гл. 31. Зимние лагеря 4. Немецкие друзья

Владимир Озерянин
               

см..ФОТО: Солдаты ННА ГДР вперемешку с нашими, греются у общего костра.Дружба.


                На следующий день к нам в полк нагрянули гости. Наши соседи по зимним квартирам в Потсдаме. Артиллеристы полка ННА (немецкой народной армии). Их полк размещался в городе, в километре от нас, по соседству с нашим гарнизонным госпиталем. Мне часто приходилось проезжать и проходить мимо ихнего военного городка. Всегда поражался какой -то марсианской чистоте и ухоженности. Вроде листья с деревьев падали как и у нас, но ни уборщиков и ни самих листьев, не говоря уже о каком то мусоре, не видел никогда. Хотя проходить мимо приходилось в самое разное время суток и времени года.


                Да и личного состава никогда не видел. Только наряд по кпп. Солдаты наряда и те, выглядели как роботы. В полевом снаряжении, касках и с оружием. По нашим понятиям это было лишней обузой для солдата. Зачем в мирное время таскать на себе оружие и средства индивидуальной защиты. Разве только чтобы служба медом не казалась. Но смотрелись они, конечно, как на картинке. Да, а по всему периметру ихнего забора была переполненная стоянка легковых автомобилей. На мой вопрос, что это значит, бывалые пояснили, что практически каждый солдат имеет свой автомобиль, а в пятницу вечером все они разъезжаются до понедельника по домам. На выходной. Кроме наряда по КПП.В солдаты у них призывались от двадцати, до двадцати двух , и на полтора года. По сравнению с нашими, их солдаты выглядят уже сильно взрослыми и солидными.



               Так вот и на полигоне они тоже рядом с нами. Фройндшафт* на всю катушку. Мои коллеги по службе Макаров, Кутмеров и другие, рассказали, что командование нашего полка очень близко дружит с командованием полка немецкого. Совместные вечера и отдых с семьями. Язык ведь общий, русский. При этом дружба идет конкретно по должностям и службам. Командир дружит с командиром. Зам по тылу с коллегой по обеспечению. Начфиз с начфизом, а начмед, соответственно с начмедом .Все немецкие старшие офицеры заканчивали нашу артиллерийскую, и другие  академии по профилям.


                Вот и здесь, в полях, по договоренности заранее, решили провести состязания. Возможно что на спор, чьи артиллерийские расчеты быстрее приведут в состояние "к бою" свои орудия. Я крутился рядом, как представитель медицинского обеспечения. Заодно разглядывал немецких солдат и офицеров, их амуницию и снаряжение. Все они были в своем сером камуфляже. В какую- то мелкую, вертикальную полосочку. По случаю зимы, в своих бушлатах. Зимние шапки, по сравнению с нашими, с очень плоским, коротеньким ворсом. В таких на наших морозах точно не повоюешь. У всех солдат через плечо- противогазы. А к ним приторочены какие - то фляжки-термоса. И еще какие -то баллончики. Об их предназначении я узнал чуть позже.



                Состязания проводились между расчетами на орудиях Д-30.Первыми  стали развертывать, и приводить орудие к бою, по жребию, гости. Офицеры наши и немецкие застыли с секундомерами. По взмаху флажка старшего из руководителей, немецкий расчет деловито приступил к работе. Все шло четко, размеренно и без суеты. Все движения каждого номера отработаны до автоматизма. В норматив они, по моему, вложились. Секунда в секунду. Все поаплодировали им. Гут, гут, хорошо! Неслось со всех сторон.


                Затем внимание переключили на второе зачехленное по походному орудие. Расчета, вроде как, поблизости и не было. Снова взмах флажка, и
откуда- то, словно черти, из под земли выскочили наши. Обнаженные до пояса (при минус пяти градусах).Они не развертывали орудие , они летали вокруг него. Они не забивали костыли в сошники кувалдами, как немцы, размахивая ими, как топорами. Нет, у наших кувалды летали, как пропеллеры. Суеты тоже не было, никто никому поперек не бегал. Но это была такая скорость в работе, что все цирковые акробаты молча курили бы в сторонке.

       Работа была выполнена на одном дыхании. У немцев челюсти отвисли до колен. Пришлось ходить и подтягивать их на место вручную.)) Норматив был перекрыт, по - моему, вдвое. Расчет замер возле орудия, а через секунду они уже мгновенно оделись и перевели дух.
-Гут! гут!- неслось со стороны гостей. Я сам был поражен, потому что ничего подобного мне видеть не приходилось. И  даже ни разу не видел, когда они к этому готовились. Хотя, это конечно, был не мой подопечный дивизион.



             Дальше еще проводились какие - то соревнования, спортивные, но я уже на них не присутствовал, так как в мою задачу теперь входило проконтролировать готовность ПХД* к обеду. Тут наступило время обеда и личный состав
повзводно, и по батарейно потянулся к пункту полевого довольствия. Немецкое подразделение тоже идет обедать к нам, но почему - то минуя умывальник. "Странно ,-  наблюдая за ними,- думаю я. - Неужели будут обедать, не соблюдая элементарной гигиены."

       Наблюдаю за ними, смотрю, подошли к столикам-стойкам, каждый снял пристегнутый к сумке противогаза баллончик. Побрызгали какой- то пенной жидкостью себе на кисти рук и растерли движениями рука об руку. Затем с какого- то кармашка той же противогазной сумки извлекли салфетки и протерли руки. Все, приступили к приему пищи. Вот как у них, оказывается, соблюдается гигиена в полевых условиях. Не надо таскать огромные емкости с водой, рукомойники, трубы, шланги и т.п. и т.д. Немецкие офицеры обедали, конечно, в палатке вместе с нашими. И руки мыли по - нашему.



     И так день за днем. Чистейший, полигонный, морозный воздух. Беспрерывное движение. Здоровое  "диетическое" питание. Живи и радуйся. Вот какая, оказывается, еще есть армия. Есть и такое медицинское "полевое" обеспечение, оказывается. Останься я в своей медроте до конца, так бы и не знал, что такое настоящая армия, хотя, конечно, многие завидуют тем, кто служит исключительно в стационарных условиях. В тепле и уюте намного комфортнее. Но каждому свое.


                Слева от нашего САДна проводит занятия наш второй дивизион, системы "  Град". Я их тоже вблизи еще не видел.
 "А ну, дай - ка пройдусь - думаю, проведаю. Посмотрю, что это за звери такие."
 Подхожу к крайней в ряду машине. Это такие современные "Катюши", только стволов, если их можно так назвать, сорок штук. Как раз шел процесс заряжания. Длинные, тонкие снаряды, или правильно ракеты. Я уточнять не стал. Неудобно.

      Стою в сторонке, наблюдаю. Здесь даже по сравнению с Д-30 , все вроде, намного проще. Управление стрельбой идет из кабины. Там какой- то пульт есть, ну, вроде ничего особенного. Спросил у заряжающего:
      - Сколько стоит один такой снаряд?
 Он словоохотливо ответил:
-Говорят, что цена одного выстрела, как цена одной пары хромовых офицерских сапог.
 Ладно, во время стрельб посмотрю, как  установка извергает смерть.


Продолжение следует.








               

*ПХД- пункт хозяйственного довольствия.