274-я истребительная авиационная дивизия

Владимир Савончик
274-я истребительная авиационная дивизия.

(краткая историческая справка)

274-я истребительная авиационная дивизия сформирована в июле 1942 года Приказом НКО №00147 от 20 июля 1942 года.

Нахождение в строю

С июля 1942 года по 18 марта 1943 года.

В составе действующей армии:

С 22 октября 1942 года по18 марта 1943 года. (148 дней) Перечень №6.

В составе Видов Вооружённых Сил.

С июля 1942 года по 18 марта 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С ? июля 1942 года по 10 сентября 1942 года – в составе 2-й Истребительной Авиационной Армии Резерва Верховного Главного Командования.
С 10 сентября 1942 года по 22 октября 1942 года – в составе Резерва Верховного Главного Командования.
С 22 октября 1942 года по 4 марта 1943 года – в составе 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта.
С 4 марта 1943 года по 18 марта 1943 года – в составе 6-й Воздушной Армии Северо-Западного Фронта.

В составе корпусов:

С 10 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года – в составе 1-го Истребительного Авиационного Корпуса.

Состав дивизии:

416-й истребительный авиационный полк (1-го формирования) – с 2 июля 1942 года по 3 августа 1942 года. Расформирован.
875-й истребительный авиационный полк – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года. Передан в оперативное подчинение 210-й истребительной авиационной дивизии.
271-й истребительный авиационный полк – с 18 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года. Приказом НКО №128 переименован в 64-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
653-й истребительный авиационный полк – с 14 октября 1942 года по 18 марта 1943 года. Приказом НКО №128 переименован в 65-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Командир дивизии.

Подполковник Московец Пимен Корнеевич – с 20 июля 1942 года по 25 декабря 1942 года. Убыл на должность командира 141-й истребительной авиационной дивизии.
Майор Шапошников Николай Михайлович –  с 26 декабря 1942 года по 9 января 1943 года. (В справочнике «Комдивы» отсутствует)
Подполковник Бобрик Владимир Лукич – с 9 января 1943 года по февраль 1942 года. ВрИД.
Полковник Китаев Владимир Алексеевич – с февраля 1943 года по 18 марта 1943 года. Назначен на должность командира 4-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Военный комиссар дивизии.

Батальонный комиссар Ионин Алексей Артемьевич – с 1942 года по 1943 год.

Начальник штаба дивизии

Полковник Музюкин Виктор Антонович – с 1942 года по 18 марта 1943 года. Назначен на должность начальника штаба 4-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Участие в операциях и битвах:

Великолукская операция - с 23 ноября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Демянская операция - с 15 февраля 1943 года по 28 февраля 1943 года.

Присвоение Гвардейских званий:

Приказом НКО №128 от 18 августа 1943 года и Директивой Главного Штаба Военно-Воздушных Сил №512345 от 21 марта 1943 года 274-я истребительная авиационная дивизия переименована в 4-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.
Приказом НКО №128 от 18 августа 1943 года и Директивой Главного Штаба Военно-Воздушных Сил №512345 от 21 марта 1943 года 271-й истребительный авиационный полк переименован в 64-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Приказом НКО №128 от 18 августа 1943 года и Директивой Главного Штаба Военно-Воздушных Сил №512345 от 21 марта 1943 года 271-й истребительный авиационный полк переименован в 65-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Приказом НКО №128 от 18 августа 1943 года и Директивой Главного Штаба Военно-Воздушных Сил №512345 от 21 марта 1943 года 875-й истребительный авиационный полк переименован в 66-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Герои Советского Союза (8)

22 февраля 1943 года. Чернобай Андрей Петрович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №815.
22 февраля 1943 года. Якубов Илья Фомич. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка  274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №817.
1 мая 1943 года. Вострухин Пётр Михайлович. Младший лейтенант. Старший летчик 271-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №928.
1 мая 1943 года. Глухих Иван Михайлович. Капитан. Штурман 271-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №929.
1 мая 1943 года. Кирьянов Константин Андрианович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №930.
1 мая 1943 года. Муравьёв Павел Игнатьевич. Старший лейтенант. Командир эскадрильи 271-го истребительного авиационного полка  274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №932.
1 мая 1943 года. Сыромятников Сергей Васильевич. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.
1 мая 1943 года. Хасин Виктор Яковлевич. Капитан. Командир эскадрильи 271-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го Истребительного Авиационного Корпуса 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №936.

Потери:

Управление 274-й истребительной авиационной дивизии.

9 января 1943 года. Шапошников Николай Михайлович. Майор. Командир 274-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полёта. Похоронен в деревне Кочегарово Куньинского района Калининской области.

875-й истребительный авиационный полк.

