Этюд с художником

Дмитрий Подгорнов
             Августовский вечер уже таил в долгожданной прохладе предчувствие скорой грозы. Обычный августовский вечер. Казалось, прогулка по волжской набережной вряд ли одарит сюрпризами, и даже отдаленный силуэт человека с мольбертом не вызывал удивления. Многие, в частности и я, успели к нему привыкнуть. Михаил Стоячко в который раз пишет пейзаж с колокольней.
             Кто-то скажет: эксплуатирует сюжетику городского символа. Но всмотритесь в эти картины! Очевидность несомненного живописного качества их свидетельствует, что Михаил не способен позволить цинизму отравить жизнь. Наблюдать же за его деликатно сосредоточенной работой, значит попасть под магическое очарование рождения тайной сути бытия. И калязинская колокольня, часто приведенная к уровню китчевого логотипа, или трафарета на дверце грузовика, как правило, восходит в его творчестве к апофеозным моментам своего трагичного величия. Вновь и вновь приобретает подлинность изначально сакраментального звучания.
             Михаил как-то обмолвился, что в тяжелые минуты он часто приходит на набережную и осенив себя крестным знамением, придается созерцанию. Плеск тихих волн умиряет душевную бурю. Взять же кисть после этого, значит – начать богослужение.
             И действительно, первые вспышки молний на горизонте, с теургическим пафосом резюмируют для меня запомнившую дневной зной, палитру Мишиного этюда, а врожденный организаторский талант этого человека, без труда находит во мне компаньона в эвакуации нехитрого художнического снаряжения. Помочь ему приятно. Интеллигентная обходительность Михаила Вячеславовича подкупает в такие минуты искренностью непосредственности.
             Позже Михаил с задумчивостью сообщает мне о своем решении баллотироваться в депутаты Городского Собрания.
             Коренному тверитянину, воспитанному в среде продвинутой и интеллектуально и социально, выпускнику легендарной Венециановки, не нужно рассказывать о жизни бомонда. Михаил трезво видит тенденции влекущие культурно-политический гештальт крупных городов. Порой ему кажется, что подобно Гогену, он нашел в Калязине свои Таити. Однако, М.В.Стоячко еще и администратор, основавший и возглавивший на посту директора, детскую художественную школу. Поэтому вопрос о том, что создание высокоразвитой культурной ифраструктуры, якобы лишит наш город его специфического скромного обаяния, для Михаила не пустая риторика, а тема глубокого опыта и добрых традиций. Конечно, нести знамя необдуманных реформ он вряд ли захочет, но и назвать его ретроградом – ошибочно. 
            Неспешность Калязинского жизненного ритма, его оглушено-девственная отрешенность от метастазов цивилизации, вырабатывают в человеке особое, порой очень тонкое чувство исторической необходимости и собственной позиции.         Михаил уверен, что сегодня время проявить для мира красоту здешних мест, их особую привлекательность. И русская академическая школа живописи, к которой он с детства привержен, способна к этому, как ничто другое. Развивать и совершенствовать ее здесь – значит закладывать фундамент духовно-нравственного преображения, а следовательно, роста уровня жизни горожан.
           Планы Михаила Стоячко грандиозны, но не утопичны – наивным мечтателем он никогда не был. Часто встречая заинтересованное внимание к выставочно-художественному процессу в Калязине со стороны лучших мастеров России, а главное, видя потенциал местных художников, он озадачен сейчас созданием в городе достойного выставочного зала, даже павильона. Предполагаемого места встречи разнообразных сфер изобразительного и прикладного искусства, музыки и литературы – центра для людей творческого усилия и просто ищущих эстетического удовлетворения. Михаил часто говорит также и о желательности  устроения в Калязинском районе базы для художников по образцу Вышневолоцкой Академической Дачи. Это позволит привлечь многих выдающихся живописцев к созиданию культурной и, как следствие, экономической жизни города, которому необходима способность широко объявить о себе языком красок, оставляющим в веках неповторимые нюансы дорогой нам красоты. И, конечно, как и каждого из нас, Михаила не могут не затрагивать проблемы общегородского благоустройства, в решение которых он готов привнести всю полноту своего делового и эстетического опыта, грамотно воспитанного художественного вкуса, всесторонней оригинальности и пластичности их понимания.
           Но не только это. Депутатство для Михаила Вячеславовича Стоячко актуально прежде всего потому, что несомненность его авторитета, его заслуги и долг перед людьми, связывающими с ним свои надежды, вытекают из принципов высшего порядка. Он верит, что демократизация общества не возможна без духовной аристократизации его гражданина. И эта вера ведет к благу в подлинной свободе – свободе Мастера.


Дмитрий Подгорнов. Газета «ПОГОВОРИМ ОБО ВСЕМ» №37 (189)  22 сентября 2005 г.


Иллюстрация: фото М.В.Стоячко за работой. 16.02.2015.