заботы

Маргарита Школьниксон-Смишко
Много писем написала Роза Люксембург в 1910 году Косте Цеткину, но Лео Йогишесу их было написано гораздо больше. Все они деловые, связаны с политической работой, поэтому устарели, интересны только историкам. Роза с ним подчёркнуто на Вы, письма напоминают сегодняшние СМС, т.е. без начальных приветственных слов и с открытым концом. Однако  состояние здоровья Лео Розе не безразлично. Поэтому, например, 18.12. она пишет:

«Пренебречь отпуском я ни при каких условиях не советую. Это было бы слишком легкомысленным, даже с точки зрения работы. Всегда найдётся что-нибудь срочное, если с месяца на месяц откладывать. Если конференция ЦК будет сразу же в январе, то я советую непосредственно перед конференцией уехать в отпуск, если же конференция, как обычно, одному Богу известно, когда состоится, м.б. в марте, не ждать её, а сразу же 1-го января отправиться в отпуск, как договаривались. С новой газетой (вместо «Млот») мы втроём два месяца уж как-нибудь справимся. Я хотела на Рождество сделать «отпуск», но если я и 24-го уеду, то 2-го вернусь. Одним словом не вижу причины принебречь отпуском. Сам Юлек меня попросил, «выгнать» Вас в отпуск , потому что он больше не может этого видеть....»

21.12.:

„Сразу  в начале января  нужно со всей энергией взяться за выполнение плана *(что ни в коей мере не помешает Вашему отъезду, если Вы оставите необходимые указания, что касается материала и людей).
Все политические газеты из времени «Млота» (газета, которую царское правительство запретило) лежат на столе в маленькой комнате. (имеется ввиду, что Лео должен зайти в квартиру Розы).
Мои письма я оставлю здесь, потому что посылать во время праздников рискованно (почта перегружена и непунктуальна, может что-нибудь потеряться). Ида обычно дома, только вечерами (между 4 -5) будет выходить. Кроме того у Вас же есть ключ от замка.»

Дав ценные указания, Роза 23.12. отправилась в отпуск в семью Клары Цеткин, где её уже с нетерпением ждали.

*У Розы был план , как выгнать членов польской партии социалистов (из-за их националистических взглядов) из Интернационального бюро социал-демократов.