26 октября 1942 года. Воротилов Николай Павлович. Капитан. Командир эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка. Сбит на самолёте Як-7Б в воздушном бою в районе станции Жирковский. Похоронен на станции Жиковский Калининской области.
26 октября 1942 года. Старков Иван Иванович. Политрук. Военный комиссар эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка. Сбит на самолёте Як-7Б в воздушном бою в районе Обухово.
10 ноября 1942 года. Комлев Николай Фёдорович. Сержант. Лётчик 875-го истребительного авиационного полка. Сбит на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Ямище Куньинского района Калининской области.
11 ноября 1942 года. Корсаков Сергей Иванович. Старший сержант. Лётчик 875-го истребительного авиационного полка. Сбит на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Ямище Куньинского района Калининской области.
11 ноября 1942 года. Макаров Николай Павлович. Старший сержант. Лётчик 875-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Ленина). Сбит на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Ямище Куньинского района Калининской области.
29 ноября 1942 года. Калинин Павел Георгиевич. Старший сержант. Лётчик 875-го истребительного авиационного полка. Сбит на самолёте Як-7Б.
3 декабря 1942 года. Хапричков Анатолий Михайлович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени). Сбит на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Ямище Куньинского района Калининской области.
6 января 1943 года. Бородай Алексей Фёдорович. Старший сержант. Лётчик 875-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета в район Великие Луки на самолёте Як-7Б.
6 января 1943 года. Комлев Михаил Сергеевич. Старший сержант. Лётчик 875-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета в район Великие Луки на самолёте Як-7Б.
14 января 1943 года. Поздняков Григорий Тимофеевич. Младший лейтенант. Лётчик 875-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета в район Великие Луки на самолёте Як-7Б.

271-й истребительный авиационный полк.

9 ноября 1942 года. Артёмов Алексей Петрович. Младший лейтенант. Командир звена 271-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Люткино Куньинского района Калининской области.
9 ноября 1942 года. Кузнецов Иван Иванович. Старший сержант. Лётчик 271-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Люткино Куньинского района Калининской области.
9 ноября 1942 года. Пупов Георгий Дмитриевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 271-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени, более 100 боевых вылетов). Не вернулся с боевого задания на самолёте Як-7Б.
30 декабря 1942 года. Константинов Сергей Александрович. Младший лейтенант. Лётчик 271-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в воздушном бою на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Люткино Куньинского района Калининской области.
30 декабря 1942 года. Лучников Николай Николаевич. Лейтенант. Старший лётчик 271-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в воздушном бою на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Люткино Куньинского района Калининской области.
30 декабря 1942 года. Малышев Виктор Иванович. Старший сержант. Лётчик 271-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-7Б.
30 декабря 1942 года. Семёнов Михаил Яковлевич. Капитан. Командир эскадрильи 271-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою на самолёте Як-7Б. Похоронен в деревне Люткино Куньинского района Калининской области.
6 января 1943 года. Иванов Владимир Анатольевич. Старшина. Летчик 271-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою в районе Великие Луки на истребителе Ла-5.
6 января 1943 года. Костюков Георгий Иванович. Старший сержант. Лётчик 271-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-7Б из района Великие Луки.
6 января 1943 года. Садыкин Иван Ефимович. Старшина. Лётчик 271-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Не вернулся с боевого задания в район Великие Луки на самолёте Як-7Б.

653-й истребительный авиационный полк.

7 октября 1942 года. Ворнавский Иван Дмитриевич. Старший сержант. Лётчик 653-го истребительного авиационного полка. Погиб  в авиационной катастрофе при посадке на аэродроме Тамбов. Похоронен в городе Тамбов.
7 октября 1942 года. Яковлев Степан Лаврентьевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе при посадке на аэродроме Тамбов. Похоронен в городе Тамбов. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.
26 октября 1942 года. Фоменко Иван Павлович. Сержант. Лётчик 653-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёье Як-1.
16 декабря 1942 года. Дмитриев Василий Степанович. Старший сержант. Старший лётчик 653-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.
16 декабря 1942 года. Новиков Евгений Ананьевич. Старший сержант. Лётчик 653-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.
17 декабря 1942 года. Дьяченко Николай Архипович. Старший сержант. Лётчик 653-го истребительного авиационного полка. При вылете на боевое задание на самолёте Як-1 сорвался в штопор и погиб. Похоронен в деревне Равонь Калининской области.
18 декабря 1942 года. Лысенко Семён Васильевич. Младший лейтенант. Командир звена 653-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды, более 70 боевых вылетов). Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
6 января 1943 года. Лебедь Михаил Павлович. Старший лейтенант. Командир звена 653-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета в район Великие Луки на самолёте Як-1.
8 января 1943 года. Туев Пётр Яковлевич. Старший сержант. Лётчик 653-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета в район Великие Луки на самолёте Як-1.
31 января 1943 года. Спирин Фёдор Фёдорович. Сержант. Лётчик 653-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе на самолёте Як-1. Похоронен в деревне Люткино Куньинского района Калининской области.
27 февраля 1943 года. Волченков Михаил Григорьевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка (кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды, 7 личных и 1 групповая победа). Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.
14 марта 1943 года. Лабутев Александр Сергеевич. Старший сержант. Лётчик 653-го истребительного авиационного полка (37 боевых вылетов, 11 воздушных боёв, 3 личные победы). Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1. Посмертно награждён орденом Красного Знамени по представлению 875-го истребительного авиационного полка.
15 марта 1943 года. Аникин Пётр Андреевич. Майор. Военный комиссар эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-1.

Награждены орденами СССР.

Приказ Командующего Калининским Фронтом №0165 от 19 февраля 1943 года.

Годунов Виктор Александрович. Майор. Начальник оперативно-разведывательного отдела дивизии. Орден Отечественной Войны II степени.

Приказ Командующего Калининским Фронтом №0287 от 23 марта 1943 года.

