Однокозова Таисия Ивановна

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Однокозовы Алексей Григорьевич и Таисия Ивановна. 1926 г.
Фото из альбома Т. Главацкой (Александровой).

***

ОДНОКОЗОВА ТАИСИЯ ИВАНОВНА

Однокозова (Александрова) Таисия Ивановна родилась 4 мая 1908 года в городе Кисловодске. Ее отец – Александров Иван Никанорович, выходец из мещан города Кизляра, состоял чиновником городской почтово-телеграфной конторы. Мать ее – дочь урядника станицы Александроневской Мария Алексеевна урождённая Шапошникова.

11 июля 2011 года я получил письмо от Татьяны Главацкой из города Ставрополя. Она сообщила: «…Уважаемый Владимир! С большим интересом перечитала ваши рассказы о партизанском движении. Я много раз в поисковике набирала: «Однокозов Алексей, партизаны». И вот только сегодня поисковик вывел меня на вашу публицистику. Занимаясь изучением истории своей семьи, я выяснила, что моя родственница – Александрова Таисия Ивановна была замужем за Однокозовым Алексеем Григорьевичем, бывшим первым секретарем Благодарненского районного комитета ВКП(б) с 1941 по 1942 годы. В нашем семейном альбоме сохранилась фотография Алексея и Таисии Однокозовых. На фото они молодые в 1926 году».

Т. Главацкая рассказала родословную Александровых:
- Я живу в г. Ставрополе. Моя девичья фамилия Александрова. Таисия мне приходится двоюродной тетей. Отец Таисии – Александров Иван Никанорович и мой дед – Александров Андрей Никанорович – родные братья.
Александров Иван Никанорович родился 28 мая 1885 году в городе Кизляре в семье мещанина Никанора Александрова сына Александрова (1862 г. р.) и законной жены его Надежды Стефановны (1865 г. р.).

Крещение Иоанна было совершено в Казанском соборе города Кизляра Кавказской епархии 30 мая 1885 года (запись № 12 м. п.). Восприемниками стали: Кизлярский мещанин Георгий Иванов Варламов и жена рядового – Дария Савина Кулакова.

Иван был старшим сыном в семье. Мальчика отдали обучаться в 3-х классное городское училище. Аттестат об окончании курса в Кизлярском городском 3-х классном училище выдан ему 6 июня 1899 года.

Кизляр в конце XIX – начале XX годов переживал экономический упадок. Население города уменьшилось вдвое. Встал вопрос: «Куда податься сыну простого Кизлярского мещанина?»
Геннадий Шапошников в статье «Мотивация к труду в учреждениях связи России во второй половине XIX – начале XX вв.» писал: «…Почтово-телеграфное ведомство стало первым в России, где государственная служба была открыта для лиц всех сословий. В учреждения связи пришли выходцы из мещан, разночинцев, семей мелких чиновников и др. Мощным мотивационным стимулом для них стала возможность повысить свое общественное положение: стать чиновниками министерства внутренних дел. Таким образом, они получали возможность перейти в сословие «личных почетных граждан», а, дослужившись до VIII классного чина, получить и личное дворянство».

23 января 1901 года Александров Иван Никанорович подал прошение на имя начальника Кизлярской почтово-телеграфной конторы: «Имея ревностное желание поступить… в Почтово-Телеграфную Контору, кандидатом для изучению службы Почтово-Телеграфного Чиновника VI разряда… для чего предоставляю следующие документы: Метрическая выпись за № 239, Удостоверение о благонадежности Местной полиции за № 3715, Фотографическую карточку». Вместе с прошением он дал подписку: «…ни каким массонским ложам не принадлежу и вообще таинствам противо Государственным Обществам…»

27 января 1901 года начальник Кизлярской Почтово-телеграфной конторы подал рапорт Господину Начальнику Владикавказского почтово-телеграфного округа следующего содержания: «Представляя при этом Вашему превосходительству прошение с документами мещанина Ивана Александрова имею честь просить допустить его к изучению почтово-телеграфной службы. Начальник конторы В. Булгаков».
Ответ пришел только 10 марта 1901 года. Начальник Владикавказского почтово-телеграфного округа поставил на прошении резолюцию: «Разрешаю допустить мещанина Ивана Александрова к научению службы на должность п.-т. Чиновника VI разряда…»

И. Н. Александров стал учеником при Кизлярской Почтово-телеграфной конторе. При поступлении он дал еще одну подписку: «…Я, нижеподписавшийся, сим обязуюсь в совершенной тайне содержание всех телеграмм, которые дойдут до сведения моего, какого бы существа оне ни были, равно не открывать посторонним лицам, кем и кому телеграммы были поданы, в чем и даю подписку; в противном случае, подвергаюсь ответственности по всей строгости законов. К сей подписке сын Кизлярского Мещанина Иван Никоноров Александров».

