На приеме у психолога

Лариса Маркиянова
                - Обозначьте квадратики по мере вашей симпатии и комфортности, начиная с самого приятного и до самого худшего. С цифры один, пожалуйста.
                Вера навела курсор на зеленый квадрат, нажала кнопку «1». Пальцы быстро пробежались по клавиатуре, определив последнее место за черным квадратом.
                - Прекрасно. Еще раз, пожалуйста. Можно повторить, либо другой вариант.
                Еще раз то же самое.
                - Хорошо. У вас хороший показатель. Главное, что уровень вашего стресса на сиюминутный момент – ноль.
                - Ноль? Отлично. Да, пожалуй. Никакого стресса в настоящее время я не испытываю. Хотя, бывает. Настроение скачет временами. Вспышки эмоций случаются, могут быть и на пустом месте.
                - Ничего не случается без причины.
                - Согласна.
                - А теперь выберите один из четырех вариантов ответов на следующие вопросы. Постарайтесь отвечать быстро, не особо задумываясь и анализируя. Выбранный ответ обведите кружочком.
Что ж. Запросто. И Вера быстренько прошлась карандашом, округляя выбранные ответы. Вопросы легкие, типа: «Вы хорошо спите по ночам?» Варианты ответов: «1. Иногда. 2. Почти всегда. 3. Чаще плохо. 4. Всегда плохо.»
                - А теперь нарисуйте дерево, только не ель.  …Так. Напишите внизу как называется дерево. Береза? Чудненько. Напишите, сколько ей лет. Напишите какого она цвета и какая вокруг дерева погода. Хорошо. Вы, Вера Андреевна, человек самолюбивый, самодостаточный, любите внимание к собственной персоне. В двенадцать лет произошло некое событие, повлиявшее на вашу жизнь, либо произведшее на вас сильное впечатление. Человек вы позитивный, сильный, целеустремленный, но в настоящее время страдающий от одиночества.
                Женщина в белом халате говорила и говорила. Вера смотрела на нее со смешанным чувством недоверия и некоторого восхищения.
                - Все правильно! Как это вы по схематичному простенькому рисунку, небрежно за минуту начерченному на листке бумаги, смогли дать такую развернутую картину психического состояния человека и определить его характер? Это либо высочайшее мастерство профессионала, либо шарлатанство чистой воды. Но, что интересно, почти все сказанное, вернее, все сказанное абсолютно верно в отношении моего состояния и самоопределения. Как если бы я сама о себе рассказала.
                - Вера Андреевна, а теперь расскажите, зачем вы пришли ко мне?
                Хм. Вопрос, конечно, интересный. Ответ мог бы быть еще интересней.
                - Я и сама не знаю, если честно. Вот захотелось прийти. Потянуло. Но сформулировать четкий ответ я не в состоянии. Видите ли, меня гложет неудовлетворенность собственной жизнью. И собою. Особенно собою. Такое чувство, что живу не так, не с теми, не туда иду, и сама я не та, какой мне бы надо быть. Все на уровне подсознания, что ли.
                - А какой вам надо быть?
                Она задумалась. Молчала минуты три. Потом вздохнула печально: «Не знаю. Знаю только, что не такой, какая я сейчас».
                - А какая вы сейчас?
                - Ну… Деловая. Вся такая занятая. Все бегом, бегом. Дом, работа, разные дела. Встречи. Разговоры. А внутри вроде как пустота. Нет, не пустота, а неудовлетворенность. Собою и своей действительностью.
                - Вы замужем?
                - Да. То есть, нет.
                - ?
                - Официально в разводе. Но проживаем вместе, как и до развода.
                - Инициатор развода?
                - Я.
                - Причина?
                - Любовь ушла, завяли помидоры.
                - У вас к этому времени появилось новое увлечение?
                - Нет. Никого и ничего подобного. Напротив, полное разочарование и опустошение. А еще большая обида.
                - Обида? На него? Мужа?