Музюкин Виктор Антонович. Полковник. Начальник штаба дивизии. Орден Отечественной Войны I степени(1)

Наградные приказы дивизии.

№01/н от 3 января 1943 года. Шапошников+Музюкин.
№02/н от 14 января 1943 года. Шапошников+Музюкин. По данным о потерях Шапошиков погиб 9 января 1943 года!!!
№03/н от 24 января 1943 года. Бобрик+Музюкин.
№04/н от 15 февраля 1943 года. Бобрик+Музюкин.
№05/н от 21 февраля 1943 года. Бобрик+Музюкин.

Дислокация штаба дивизии

УТОЧНЯЕТСЯ

Приказом НКО №128 от 18 августа 1943 года и Директивой Генерального Штаба Военно-Воздушных Сил №512345 от 21 марта 1943 года 274-я истребительная авиационная дивизия переименована в 4-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.

Дополнительная информация

Герои Советского Союза проходившие службу в дивизии (12)

Алексеев Николай Михайлович – с 18 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Гуськов Гавриил Гаврилович – с октября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Кирьянов Константин Андрианович – с 17 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Кондрашев Александр Петрович – с 17 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Кузёнов Иван Петрович – с 17 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Кулиев Адиль Гусейн-Оглы – с октября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Макаров Аркадий Сергеевич – с 18 сентября 1942 года по ноябрь 1942 года.
Марков Александр Маркович – с ноября 1942 года по январь 1943 года.
Попов Андрей Иванович – с ноября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Сидоренко Марк Лукьянович – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Сыромятников Сергей Васильевич – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Чернобай Андрей Петрович – с октября 1942 года по февраль 1943 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в дивизии (19)

Алексеев Николай Михайлович – с 18 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Волченков Михаил Григорьевич – с 14 октября 1942 года по 27 февраля 1943 года. Погиб.
Ворожейкин Михаил Сергеевич – с октября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Гуськов Гавриил Гаврилович – с октября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Караштин Михаил Михайлович – с 14 октября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Кирьянов Константин Андрианович – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Китаев Владимир Алексеевич – с февраля 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Кондрашев Александр Петрович – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Кузёнов Иван Петрович – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Кулиев Адиль Гусейн-Оглы – с октября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Макаров Аркадий Сергеевич – с 18 сентября 1942 года по ноябрь 1942 года.
Мжачих Иван Никонорович – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Попов Андрей Иванович – с ноября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Прокофьев Григорий Прокофьевич – с 14 октября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Сидоренко Марк Лукьянович – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Сурков Александр Андреевич – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Сыромятников Сергей Васильевич – с 17 сентября 1942 года по 10 февраля 1943 года.
Сычёв Иван Фёдорович – с 14 октября 1942 года по 18 марта 1943 года.
Чернобай Андрей Петрович – с октября 1942 года по февраль 1943 года.

Версия от 18 августа 2020 года.

Алексеев Николай Михайлович

Родился 26 июня 1919 года в посёлке Старые Промыслы (ныне в черте города Грозный, Чеченская Республика). В 1937 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) "Нефтеуч", где впоследствии работал инструктором по производственной практике. Затем перешёл на работу в спортивное общество "Нефтяник". Одновременно учился в Грозненском аэроклубе. С декабря 1939 года в рядах Красной Армии. Сначала учился в Нахичиванской военной авиационной школе, затем - в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1941 году.
С 18 сентября 1942 года сержант Н. М. Алексеев на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 271-го ИАП (18 марта 1943 года преобразован в 64-й Гвардейский ИАП). Вскоре назначен командиром звена. Летал на Як-7. 9 ноября 1942 года получил лёгкое осколочное ранение лица.
К середине июня 1943 года командир звена 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии младший лейтенант Н. М. Алексеев совершил 84 боевых вылета, в 28 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника (в наградном листе говорится о 12 личных и 6 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
12 июля 1943 года заместитель командира эскадрильи 64-го Гвардейского ИАП Гвардии младший лейтенант Н. М. Алексеев погиб в воздушном бою в районе города Новосиль Орловской области. Всего совершил 102 боевых вылета, провёл более 30 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника лично и 4 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина (24.08.1943, посмертно), Красного Знамени (19.02.1943), Отечественной войны 1-й степени (30.05.1943), Красной Звезды (26.12.1942).

