Черно-белый рассказ. Игорь Русаков

Литклуб Листок
Здравствуйте, мои черно-белые друзья!.. Друзья мои и недруги…

         Да-да, хоть я и незлобливый человек, и работаю в относительно безобидном компьютерном сервисе, но нет-нет, да и у меня вдруг возьмут и появятся недруги…

         Механизм их возникновения я пока просчитать не могу – мне кажется, что они появляются на моём горизонте уже настропалённые жизнью до состояния недружелюбия, а потом лишь ищут повод для ссоры, но ведь если они появляются на моём горизонте, то думаю, жизнь зачем-то же примагничивает их, и это мои уроки и ситуации, которые именно мне необходимо усвоить, прожить, понять…

         Недавно ко мне обратилась пожилая дама, сразу же на повышенных тонах начавшая объяснять мне, что купила у нас неисправный компьютер, что он не может открыть какие-то её отчёты. Я, примерно догадываясь, о чем идет речь, говорю: у вас просто не установлено необходимое программное обеспечение, а она в ответ с надрывом выкрикивает сумму, за которую купила ноутбук. «У подруги дешевле, а открывает…»
          Начинаю пытаться популярно объяснять, что в магазинах продают холодильники, но нужные им продукты люди кладут туда сами. И у подруги в холодильнике могут лежать все продукты, чтобы приготовить суп, а у вас, - говорю, - холодильник будет пустой, и даже если он дороже, суп вы сварить не сможете…

- Вы что, за идиотку меня держите? – раскричалась дама, - Какие холодильники?..

И потом еще много слов добавила не очень приятных, но смысл был обычный, что мы сдираем с неё деньги за компьютер, а потом хотим еще ободрать бедную пенсионерку, чтобы компьютер заработал…
         Договорились мы, что я, так и быть, даром установлю на её ноутбук пробную версию программы: в течение месяца (авось, как раз волнение уляжется), с отчётами поработать хватит…

         Нет, я, конечно, понимаю женщину... Мир сейчас кажется таким недружелюбным... Будто каждый хочет друг друга обмануть, перетянуть одеяло внешнего комфорта на себя. Но только это же провальная ставка - на материальное благополучие. А тем временем и в благородстве теряем, и в чистоте помыслов… А внутренний комфорт, находящийся, как правило, за гранью человеческого понимания и обеспечивающий истинную защищенность, каждому еще предстоит найти… Чтоб устранить всю бесконтрольность прорастания семян сорняков раздражительности и недовольства…

          Так думал я до того, как открыл дверь в квартиру пожилой дамы… В квартире горизонты моего сознания немного расширились… О том, что несчастливы-то все, как водится, по-разному… Только я в квартиру вошел, лишь вдохнул характерный запах очень старых вещей, как этой женщине внука привезли на день – водись, бабушка… А внук, как оказалось, у неё самый настоящий аутист… Ну и как же тут не унывать и не раздражаться? Вот она говорит внуку: «Здравствуй, Максим!», а он глаза к небу заводит, так, что белки одни из-под век выглядывают, потом разувается, и, ни слова не говоря, проходит в комнату. Там берет газету, садится за стол, и начинает рвать её на мелкие кусочки...
В общем, замкнулся ребенок, и живет в каком-то своем внутреннем пространстве, никак не реагируя на внешний мир… Бабушка только пальцем у виска покрутила, показала мне, где стоит компьютер, и на кухню ушла, обед готовить.
Пока я программу нужную распаковывал, Максим всё газету рвал, и клочки газетные на две кучки раскладывал…

- Привет, Максимка! – поздоровался я с ним, совсем не надеясь услышать что-либо в ответ, однако тут мне пришлось удивиться.

- При- ве-ет, - сказал Максим, немного растягивая слоги.

- Чем занимаешься? – поинтересовался я.

- Чер-но-е и белое, - ответил он…

Я не понял… На черно-белых обрывках газет кусочки фотографий соседствовали с буквами, рамками, рекламной символикой…

- Здесь боль-ше чер-но-го. Э-то сжечь, - продолжал Максим, помещая газетный обрывок в одну из двух кучек. – А здесь светлого больше, - брал он следующую бумажку, - еще может поучаст-во-вать в эволюции…

Я улыбнулся снисходительной улыбкой – «До чего же может эволюционировать газета? До глянцевого журнала? Или до научной книги?.. И откуда же этот на первый взгляд односложный малыш вообще знает о смысле эволюции?»

- И что общего у клочков газеты с эволюцией? – спросил я.

- А это не га-зета. Это люди… В одних больше свет-ло-го… Но Закон опре-де-лит и со-жжет всех, в ком темного больше…

По инерции я внутренне всё еще ухмылялся – то ли улыбаясь кажущемуся собственному умственному превосходству, то ли явно картинной комичности ситуации… Но червячок сомнения уже шевелился в моем подсознании. Мне не терпелось кое-что проверить:

- А можно мне взять твоих человечков? – показал я Максиму на газетные клочки.

- Бери, - после небольшой оценивающей паузы произнес Максим.

И тогда я, наспех засунув одну кучку в левый, а вторую – в правый, карманы, поспешил попрощаться со своей сварливой клиенткой, предварительно показав, что все её отчеты теперь открываются…

         Придя домой, я уселся за компьютер в надежде быстро написать простенькую программу, с помощью которой электронный мозг беспристрастно бы установил, сколько ошибок в своей черно-белой сортировке допустил маленький аутист…

Но дело оказалось сложней, чем я предполагал. Аналогов таких программ я не нашел, а для написания собственной мне пришлось немного подучиться. Лишь через месяц родился очень простенький интерфейс, который в ответ на помещенную в него черно-белую картинку высчитывал общее количество пикселей, а потом определял процентное соотношение черных и белых полей…
Стоит ли говорить, что Максим не ошибся ни разу… Значит ли это, что Бог так же безошибочно разделит нас на тех, в ком больше светлого, а в ком меньше? Как жаль, что невозможно написать программу для определения уровня Света в человеке… Да и не очень-то мы знаем, что нами воображаемый Бог считает Светом, а что тьмой…

         Но что-то в возникшей формулировке меня не устраивало, вызывая внутренний дискомфорт. Я уже было расслабился – ведь уже не нужно будет посвящать свои вечера написанию непонятной и не приносящей прибыли программы, но что-то терзало меня, как будто что-то оставалось недосказанным. Но что? И тут в голове всплыло всего одно слово: ЗАКОН. Я вспомнил, что Максим не говорил «Бог». Бог, вероятно, милостив и сострадателен.
Максим говорил: «Закон»! А Закон беспристрастен. Беспристрастен, как компьютер…