Т. Главацкая писала: «…Читая статьи о службе почтово-телеграфных чиновников, везде встречала высказывания, что простые чиновники, которые начинали службу с 6-го низшего разряда, очень долго ждали повышения по службе, лишь через 15-18 лет некоторым удавалось дослужиться до четвертого разряда. И это был потолок. Забегая вперед, скажу, что служба Александрова Ивана, опровергает эти высказывания. Возможно, это исключение из правил или какие-то личные качества, а может быть и географическое положение места службы? Но как бы там не было, карьера его шла успешно!

В мае 1901 года И. Н. Александров подал увольнительное свидетельство об исключении его из общества мещан города Кизляра. Его просьба была рассмотрена и об этом сохранилась запись: «Тысяча девятьсот первого года мая 7 дня мы нижеподписавшиеся Кизлярские мещане, собравшиеся сего числа в помещении Кизлярской городской управы… слушали прошение Кизлярского мещанина Ивана Никоноровича Александрова уволить его из числа мещан г. Кизляра и выдать ему увольнительное свидетельство для предоставления Почтово-Телеграфному ведомству. Постановили: Уволить из числа мещан г. Кизляра Александрова Ивана Никоноровича, рожденного 28 мая 1885 года».

Карьера И. Н. Александрова складывалась удачно. С 1909 года он служил почтово-телеграфным чиновником в г. Кисловодске. В его личном деле сохранились приказы о постоянном повышении разряда почтово-телеграфного чиновника и присвоении очередных классных чинов. 24 октября 1913 года его по службе перевели в г. Майкоп. Следом переехала семья.

Волнения в связи с переездом, влажный климат, а, возможно, и стечение обстоятельств, серьезным образом отразились на здоровье родителей. Мария Алексеевна заболела малярией, болезнь протекала в тяжелой форме, в результате чего у нее развилось малокровие. Иван Никанорович стал жаловаться на частые приступы ревматизма. В связи с этим, он написал прошение руководству Владикавказского почтово-телеграфного округа о переводе на Кавказские Минеральные Воды. Его просьбу удовлетворили и 27 июня 1915 года назначили заведующим почтовым отделением в чине второго разряда на Кисловодском железнодорожном вокзале.

Семья Александровых вернулась в Кисловодск. Жизнь наладилась, Иван Никанорович рос по карьерной лестнице. 23 сентября 1916 года его повысили до чиновника 1 разряда. Но в их спокойную и размеренную жизнь, как и в судьбы миллионов людей России, внесли свои коррективы революция и гражданская война. В Кисловодске периодически менялась власть. Городом управляли то белые, то красные. Население осталось без снабжения топливом и продуктами питания, начался голод, разразился сыпной тиф.

14 января 1919 года И. Н. Александрова по приказу руководства XI Красной Армии направили в город Минеральные Воды в распоряжение начальника полевого почтово-телеграфного отдела. Но прослужив там всего 5 дней, он был вынужден эвакуироваться вместе с отступающей армией в Моздок, а затем в сторону Кизляра. Штат Минераловодской почтово-телеграфной конторы в полном составе покинул город «…под страхом расстрела за неисполнение».

И. Н. Александров, недоезжая 60-ти верст до Кизляра, бежал из эшелона. Он нашел убежище у своего хорошего знакомого и коллеги, начальника почтово-телеграфного отделения станицы Старогладковской г-на Бебеха. На следующий день станицу заняли белоказаки. Можно было возвращаться домой в Кисловодск. Но пассажирские поезда практически не ходили, в основном эшелоны перевозили военные грузы и армейские части Добровольческой Армии.

Иван Никанорович с попутным гужевым обозом отправился на родину жены в станицу Александроневскую, в пути заболел тифом, и его привезли в станицу в безнадежном состоянии, в жару и бреду. После выздоровления он отправился в Кисловодск. В городе действовала военная власть белых. На работу его не приняли, сославшись на приказ об увольнении в «…связи с самовольным оставлением службы».

Положение стало безнадежным, средств для содержания семьи нет. В городе свирепствует тиф. Иван Никонорович заболел возратным тифом. Не убереглась от инфекции и Мария Алексеевна, она заболела сыпным тифом и вскоре умерла.
В семейном альбоме Александровых сохранилась фотография с подписью: «Память смерти мамы, умершей 30 марта 1919 г. в Здравнице № 1. Медицинский  персонал лечивший ее: Доктор Кессель, фельдшер А. Н. Александров (стоит) и сестра милосердия А. А. Раевская, а за ея отсутствием ученица 1 класса Кисловодской медицинской школы Тая Александрова».