Годунов Виктор Александрович

Родился  в  1911  году  в  деревне  Александровка  Парголовского  района  Ленинградской  области  (Россия).  Русский.
В  Красной  Армии  с  1932  года.
Окончил  военно-теоретическую  школу  лётчиков  в  Ленинграде  и  Оренбургское  авиационное  училище.
В  звании  лейтенанта  служил  старшим  лётчиком  в  17-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  c  20  августа  1937  года  по  28  февраля  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Всего  в  Испании  произвел  более  15  боевых  вылетов,  сбил  2  самолета.
12  октября  1937  года  в  воздушном  бою  с  итальянскими  истребителями  Фиат-32  сбил  два  из  них,  но  и  сам  был  тяжело  ранен  в  левую  руку.
После  лечения  в  госпитале  был  отправлен  на  родину.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  1939-1940  годов.
Какое-то  время  продолжал  летать,  но  после  перелома  левой  руки,  едва  зажившей  после  тяжелого  ранения,  в  1940  году  был  переведен  на  штабную  должность.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  (июля)  1941  года.
Воевал  на  Волховском  фронте  с  июня  1941  года  по  февраль  1942  года.  Служил  помощником  начальника  штаба  по  разведке  одного  из  полков  90-й  авиадивизии.  С  февраля  по  июнь  1942  года  был  старшим  помощником  начальника  оперативно-разведывательного  отдела  по  разведке  ВВС  2-й  Ударной  армии.
В  мае  1942  года  в  одном  из  боев  был  тяжело  ранен  в  ногу.
Воевал  на  Калининском,  Северо-Западном  фронте.  С  июля  1942  года  по  апрель  1943  года  в  звании  майора  был  начальником  оперативно-разведывательного  отделения  штаба  274-й  истребительной  авиационной  дивизии   (в  марте  1943  была  преобразована  в  4-ю  гвардейскую  истребительную  авиационную  дивизию).
С  апреля  по  октябрь  1943  года  служил  в  составе  управления  1-го  гвардейского  истребительного  авиационного  корпуса  в  должности  начальника  оперативно-разведывательного  отдела  и  заместителя  начальника  штаба  корпуса,  воевал  на  Брянском  фронте,  участвовал  в  боях  на  Курской  дуге.
Воевал  на  2-м  и  1-м  Прибалтийском  фронте,  с  октября  1943  года  по  март  1944  года  был  ВРИД  начальника  штаба  корпуса,  затем  был  утвержден  в  должности  начальника  штаба  4-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизии.
Воевал  на  3-м  Белорусском  фронте.
По  некоторым  данным  он,  в  звании  полковника  командовал  с  октября  1944  года  5-й  резервной  авиационной  группой.
После  окончания  войны  продолжал  служить  на  различных  должностях  в  авиации.
Вышел  в  отставку  в  звании  генерал-майора  авиации.
Проживал  в  городе  Москва  (Россия).
Умер  17  мая  1988  года.

Гуськов Гавриил Гаврилович

Родился 30 марта 1923 года в деревне Шахово (Урицкий район Орловской области). Окончил 7 классов и аэроклуб. Работал счетоводом в Малоярославецком мехлесопункте Калужской области. С апреля 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Прошёл короткую переподготовку в запасном полку.
С 20 октября 1942 года сержант Г. Г. Гуськов в действующей армии в составе 653-го ИАП (21 марта 1943 года преобразован в 65-й Гвардейский ИАП), сражавшийся на Калининском фронте. С конца февраля по 25 марта 1943 года, в составе группы лётчиков, прикомандирован в состав 875-го ИАП (Северо-Западный фронт). Летал на Як-1 и Як-7.
К апрелю 1943 года командир звена 2-й эскадрильи 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) Гвардии младший лейтенант Г. Г. Гуськов совершил 105 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника (в материалах наградного листа говорится о 10 личных победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1011).
В конце мая 1943 года, перед Курской битвой, 65-й Гвардейский ИАП перебазировался на Брянский фронт, где получил задачу прикрывать войска правого крыла Центрального фронта, а с 12 июля 1943 года участвовал в наступлении Брянского фронта на Орловском направлении.
17 июля 1943 года Гвардии лейтенант Г. Г. Гуськов погиб в воздушном бою. К тому времени выполнил около 130 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника.
Обломки его самолёта были найдены спустя 20 лет у деревни Бетово Болховского района на глубине 4-х метров. Похоронен с военными почестями в посёлке Нарышкино Урицкого района Орловской области, на могиле воздвигнут памятник. Имя Героя носят улица в Нарышкино и Архангельская средняя школа Урицкого района, в которой он учился. Приказом Министра обороны СССР Гвардии лейтенант Г. Г. Гуськов навечно зачислен в списки личного состава 1-й эскадрильи воинской части.
Награждён орденами: Ленина (24.05.1943), Красного Знамени (17.03.1943), Отечественной войны 1-й степени (посмертно), Красной Звезды.

Кирьянов Константин Андрианович

Родился 21 мая 1920 года в селе Степаново (ныне Дмитровский район Московской области). Окончил 7 классов, работал в совхозе, затем в типографии города Москвы. Одновременно учился в планерной школе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С сентября 1941 года младший лейтенант К. А. Кирьянов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 252-го истребительного авиационного полка, летал на И-15бис. С мая 1942 года - в 429/875-м истребительном авиационном полку (впоследствии ставшим 66-м Гвардейским ИАП), где летал на Як-1 и Як-7.
К концу марта 1943 года командир эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка (274-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) старший лейтенант К. А. Кирьянов произвёл 297 боевых вылетов, в 59 воздушных боях сбил 12 вражеских самолётов (11 лично и 1 в паре). Штурмовыми ударами нанёс противнику значительный урон в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 930).
27 августа 1943 года Гвардии капитан К. А. Кирьянов погиб в авиационной катастрофе. К тому времени выполнил около 350 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника (15 лично и 1 в группе).
Награждён орденами: Ленина (01.05.1943), Красного Знамени (06.02.1943, ...), Александра Невского (02.08.1943).