                - Ну да. А что еще могло быть у меня к человеку, который методично, день за днем, час за часом убивал то чувство восторга, восхищения, полета, парения… короче, любовь.  Он сделал так, что вместо сада, цветущего в душе моей, в котором еще не так давно благоухали цветы и пели райские птицы, появилась пустошь. Знаете, когда голая земля покоробилась, покрылась глубокими трещинами. Вместо цветов – сухие колючки. Вместо пышных деревьев с сочной,  яркой листвой – уродливые черные коряги. Пыль. Зной. Пепел. И все.
                - Как вы образно все описали. Но знаете, почему-то видится мне в этом некое самолюбование своим положением жертвы. Наши российские женщины большей частью так любят быть несчастливыми, с таким упоением говорят о своих тридцати трех несчастьях, что кажется, отними их у них и станет им скучно и пусто. Знаете что, сейчас вы мне нарисуете три рисунка: один – ваша нынешняя жизнь, как она есть, второй – ваша жизнь, о которой вы мечтаете, и третий – ваши страхи. А потом мы с вами вместе их проанализируем.
                Вера придвигает к себе бумагу и коробку с цветными карандашами. На несколько секунд задумывается и начинает рисовать. Она то хмурится, то чуть улыбается, то черкает быстро-быстро, то тщательно вырисовывает что-то. Женщина в белом халате просматривает свои бумаги, что-то пишет в журнале, но краем глаза наблюдает за Верой, как та совсем по-детски мочит кончик карандаша языком, чтобы цвет получился ярче. Старается.
                Потом они вместе рассматривают, разбирают каждый рисунок, комментируя их по очереди, Вера объясняет, психолог поясняет и вместе они делают выводы. И так почти час, о чем говорят круглые настенные часы с крупным строгим циферблатом. Вырисовывается картина Вериной жизни, со всеми ее ошибками, промахами и успехами. Это так увлекательно, быть судьей и исследователем собственной жизни. Удивительные вещи открываются.
                - Вы одиноки. Одиноки в семье. Словно в блокаде. Совместное проживание совершенно чужих людей. Полная изоляция.
                - Да. Так и есть. Пока дома жила дочь, еще более-менее было. Она словно цементировала все. А как только уехала учиться в Москву, так и вовсе невыносимо стало. Живу словно в тайге. Муж может не разговаривать со мною неделями. Вернее, он именно так и делает. Ни здравствуй, ни до свидания. У меня три недели назад было день рождения. Как раз на выходной день выпал. Целый день звонки, СМСки, две телеграммы принесли – от дочери и мамы. Подруга пришла с тортом и букетом. Посыльный принес корзину с цветами. Все родные и близкие поздравили. Все, кроме мужа. Хотя был дома целый день, видел, слышал, но не соизволил никак отреагировать. Впрочем, так каждый год.
                - М-да… Вера Андреевна, а почему вы так живете? А? Зачем вы живете с этим человеком?
                - Вы считаете, что мне надо уйти?
                - На ваши вопросы должны ответить вы сами. Мне, например, не понятно, что вас держит с ним рядом. Любовь? Вы говорите, что ее нет. Обязательства? Какие? Вы не супруги официально, дочь выросла и не живет с вами. Что тогда?
                - …Если я уйду, то он пропадет.
                - Ой ли? Да вы сами сейчас услышали фальшь в этом ответе, ведь так? Это не правда. Ведь судя по его поведению, он в вас нисколько не нуждается. А, стало быть, ни в коем случае не пропадет без вас. Пропадаете скорее вы рядом с ним.
                - Может быть, меня держит чувство вины?
                - Вот как? Любопытно. И в чем же ваша вина?
                - …Быть может, в том, что я не смогла создать ту хорошую, крепкую семью, о которой мечтает каждый, в том числе и он, конечно же. С какой-нибудь другой женщиной он мог бы быть намного счастливее, чем со мною. …Хотя нет. Не то. Не только это. Мы с ним по определению не могли бы быть счастливы вместе никогда, как бы ни старались. Мы очень разные. Но не так разные, когда люди дополняют друг друга. А совершенно разные, практически без точек соприкосновения. Я, как более умная, должна была это понять сразу и сделать так, чтобы мы расстались. И ради меня, и ради его.
