА-ДРЕВНИЙ ГОРОД ИНДЕЙЦЕВ МАЙЯ


                Я увидел прекрасный город, утопающий в зелени
                девственных лесов. Входя в него, мы испытывали
                все возрастающее восхищение- высокие башни,
                величественные храмы, дворцы, стоящие прямо на воде.
                Мне казалось, что я попал в сказку или вижу чудесный сон…
                Такую красоту и величие нельзя создать человеческими    
                руками.
                Испанский конкистадор, участвовавший в покорении
                Америки под предводительством Эрнана Кортеса.

                ... архитектура- тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже    молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
                Н.В. Гоголь

Этот древний мексиканский город, расположенный на полуострове Юкатан и бывший до завоевания Америки испанцами одним из важнейших центров государства майя, столицей майя-тольтекского государства в XI-XII веках, вошел в число «Семи новых чудес света», которые объявлены 7 июля 2007 года в городе Лиссабоне по результатам всемирного голосования.
Итак, мы прилетели в Мехико- столицу Мексики, из нее поездом доехали до города Мерида- административного центра штата Юкатан, а затем автобусом, идущим в город Вальядолид, добрались до руин Чичен-Ицы, расположенных в 120 километрах восточнее города Мерида, недалеко от этого шоссе.       

Город колдунов воды

И вот перед нами этот древний город, основанный  в VII веке.  На языке майя Чичен-Ица означает «место у колодца племени ица». Этот исторический город «Колдунов воды» включен Организацией Объединенных Наций в Список всемирного наследия. Трудной оказалась его судьба: город неоднократно завоевывали, разрушали, возводили заново…
Город был построен на ровной местности, в 987 году его захватили тольтеки, а в 1178 году разгромили войска восставших городов-государств Майяпан, Ушмаль и Ицмаль. В 1441 году население покинуло город, и пришедшие сюда в середине XVI века испанские завоеватели увидели  лишь руины…  В результате взаимного влияния и проникновения  культур победителей и побежденных сложившаяся культура  города стала сплавом разных цивилизаций.
Коренное население Америки до прихода сюда испанцев составляли многочисленные и значительно отличавшиеся друг от друга индейские племена: тольтеки, майя, ацтеки, инки, ирокезы, хопи, делавары, чупари, чоко, карибы, мундуруки, пиароа, оседж… У каждого из этих племен была своя история, культура, верования, боги…
Археологи раскопали в Чичен-Ице удивительные сооружения самых разнообразных архитектурных форм:  храмовую пирамиду Кукулькана, круглую обсерваторию Эль-Караколь; Храм воинов, Храм орлов, Храм Черепов (Цомпантли), Храм Ягуара, Храм Бородатого Человека, семь стадионов для игры в мяч и другие сооружения. Есть здесь и древнее место религиозного поклонения- Священный сенот… Наибольший интерес туристов вызывает девятиступенчатая пирамида Кукулькана, что в переводе означает «Пернатый Змей», или «змей, покрытый перьями кецаля». Кецаль, или кетцаль (кетсаль, квезал)- священная птица древних майя и ацтеков (сегодня она является символом Гватемалы). Эта птица несравненной гордости и красоты. Ее гордость такова, что в случае пленения она умирала в руках охотника! Никто никогда не видел ее в клетке. Обитает она в горных лесах Центральной Америки, занесена в Красную книгу Международного сообщества охраны природы.   