Китаев Владимир Алексеевич

Родился в 1908 году в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). После окончания школы Владимир Китаев по спецнабору 1 октября 1926 года поступил в военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота. А с 15 октября того же года по июнь 1929 года проходил обучение в 1-й авиационная школа Красной Армии в посёлке городского типа Кача (Крым).
В октябре 1930 года начал службу в должности младшего лётчика 52-й авиационной эскадрильи Белорусского военного округа. Затем служил лётчиком-испытателем Наркомата авиационной промышленности. Участвовал в Советско-финляндской войне на самолёте И-153 исполняющим дела командира 49-го истребительного авиационного полка. Во время войны одержал свою первую воздушную победу. 22 января 1940 года в группе сбил биплан противника в районе Койриноя — Кителя. Был награждён орденом Красного Знамени.
С марта по май 1940 года работал лётчиком — испытателем Наркомата авиационной промышленности в Москве. Войну встретил 22 июня 1941 года в должности командира 72-й смешанной авиационной дивизии. С конца 1941 по начала 1942 года принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. После переформирования дивизии в истребительную был назначен командиром 283-й истребительной авиационной дивизии, с которой участвовал в Сталинградской битве. 25 декабря 1942 года назначен командиром 274-й истребительной авиационной дивизии, с которой участвовал в Великолукской и Демянской операциях.
21 марта 1943 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм дивизии присвоено звание «гвардейская» и она переименована в 4-ю гвардейскую.
2 августа 1944 года полковнику Китаеву было присвоено очередное воинское звание генерал-майор авиации. Дивизия Указом Президиума Верховного Совета СССР «Боевого Красного Знамени» и 31 октября 1944 года орденом «Суворова II степени», а 6 июля 1944 года Приказом ВГК дивизии присвоено почетное наименование «Оршанская». Дивизия неоднократно упоминалась в приказах Верховного Главнокомандующего и её воинам объявлялись благодарности: за овладение городом Лида, за овладение городом Елгава (Митава), за прорыв обороны противника северо-западнее и юго-западнее города Шяуляй
Последний боевой вылет Владимир Китаев совершил 25 апреля над Берлином. За годы войны Китаев совершил 123 боевых вылета, одержал 5 воздушных побед лично и одну в группе.
После войны генерал-майор авиации Китаев Владимир Алексеевич с октября 1945 года по февраль 1946 года находился в распоряжении Главкома ВВС ВС СССР. С февраля 1946 года по март 1947 года командовал 16-й гвардейской истребительной авиационной Свирской Краснознамённой дивизией.
По состоянию здоровья в 1947 году уволился в запас и переехал на постоянное место жительства в город Жданов (ныне Мариуполь, Украина). Здесь до 1958 года трудился директором завода «Металлист».

Кондрашев Александр Петрович

Родился 25 декабря 1921 года в селе Андреевское (ныне Подольский район Московской области). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества в 1940 году. Работал токарем на одном из заводов Подольска, без отрыва от производства учился в аэроклубе. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С 22 октября 1942 года сержант А. П. Кондрашов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 875-го ИАП (18 марта 1943 года преобразован в 66-й Гвардейский ИАП). Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи. В декабре 1942 года, в районе Великих Лук, его самолёт был подбит огнём зенитной артиллерии. Посадил его на фюзеляж, не дотянув до аэродрома. Воевал на Калининском, Северо-Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Летал на Як-7, Як-9 и Як-3.
К середине марта 1944 года заместитель командира эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии капитан А. П. Кондрашов совершил 100 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 11 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 15 личных победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3923).
К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии капитан А. П. Кондрашов совершил 150 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 14 и в составе пары 2 самолёта противника.
После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, служил на различных командных должностях. С 1960 года Гвардии подполковник А. П. Кондрашов - в запасе. Жил в городе Подольске. Работал аппаратчиком в цехе № 4 химико-металлургического завода. Умер 20 декабря 1982 года. Похоронен в Подольске. На доме, в котором проживал Герой, установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (01.07.1944), Красного Знамени (02.08.1943, 21.01.1944, ...), Александра Невского (17.09.1944), Отечественной войны 2-й степени (23.02.1943, 17.06.1945), Красной Звезды (дважды); медалями.

Кузёнов Иван Петрович

Родился 13 марта 1922 году в селе Царевщино (ныне Мокшанский район Пензенской области). С 1922 года жил с родителями в Москве, затем в Магнитогорске, в 1939 году окончил там 10 классов школы № 47. С апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.
С 18 мая 1942 года старший сержант И. П. Кузенов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 429-го ИАП (11 июня 1942 года переименован в 875-й ИАП, а 21 марта 1943 года преобразован в 66-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Некоторое время летал на самолёте "Магнитогорский металлург", построенный на средства земляков. Сражался на Юго-Западном, Калининском, Северо-Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах. Был легко ранен в голову.
К августу 1943 года лётчик 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии младший лейтенант И. П. Кузенов произвёл около 70 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично и в составе группы 11 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1758).
К маю 1945 года Гвардии старший лейтенант И. П. Кузенов выполнил около 120 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 11 самолётов противника лично и 1 в составе группы.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Краснознамённую Военно-Воздушную академию, по 1949 год был начальником штаба 1-го Гвардейского ИАП. В 1964 году окончил Военную академию Генерального штаба, служил на различных командных должностях, был на преподавательской работе. С 1983 года генерал-майор авиации И. П. Кузенов - в запасе, а затем в отставке. Жил и работал в Москве. Умер 27 июля 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (09.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (..., 11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (15.03.1943), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