                - Самобичевание. Накручивание себя и взращивание комплексов.
                - Да. Пожалуй.
                - Вы чего-то не договорили. А вам хочется это сказать, я вижу. Говорите. Я врач, мне можно и нужно. Как на духу. Иначе нет смысла в нашем общении.
                - Хорошо. Моя вина в том, что два года назад в период очередного отчаяния, когда как раз уехала в Москву Даша, и я особенно остро почувствовала свое одиночество, я… В общем, я… у меня… появился роман на стороне. Я пошла на это сознательно, целенаправленно. Просто уже критическая точка была достигнута. Когда или взрыв, или конец, или сумасшествие, или… еще что-то страшное. Ужасное.
                - И что?
                - Мне повезло. Как выигрыш в лотерею. Хороший, мудрый, понимающий человек. Плюс в сексуальном плане полное взаимопонимание. Праздник души и тела.
                - Так, хорошо. Все отлично.
                - У него семья.
                - И что? Вы собрались ее разрушить?
                - Боже упаси! Да ни в коем разе! Во-первых, он и сам на это бы не пошел. Хотя не все там гладко и сладко, иначе не потянуло бы на приключения. А главное, мне это не надо. Я ведь понимаю, что все хорошо, пока люди изредка встречаются. А когда они начинают существовать вместе изо дня в день, то это совсем другой мир, быт и так далее. …Нет, не хочу. И он не хочет.
                - Видите, как вы все понимаете тонко. Вы интуитивно сделали правильный выбор.
                - А мораль? Как же нравственная сторона? Измена. С моей стороны, с его.
                - Ой, не смешите меня! Какая измена с вашей стороны? Если вы в разводе – это раз. И если муж ведет себя настолько не правильно, убийственно грубо, унизительно для вас.
                - А с его стороны?
                - А это уже его дело. И не ваша забота, милая моя. Каждый решает сам. И каждый сам делает свой выбор. И каждый сам отвечает за свой выбор и его последствия.
                - Ну, я не знаю...
                - Я знаю.
                - Наверное.
                - Точно. Вам с ним комфортно?
                - О, да, - Вера впервые улыбнулась. Помягчела лицом, посветлела глазами. – Он хороший. Ласковый и нежный. Внимательный. – улыбнулась стеснительно, даже покраснела, как школьница.
                Психолог улыбнулась в ответ.
                - Очень хорошо.
                -На день рождения это он мне прислал с посыльным целую корзину роз. Кстати, у него самого через неделю после меня, шестого числа, тоже день рождения был. Я ему тоже отправила корзину красных гвоздик и бутылку его любимого «Мартини».
                - …Вот как?
                - А что, не надо было? Вы считаете, что цветы мужчине – это не совсем?
                - Почему же… Можно и цветы.
                - Главное ведь – это знак внимания. Да?
                - Наверное… А еще какие знаки внимания вы ему оказывали? В смысле, подарки, сувениры.
                - Да особо не оказывала, дабы не компрометировать в семье. Разве что на 23 февраля связал ему шарф. Такой черно-синий, в полоску. Он как раз тогда шарф потерял, а холодно было. Подарок, сделанный своими руками, чтобы согревал его тело и душу.
                Психолог передвинула папки на столе, взглянула на часы.
                - На сегодня, пожалуй, все. Жду вас послезавтра, в это же время.
                - Хорошо. Я приду. Спасибо. Мне как-то полегчало. Честное слово. Так вы считаете, что нет большого греха в этой тайной связи? Знаете, меня это мучило и угнетало, если честно. Я ведь не привыкла. Это у меня впервые. Я ведь думала – так, один, два раза встретимся и все. А вот тянется уже два года.
                - Ну, если честно, не как психолог, а как женщина, скажу вам так: ничего хорошего в этом нет. За каждый наш поступок, особенно вот такой, рано или поздно придется отвечать. Все в жизни возвращается к нам бумерангом. Сегодня вы украли, завтра у вас убудет. Это закон.