Пирамида Кукулькана

Пирамиду Кукулькана испанцы называли по-своему- Эль-Кастильо, что в переводе с испанского означает «замок», «кремль». Поднявшись на вершину этой пирамиды, имеющей высоту 24 метра, мы поняли, чем так привлекателен этот храм для туристов: с него открывается величественная панорама всего города. Храм посвящен Кукулькану- одному из главных богов майя, которого они почитали как бога ветра, подателя дождя, бога планеты Венера, основателя нескольких царских династий и крупных городов.             Его культ индейцы цивилизации майя заимствовали у индейцев цивилизации тольтеков. Но у тольтеков этот бог назывался Кецалькоатлем (что в переводе означает «Пернатый Змей», а точнее «Змей, покрытый зелеными перьями»), и был одним из главных божеств в их мифологии. Тольтеки почитали его как творца мира, в котором царила справедливость, а также как создателя человека, владыку стихий, покровителя жречества и науки. Его наиболее древние скульптурные изображения относятся к VIII-V векам до н.э. Но спустя много веков образ Кецалькоатля соединился в народном сознании тольтеков с образом реального исторического лица- Топильцина, который был правителем тольтеков в конце IX-начале X века н.э. Индейцы к этому времени уже стали обожествлять своих правителей. Обожествленный Топильцин принял имя Кецалькоатля. Тольтеки в своей столице- городе Толлане построили ему храм. А майя, приняв культ Кецалькоатля, стали почитать его как бога под именем Кукулькана и построили ему храм в Чичен-Ице-пирамиду Кукулькана. Одна из легенд утверждает, что Кецалькоатль был высокого роста, с длинной головой, бородатый и белокожий. Это позволяет предполагать, что Топильцин-Кецалькоатль был европейцем, скорее всего норманном. Ведь уже стало известно, что задолго до Колумба викинги доходили до берегов Америки. Они своей внешностью сильно отличались от невысоких, смуглых и безбородых индейцев Центральной Америки. Викинги могли восприниматься индейцами как пришельцы из иного мира. В легенде говорится, что лицо Кецалькоатля «безобразно». Ведь о красоте лица они судили по своей «мерке». По их представлениям красивым считалось лицо, у которого линии лба и носа  составляли между собой почти прямой угол. Чтобы достичь такой красоты, они «подправляли» свою внешность, заключая головы младенцев в деревянное приспособление, деформировавшее череп. По преданию, Топильцин, потерпев поражение в войне со жрецами, уехал по океану в волшебную страну, пообещав вернуться и обрушить свой гнев на индейцев. Эта легенда сыграла дурную роль во время завоевания Америки испанцами в XVI веке. Когда с испанских кораблей сошли на берег высокие, белокожие, бородатые люди, индейцы приняли их за спутников разгневанного бога, а их предводителя-конкистадора Эрнана Кортеса- за самого Кецалькоатля. Поверженные в священный ужас, индейцы в первое время лишились способности дать активный отпор жестоким завоевателям.
Пирамида Кукулькана имеет усеченный вид и покоится на квадратном основании со стороной 55 метров. На каждой стороне пирамиды расположены огромные лестницы, каждая из которых имеет 91 ступень. Общее количество ступеней- 364, а с учетом единой ступени на верхней платформе пирамиды, ступеней становится 365. Это количество равно количеству дней в году. Лестницы делят каждую сторону пирамиды на две части. Стороны пирамиды строго ориентированы: север, юг, запад, восток. На сторонах пирамиды 9 террас: по одной на каждую область царства мертвых, как представляли себе индейцы майя. Так как на каждой стороне пирамиды лестницы делили террасы на две части, всего получалось  по 18 полу-террас, т.е. по одной на каждый месяц, так как в календаре майя было 18 месяцев.  На верхней площадке пирамиды стоял не сохранившийся храм, посвященный Пернатому Змею.
С северной стороны пирамиды, где расположен главный вход на нее, у самого основания лестницы установлены две змеиные головы. Удивительный зрительный эффект придумали строители пирамиды. Дважды в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия,  в 17 часов 15 минут на ступенях лестницы в течение 3 часов 22 минут возникает иллюзия, порожденная игрой света: создается впечатление, будто огромный Священный Змей медленно сползает по лестнице вниз и растворяется в ночной мгле.         Змеи здесь потому, что храм посвящен Пернатому Змею. Рядом с этой главной пирамидой находятся несколько меньших по размерам. Их стены украшены фресками, изображающими  странных существ, похожих на космонавтов в костюмах. Ученые-археологи назвали эти существа «пчелиными богами», т.к. странные «антенны» на их шлемах напоминают «усики насекомых». Барельефы на так называемом Храме Девственниц тоже изображают этих «пчелиных богов» в самых невероятных положениях.
Самым большим и величественным сооружением Чичен-Ицы является здание обсерватории, которое отреставрировано и продолжает и сегодня действовать как обсерватория. Это круглое здание расположено на трех огромных террасах и горделиво возвышается над окружающими лесами. На верху здания находится смотровая площадка. Имеющиеся в стенах обсерватории отверстия ориентированы на отдельные звезды и звездные скопления, игравшие важную роль в мифологии майя. Из украшавших наружные стены изображений богов сохранилась лишь незначительная их часть. Майя владели обширными знаниями в области астрономии. Зная точное время обращения планет вокруг Солнца, они разработали таблицу, позволявшую вычислять время солнечных и лунных затмений для любой точки Земли. А продолжительность земного года они вычислили точнее нашего Григорианского календаря! Майя считали, что такими глубокими и обширными познаниями они обязаны богу Кецалькоатлю, пришедшему в их земли «вместе с семью другими богами».

Символы Солнца и Земли

В центре Чичен-Ицы находятся семь стадионов для ритуальной игры в мяч, так называемые «поля для игры в мяч».Эта игра была очень распространена у индейцев. В Америке найдено более 1500 площадок для игры в мяч. Самая большая- в Чичен-Ице, ее длина- 135 метров. Один из стадионов в Чичен-Ице длиной 83 метра, шириной 61 метр со стенами высотой 8 метров. Другие стадионы представляют четырехугольный двор длиной 40 и шириной 15 метров, окруженный со всех сторон высокими стенами. Игра в мяч под названием «ток-а-ток» была распространена как у майя, так и у тольтеков. В этой жестокой игре (подобие баскетбола) прикасаться к мячу кистями рук или ступнями ног запрещалось. Твердый литой каучуковый мяч символизировал Солнце, кольцо- Землю, а игровая площадка- весь мир. Попадание мяча в кольцо символизировало момент проглатывания Землей Солнца и приход ночи, темноты и смерти.  Мяч передвигали по полю быстрыми движениями тела, толчками плечами, коленями, головой, локтями, бедрами. Надо было «провести» мяч через каждое из четырех колец, висевших  на стенах поля на высоте 4 метра, и не позволить это сделать противнику. Игра была столь «жесткой», что превращалась в настоящее сражение, во время которого игроки получали очень серьезные травмы, а иногда и погибали. Но самым страшным было то, что после ее окончания все члены проигравшей команды приносились в жертву богам!   

Колодец бога воды

От центра города, так называемой «Великой Плазы», широкая (275 метров!) дорога ведет на север, к Священному сеноту- ступенчатому водоему-колодцу бога воды и четырех богов дождя (Чаков). Он представляет природную карстовую воронку, т.е. углубление, образовавшееся в результате растворения водой осадочных горных пород.  Диаметр ее 60 метров, а глубина  58 метров. От этого колодца Чичен-Ица и получила свое название, означающее: «у источника племени ица».  Священный сенот называют также Колодцем смерти или Колодцем мертвых девственниц. От него начинались дороги, соединявшие город с другими религиозными центрами. Сюда шли паломники со всего полуострова Юкатан.  Во время периодов засухи около этого колодца майя молили богов о ниспослании дождя, а затем бросали в него принесенных в жертву девушек и драгоценности. Впервые о колодце и обычае майя бросать в него живых людей и драгоценности европейцы узнали от епископа Диего де Ланда, написавшего об этом в 1566 году. Этот фанатичный епископ совершил страшное преступление: сжег тысячи рукописей майя, уничтожил огромное количество идолов и алтарей, которых он объявил «делом рук дьявола, злостью желавшего отвратить индейцев от пути истинного и не дать им принять христианство». В уничтожении исторической памяти коренных народов Центральной Америки активно участвовали многие конкистадоры. В кострах, устраиваемых завоевателями, погибло неисчислимое количество отобранных у индейцев трудов по астрономии, рисунков, рукописей и иероглифических текстов. Исследованию Священного сенота посвятил всю свою жизнь Эдвард Томпсон, получивший в 1885 году место консула США на Юкатане. С помощью установленной в 1904 году специальной землечерпалки  колодец был частично расчищен от многовекового 11-метрового слоя ила и грязи. Со дна колодца были извлечены древние статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие, золотые диски с изображением религиозных и военных эпизодов из жизни индейцев, золотая маска, корона с изображением Пернатого Змея, сосуды, деревянные орудия, предметы быта. Найденное составило прекрасную коллекцию. Подтвердился и обычай жертвоприношений: водолазы извлекли хорошо сохранившийся череп молодой девушки, человеческие кости. Исследование колодца продолжил в 1960-е годы мексиканец Давалос Уртадо. Применение современных землесосных снарядов и работа команды опытных аквалангистов позволили найти много исторически ценных предметов древних майя. Многие из этих предметов были намеренно повреждены индейцами, т.к. по принятому обычаю перед принесением их в жертву предметы «убивали», т.е. повреждали. Статуэтки из нефрита были разбиты, а изделия из золота- смяты. Исследование нескольких десятков  человеческих останков, найденных в колодце, показало, что ритуальными жертвами были не только девушки, но и мужчины, и даже дети.
Очень многое в истории цивилизации майя остается пока непонятным и загадочным. Каждое новое открытие ученых проясняет отдельные фрагменты богатой мозаики культуры этого талантливого народа.
Ежегодно Чичен-Ицу посещает около 500 тысяч туристов, а с включением ее в число Семи новых чудес света туристический поток, вероятнее всего, возрастет.
               
                Юрий Жданов                03.10.2007
Рассказ Юрия Жданова «Чичен-Ица- древний город индейцев майя» опубликован:
Юрий Жданов. Чичен-Ица- древний город индейцев майя. Газета «Радость» № 11-12, 2008. Стр. 27-30.

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).