Кулиев Адиль Гусейн-Оглы

Родился 22 ноября 1922 года в городе Баку (Республика Азербайджан). Окончил 10 классов средней школы и городской аэроклуб. В мае 1941 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.
С октября 1942 года сержант А. Г. Кулиев на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 653-го ИАП (18 марта 1943 года преобразован в 65-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1, Як-9 и Як-3. Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи. 14 марта 1943 года сбит в районе города Старая Русса, сумел довести самолёт до линии фронта, выбросился с парашютом, благополучно приземлился у линии фронта.
К сентябрю 1944 года заместитель командира, он же штурман эскадрильи 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии капитан А. Г. Кулиев совершил 141 боевой вылет, в 38 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5932).
К маю 1945 года совершил около 265 боевых вылетов, провёл 64 воздушных боя, в которых сбил лично 20 самолётов противника. Воевал на Калининском, Северо-Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Белорусском фронтах.
После окончания продолжал службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). С 1966 года Гвардии полковник А. Г. Кулиев - в запасе. Жил в городе Баку. Работал начальником аэропорта, начальником отдела Азербайджанского потребительского общества. Умер 16 декабря 1992 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.
Награждён орденами: Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (09.10.1943, 26.07.1944, 17.09.1944), Александра Невского (31.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (15.03.1943); медалями.

Макаров Аркадий Сергеевич

Родился 6 марта 1917 года в городе Самара. Окончил 7 классов в городе Озёры Московской области, работал токарем на заводе, учился на рабфаке, посещал филиал Коломенского аэроклуба. С 1936 года в рядах Красной Армии. По специальному набору направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1938 году. Был оставлен в ней лётчиком-инструктором, подготовил около 70 пилотов.
С июня 1941 года младший лейтенант А. С. Макаров на фронтах Великой Отечественной войны, в составе Группы инструкторов Качинской ВАШП принимал участие в отражении налётов немецкой авиации на Севастополь. С 15 августа 1941 года в действующей армии в составе 42-го ИАП (Брянский фронт), летал на МиГ-3. В 1942 году направлен в 271-й ИАП, где летал на Як-1. В ноябре 1942 года прибыл в состав 32-го Гвардейского ИАП, где освоил ещё Ла-5 и Ла-7.
К сентябрю 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант А. С. Макаров совершил 132 боевых вылета, в 51 воздушном бою сбил 13 самолётов противника (12 лично и 1 в составе группы). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1760).
Осенью 1943 года Гвардии капитан А. С. Макаров назначен на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, а в мае 1944 года - штурмана полка. К концу войны Гвардии майор А. С. Макаров совершил 286 боевых вылетов, провёл около 100 воздушных боёв, в которых сбил 16 самолётов противника лично и 1 в группе с другими лётчиками. В начале 1945 года ему был вручён именной самолёт Ла-7 с надписью "Московский киноработник", построенный на средства работников московского кинотеатра "Орион".
После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году Гвардии подполковник А. С. Макаров назначен инспектором по технике пилотирования ВВС Московского военного округа. Принимал участие во всех воздушных парадах над Москвой и в дни Воздушного флота СССР на аэродроме Тушино. В ноябре 1953 года назначен военным советником в КНР. С 1957 года Гвардии полковник А. С. Макаров - в запасе. Жил в Москве. До декабря 1963 года работал заведующим учебной частью по производственному обучению в школе № 144, после в Научно-исследовательском институте авиационной промышленности. Умер 16 августа 1996 года, урна с его прахом захоронена на кладбище города Озёры Московской области.
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (19.02.1943, 26.08.1944, ...), Александра Невского (31.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (15.03.1943, 11.03.1985), Красной Звезды; медалями.