                Вера удивленно подняла глаза на врача.
                - Как же это? Ведь вы только что говорили совсем противоположное.
                - Это как психолог. А как человек скажу прямо: связь с женатым человеком за спиной мужа, хоть и бывшего, но с которым проживаете вместе – это аморально. Это большой грех.
                Она совсем растерялась. Глаза распахнуты, рот приоткрыт.
                - А что вы тут ресницами машете, как невинное дитя? – недобро усмехнулась психолог, - Вы взрослый человек. Сами понимаете, что к чему. И подумайте об этом на досуге. Хорошенько подумайте. А сейчас, извините. У меня по расписанию другой пациент. Приходите послезавтра. Будьте здоровы, милая.
                Дверь за пациенткой закрылась.

                Ах ты, невинная овечка. Пришла тут изображать из себя жертву. Муж ее бывший с ней груб, видите ли. И правильно! А как еще с такой надо себя вести? Впервые у нее такое, понимаете ли. ХА-ХА! Так и поверила! Наверняка привыкла хвостом вертеть, глазки строить мужикам. А Игорьку она задаст! Ой задаст! Сволочь! Предатель! Гад! «Мартини» на день рождения ему друг прислал, видите ли. Ага! А шарфик связала бывшая коллега, ныне на пенсии, в знак дружбы и уважения! Как эта штучка тут выразилась? Взаимопонимание у них в сексуальном плане? Праздник души и тела? Ах, ах! Устрою я тебе праздник, ласковому и нежному! На всю оставшуюся жизнь запомнишь у меня!
                Она с досадой швырнула папку на пол. Встала и пошла маршировать по рассыпавшимся из папки листкам.
                Хотя… Надо честно признать, есть и ее вина в этом. С этой работой, со всеми делами и заботами как-то она подзабыла о нем, если честно. Он ей на 8 марта букетик ее любимых крокусов преподнес, а она даже спасибо не сказала. Равнодушно приняла, на стол положила. Он потом сам в вазу с водой поставил. Дура! Совсем забыла, что невнимания и равнодушия мужчины не прощают. А еще психолог! Пирогов ему давно не пекла, а он большой любитель домашней выпечки. Все больше полуфабрикаты, на скорую руку. А когда? С работы приходишь поздно, уставшая. В выходной тоже дел куча, да и отоспаться хочется. В постели тоже… То устала, то голова болит. Вот и результат. М-да. Сапожник без сапог. Психолог, возвращающая счастье и гармонию другим, и потерявшая собственное счастье.
                Она села за стол. В задумчивости перебирала тесты, картинки. Хмурилась, сердилась, грустила, злилась. Думала. Даже всплакнула от обиды.
                Ладно. Еще ничего не потеряно. Она все сделает, чтобы ее Игорь опять стал только ее и больше ничьим. Ничего, она профессионал. Она сумеет. Она сделает это. Он ничего не узнает о том, что она знает его тайну. Она не даст ему это почувствовать. И эту Веру Андреевну обработает как надо. А Игоря окружит такой любовью, таким вниманием, лаской, что он поймет, что самое дорогое и лучшее в его жизни – это она, его родная, любимая и любящая жена. Единственная истинная любовь его жизни. Обязательно обновить гардероб и завтра же в салон красоты! На фитнес, в бассейн походить. Господи, спасибо тебе, что привел к ней эту Веру. Никому! Ни за что! Она будет бороться на свою любовь. Зубами вцепится! Господи! Да ведь она и впрямь его любит! Больше всех на свете! И нет ей жизни без него. Невозможно! И как она могла, как посмела это забыть?!.

                - Ну как? Нормально?
                - Все хорошо! – Вера улыбнулась Игорю, - Как она взвилась после того, как про «Мартини» и шарфик услышала. Ух! Так что начнет тебя сейчас окружать вниманием и заботой.
                - Твоими устами… Люблю я ее. Жить без нее не могу. А она все дальше и дальше в последнее время.  Спасибо тебе, Верок. Ты настоящий друг.

29.06.14