Таисия Ивановна Александровна осталась без матери, с больным отцом и бабушкой. Выздоровев, Иван Никонорович собрал необходимые документы, подтверждающие обоснованность его отсутствия на службе, подал прошение начальнику Почтово-телеграфного округа о восстановлении в должности. За него перед высоким начальством похлопотал начальник Кисловодской конторы г-н Зимин.

И вот, И. Н. Александров приступает к служебным обязанностям. Но не надолго. Некие «доброжелатели» пишут на него донос, и 15 августа 1919 года его арестовывают, помещают в тюрьму. Но вскоре органы разбираются в необоснованности обвинений в преступлении и освобождают. 20 сентября Александров восстановлен на службе, но уже 11 октября 1919 года его вновь арестовали сотрудники Контрразведывательного отделения района Минераловодской группы. На этот раз он «…обвиняется в службе у Советской власти в качестве военного цензора телеграфа и членов ревизионной комиссии при Кисловодском Совдепе».

Совсем юная Таисия и ее бабушка остаются без средств к существованию. В это трудное время им помог брат Ивана Никаноровича – Андрей, который служил у доктора Кесселя фельдшером.

И. Н. Александрову вскоре вновь удалось выйти на свободу. В его личном деле есть соответствующая справка: «Чиновник 1 раз Иван Александров из под ареста освобожден и с 21 сего февраля допущен к несению службы. 22 февраля 1920 г.»
В начале 1920 года в Кисловодске восстанавливается советская власть. В мае отца Таисии назначили заведующим почтово-телеграфной конторы. Но перенесенный тиф и плохое содержание в тюрьме сильно подорвали его здоровье. Сначала он обратился к руководству с просьбой перевести его в простые работники, а затем, в 1921 году прошел медицинское освидетельствование и уволился со службы.

***

Таисия Ивановна в 1926 году вышла замуж за Алексея Григорьевича Однокозова. 31 марта 1927 году у них родилась дочь – Однокозова Нинель Алексеевна. Муж по долгу службы каждые два-три года переезжал из одного города в другой, семья следовала за ним. С 1933 года жили в Пятигорске, муж работал директором мотороремонтного завода, в семье был достаток, личная легковая автомашина, дочь пошла в школу.

Но в 1937 году Алексея Григорьевича арестовали, обвиняли в антисоветской деятельности, выпустили на свободу только в начале мая 1939 года. Семья переехала в г. Ворошиловск, а летом 1941 года – в село Благодарное.
 
Дочь Александрова Андрея Никаноровича – Римма рассказывала, что до войны, когда еще был жив Алексей Григорьевич Однокозов, Таисия Ивановна поддерживала с ними теплые родственные отношения, часто они приезжали в гости. Алексея Григорьевича уважали, называли не иначе, как «наш Леня».
На войне погибли оба, Однокозов Алексей Григорьевич и Александров Андрей Никанорович.

Самый ранний официальный документ о бое во Владимировке, в котором погиб Алексей Григорьевич Однокозов, датирован – 2 ноября 1942 года. Это письмо первого секретаря Орджоникидзевского краевого комитета ВКП(б) М. А. Суслова Однокозовой (Александровой) Таисии Ивановне:

«…Дорогой т. Однокозова! С глубоким прискорбием сообщаю подробности безвременной гибели на боевом посту Вашего мужа, а нашего дорогого товарища, мужественного сына партии А.Г. Однокозова, чью светлую память мы сохраним в своих сердцах. 14 октября сего года партизанским отрядом совместно с частью Красной Армии был освобожден от немецких оккупантов один населенный пункт нашего края. Во время продвижения отряда по селу туда неожиданно въехали 3 вражеских автомашины с автоматчиками.

Тов. Однокозов с группой партизан-кавалеристов бросился наперерез немецким машинам, открывшим по партизанам автоматную стрельбу. В нескольких метрах от машин под ним была убита лошадь, а он, раненный в левую руку, упал, потеряв сознание. Придя в себя через несколько минут, т. Однокозов выхватил маузер, поднявшись, хотел броситься на врагов и в этот момент был убит наповал в голову. Вместе с т. Однокозовым пал смертью храбрых сотрудник НКВД т. В. П. Скляров.

Ни один враг не ушел живым от священной мести партизан, достойно отомстивших за смерть своего любимого командира. Все они были изрублены. Тела тт. Однокозова и Склярова были привезены в Кизляр и похоронены 17 октября, в 6 часов вечера в парке города, против здания крайкома партии. Сотни трудящихся города приходили проститься с прахом дорогих товарищей и возложить на их могилу венки.
За личную храбрость и самоотверженность, проявлен¬ные т. Однокозовым в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, бюро крайкома ВКП(б) возбудило ходатайство о награждении его посмертно боевым правительственным орденом. Командование фронта поддерживает это предложение крайкома ВКП(б).
Прошу Вас, т. Однокозова, не забывать, что крайком ВКП(б) всегда будет чутко относиться к Вашим просьбам. Направляю Вам некролог о т. Однокозове, помещенный в газете «Орджоникидзевская правда» от 17 октября 1942 г. Горячий привет Вам и лучшие пожелания. 2 ноября 1942 г. Секретарь  Орджоникидзевского крайкома ВКП(б)  М. Суслов».