Марков Александр Маркович

Родился 11.06.17 г. в древне Мельница Новогородской области, в семье крестьянина. Русский.
С 1934 года жил в городе Дмитров Московской области. В 1936 г. окончил десятилетку.
В РККА с 1936 г. В 1938 г. окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков им. тов. Мясникова. Служил в дальнебомбардировочной авиации (в Курске и Воронеже).
Участвовал в советско-финской войне. Был старшим летчиком 42-го дальнебомбардировочного авиаполка 27-й дбаб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 25 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3.
 25.02.40 г. отличился при выполнении боевого задания. Когда самолёт Маркова был подбит в воздушном бою и загорелся, проявив исключительное самообладание, несмотря сильные ожоги лица и рук, а также на 5 осколочных ранений и перелом левой ноги, смог посадить свой бомбардировщик вместе с экипажем на своей территории.
В наградном листе указывается: «Делу партии Ленина-Сталина и социалистическое Родине предан. Выполняя боевое задание по разрушению ж.д. станции, на 5-м боевом вылете находился в строю. Не смотря на сильный артиллерийский огонь противника, точно соблюдал строй, чем соблюден мощный круговой оборонный огонь в звене и девятки от воздушного противника. Благодаря мужеству и выдержки бомбы были сброшены точно в цель, на что имеются фотоснимки. В момент отхода самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Снаряд попал в маслинный бак левой плоскости, разорвался внутри плоскости. Оторвано полэлерона и другую часть заворотил кверху. Разворотил дыру полметра диаметром. Самолет загорелся и потерял управляемость на 50% в результате сильного повреждения. Не теряя самообладания и мужества, оценив создавшиеся критическое положение, принимает решения спасти экипаж, дотянув до своей территории. Одновременно, принимая все меры для ликвидации пожара в воздухе, спокойным ровным голосом сообщил всему экипажу о принятом решении тянуть на свою территорию, требуя ежеминутной информации о распространении огня по самолету от радиста. Борясь с огнем и плохо управляемый самолетом на одном моторе (левый от разрыва снаряда вышел из строя, не работал), стал тянуть на свою территорию. Пламя стало распространятся под его сидением и обжигало ноги. Дым слепил его глаза. Чтобы иметь видимость, иметь возможность управлять слабо управляемым самолетом, открыл колпак. В этот момент его охватило пламя и стало жечь лицо и руки. Закрывая одной рукой глаза, не теряя связи с экипажем, ведя наблюдение за распространением пламени, продолжал лететь. Экипаж, наблюдая спокойствие командира экипажа, и его мужественную борьбу с огнем и с самолетом, продолжал свою работу. Пролетев на горящем самолете 75 километров по территории противника и, увидев воронки от разрывов снаряда, тем самым убедился, (что) пролетает линию фронта. Отдает приказание всему экипажу выбросится на парашютах. Но экипаж не мог оставить самолет в виду того, что в нем находится тяжелораненый товарищ и сам командир. Видя это, принимает решение быстро снизиться и посадить самолет, что и выполнено ОТЛИЧНО. Тем самым улучшил до крайности трудное положение экипажа «и» дал возможность легко выскочить из горящего самолета, производя посадку в расположении наших передовых позиций. Неся сильные ожоги, (которые) стали обугливаться, щеки лопаться Не бросился в панику, посадив самолет, выпрыгнул сам и упал, потеряв сознание в 3-х шагах от горящего самолета. Его примеру последовал экипаж, выпрыгивая на снег и спасая тяжело раненого товарища. В результате экипаж жив и находится на излечении в госпитале».
7.04.40 г. младшему лейтенанту Маркову Александру Марковичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 298.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Закавказском военном округе). В сентябре 1940 года направлен на учёбу в Военно-воздушную академию (Монино), но уже в январе 1941 года отчислен из неё из-за болезни. С июля 1941 года – командир звена 12-го запасного авиационного полка (город Воронеж).
Участвовал в Великой Отечественной войне с ноября 1941 г.
В ноябре 1941-апреле 1942 гг. – командир авиаэскадрильи 215-го (с декабря 1941 г. – 6-го гвардейского) штурмового авиационного полка; в мае-октябре 1942 г. – лётчик-инспектор по технике пилотирования Управления 3-й ВА; в октябре-ноябре 1942 г. – командир авиаэскадрильи 5-го учебно-тренировочного авиационного полка 3-й ВА; в ноябре 1942-январе 1943 гг. – штурман 271-го истребительного авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в обороне и освобождении города Калинин, в Великолукской операции. В январе-апреле 1943 г. – лётчик-инспектор Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии; в апреле 1943-марте 1944 гг. – командир 396-го отдельного авиационного полка особого назначения Управления ВВС Красной Армии; в марте-августе 1944 г. – лётчик-инструктор по огневой подготовке Управления истребительной авиации Главного Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. С августа 1944 г. вновь на фронте в должности командира 4-го истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Прибалтийском фронте. Участвовал в освобождении Прибалтики и блокаде курляндской группировки противника.
Член ВКП(б) с 1944 г.
20.03.1945 г. был сбит зенитной артиллерией противника. При вынужденной посадке на повреждённом самолёте получил тяжёлую травму позвоночника и до июля 1945 г. находился на излечении в госпитале в Москве.
Всего за время войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, истребителях Як-1, Як-7Б, Як-9 и Як-3, в 29 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника.
В 1946 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (по линии Главного разведывательного управления). В 1946-1947 гг. – командир отряда военной кафедры Московского авиационного института. В 1950 г. ему было присвоено воинское звание «полковник».
В 1951 г. окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С апреля 1951 г. – начальник отдела в Главном управлении боевой подготовки ВВС.
Умер 8.10.53 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденами Ленина (1940), Красного Знамени (1944), Отечественной войны 2-й степени (1943), Красной Звезды (1951), медалями.

Попов Андрей Иванович

Родился 22 января 1923 года в селе Чуево-Алабушка (Уваровский район Тамбовской области). Окончил 8 классов. С 1934 года проживал в деревне Лызлово Рузского района. В 1940 году окончил 8 классов Колюбакинской средней школы. Учился летать в Ногинском аэроклубе. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.
С 20 октября 1942 года сержант А. И. Попов на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 653-го ИАП (18 марта 1943 года преобразован в 65-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1 и Як-9. Воевал на Калининском, Северо-Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском фронтах. Имел лёгкое ранение.
К февралю 1944 года командир звена 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии старший лейтенант А. И. Попов совершил 126 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил лично 18 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3548).
23 июня 1944 года пропал без вести (не вернулся с боевого задания). К тому времени совершил около 200 боевых вылетов и сбил лично 19 самолётов противника. Его имя носят центральная улица посёлка Колюбакино Рузского района и Колюбакинская средняя школа.
Награждён орденами: Ленина (13.04.1944), Красного Знамени (17.03.1943, 21.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (16.01.1944); медалями.

Сидоренко Марк Лукьянович

Родился 2 августа 1915 года в селе Дубиевка (ныне Черкасский район Черкасской области Украины). Окончил начальную школу. Работал кузнецом. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
С 18 мая 1942 года младший лейтенант М. Л. Сидоренко на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 429-го ИАП, который 11 июня 1942 года переименовали в 875-й ИАП (18 марта 1943 года - преобразован в 66-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. В боях трижды рянен тяжело и дважды легко.
К 21 июля 1943 года командир звена 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант М. Л. Сидоренко совершил около 50 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 1 самолёт противника. 21 июля 1941 года подбит в воздушном бою, при посадке получил тяжёлое ранение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1230).
Гвардии старший лейтенант М. Л. Сидоренко совершил около 100 боевых вылетов (число воздушных побед не изменилось). Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Калининском, Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском фронтах. Затем, по состоянию здоровья, отправлен инструктором в тыловую часть.
27 марта 1945 года командир авиационной эскадрильи 45-го учебно-тренировочного авиационного полка (9-я Гвардейский авиационный корпус) Гвардии капитан М. Л. Сидоренко покончил жизнь самоубийством в госпитале города Калинин (ныне Тверь). Похоронен в селе Мигалово (пригород Твери). В родном селе Героя установлен обелиск.
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943, Красного Знамени (19.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (15.03.1943), Красной Звезды (21.02.1943); медалями.

Сыромятников Сергей Васильевич

Родился в 1921 году в городе Курске. Окончил 7 классов средней школы № 14. Работал на заводе и одновременно учился в областном аэроклубе. Весной 1939 года добровольно вступил в ряды Красной Армии и направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в марте 1940 года. Служил на Дальнем Востоке.
С 18 мая 1942 года младший лейтенант С. В. Сыромятников в действующей армии. Воевал в составе 429-го ИАП (11 июня 1942 года переименован в 875-й ИАП, 18 марта 1943 года преобразован в 66-й Гвардейский ИАП). Сражался на Юго-Западном, Калининском, Северо-Западном фронтах. Летал на Як-1 и Як-7.
19 марта 1943 года заместитель командира эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт) лейтенант С. В. Сыромятников погиб в воздушном бою. Всего совершил 122 боевых вылета, провёл 65 воздушных боёв, в которых сбил лично 14 и в составе группы 4 самолёта противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 5 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина (01.05.1943, посмертно), Красного Знамени (15.08.1942), Отечественной войны 1-й степени (14.03.1943), Красной Звезды (26.12.1942).

Чернобай Андрей Петрович

Родился 16 (29) июля 1917 года в селе Андреево-Зорино (ныне Березанский район Николаевской области Украины). В 1931 году окончил 7 классов средней школы. Работал на Николаевским судостроительном заводе, учился летать в городском аэроклубе имени С. А. Леваневского. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком 166-го резервного авиаполка и младшим лётчиком 62-го штурмового авиаполка (ВВС Киевского особого военного округа).
С 23 июня 1941 года лейтенант А. П. Чернобай на фронтах Великой Отечественной войны в составе 62-го ШАП, летал на И-153 (по некоторым источникам, в июле - августе 1941 года сражался уже в 66-м ШАП, но эти данные ещё требуют уточнения). Воевал на Юго-Западном фронте, участвовал в оборонительных боях на Украине.
С мая по сентябрь 1942 года - заместитель командира эскадрильи 795-го ИАП. Воевал на Крымском фронте. Участвовал в оборонительных боях на Керченском полуострове, летал на Як-1. С 26 октября 1942 года - на аналогичной должности в 875-й ИАП (в марте 1943 года преобразован в 66-й Гвардейский ИАП), где пересел на Як-7. Воевал на Калининском и Северо-Западном фронтах. Участвовал в Великолукской и Демянской операциях.
К середине января 1943 года заместитель командира эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка (274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) лейтенант А. П. Чернобай совершил 90 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв, в которых лично сбил 11 и в группе 27 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 815).
Всего Гвардии капитан А. П. Чернобай выполнил более 100 боевых вылетов, провёл более 40 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе с другими лётчиками 28 самолётов противника. С августа по ноябрь 1943 года - командир эскадрильи одной из авиационных частей в Московском военном округе.
С ноября 1943 года по 1946 год работал лётчиком-испытателем авиазавода № 292 (г. Саратов). Испытывал серийные Як-1 (1943-1944), Як-3 (1944-1946) и их модификации. В 1946-1947 гг. - лётчик транспортного авиаотряда авиазавода № 292. С июня 1947 - в запасе. Затем, до 1956 года, работал лётчиком-испытателем авиазавода № 272 (г. Ленинград). Испытывал серийные Як-11 (1949-1955), Як-12 (1954-1956) и их модификации. В 1950 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. Лётчик-испытатель 2-го класса (1951), майор запаса. Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 21 марта 1988 года. Похоронен на Северном кладбище города Санкт-Петербурга.
Награждён орденами: Ленина (22.02.1943), Красного Знамени (06.02.1943), Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944, 11.03.1985); медалями.