4 августа 1943 года краевой штаб партизанского движения выдал Однокозовой (Александровой) Таисии Ивановне справку за подписью заместителя начальника штаба партизанского движения, секретаря Ставропольского крайкома ВКП(б) Михаила Иванович Золотухина:

«…Справка выдана Однокозовой Таисии Ивановне в том, что ее муж Однокозов Алексей Григорьевич, рождения 1903 г., ранее работавший секретарем Благодарненского РК ВКП(б), в период немецкой оккупации Ставропольского края являлся командиром сводных партизанских отрядов Северной группы.

Тов. Однокозов, как подлинный патриот великой Отчизны, был непримиримым мстителем против фашистско-немецких оккупантов, стремившихся поработить наш великий советский народ. Железная стойкость и личная храбрость, непримиримая ненависть к врагу и любовь к Родине были ореолом борьбы тов. Однокозова.

Своим личным примером в боях с фашистской нечистью он воодушевлял партизан и вел их на полное уничтожение поработителей. Тов. Однокозов в бою с немецкой карательной экспедицией в селе Владимировке пал смертью храбрых. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских оккупантов, он дважды награжден орденом Красного Знамени и медалью «Партизан Отечественной войны» первой степени».

***

Александров Андрей Никанорович родился в 1896 году в городе Кизляре Терской области в мещанской семье. После окончания школы выучился на медицинского фельдшера, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века работал в Кисловодских лечебных учреждениях.

1 октября 1941 года А. Н. Александрова призвали на службу в РККА. Повестку ему вручили в Ворошиловском горвоенкомате. Воевать довелось в составе 176-го Гвардейского стрелкового полка 59-й Гвардейской Краснознаменной Краматорской стрелковой дивизии в должности командира санитарного взвода 2-го стрелкового батальона. Первое ранение получил 15 ноября 1942 года в ожесточенных сражениях с фашистами у села Малая Юрьевка на Юго-Западном фронте.

Приказом 176-му Гвардейскому стрелковому полку от 25 мая 1943 года гвардии лейтенант медицинской службы А. Н. Александров награжден медалью «За боевые заслуги». В ноябре 1943 года он вступил кандидатом в партию ВКП(б).

13 декабря 1943 года командир 176-го Гвардейского стрелкового полка гвардии майор Ковалев представил А. Н. Александрова к награждению орденом Красной Звезды.

Из наградного листа: «…Во время боев со 2 сентября по 14 октября 1943 года тов. Александров показал себя отважным и мужественным медицинским работником. В суровых боях 6 октября 1943 года за гор. Краматорск и 13 октября за гор. Запорожье показал себя самоотверженным в деле оказания помощи раненым бойцам и командирам. С явной опасностью для своей жизни лично вынес с поля боя 37 человек раненных с их вооружением, из них: 29 бойцов и 8 командиров. За этот период боев тов. Александров оказал помощь 545 бойцам и 45 офицерам, прошедшим через его санитарный взвод, которые немедленно направлялись в полевые медицинские пункты и госпитали. Благодаря строгой требовательности к своим подчиненным, тов. Александров не допустил длительного пребывания раненных бойцов и командиров на поле боя».

Командир 59-й Гвардейской стрелковой дивизии гвардии генерал-майор Карамышев и командир 34-го Гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенант Рябышев утвердили наградной лист на А. Н. Александрова. 22 января 1944 года приказом войскам 3-й Гвардейской Армии А. Н. Александров был награжден орденом Красной Звезды.

После войны Однокозовы Таисия Ивановна и ее дочь Нинель уехали жить в Москву. В конце 50-х годов Т. И. Однокозова приезжала в Ставрополь, родственники ей сказали:
- В Ставропольском краевом музее имени Прозрителева и Праве открыли стенд посвященный героям-партизанам. Там есть фотография нашего Алексея Однокозова.
Вся родня посетила музей.

Постепенно связь Александровых с Однокозовыми была утеряна.

ИСТОЧНИКИ:
Главацкая Т. Александров Иван Никанорович. Генеалогический форум ВГД. 2014 г.
Александров Андрей Никанорович. Наградной лист. Сайт: Подвиг народа.
Пузиков В. И. Уходили в поход партизаны. Г. Благодарный, 2012 г.

29 июня 2014 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков