Киев 2014. Глава 4. По старым улицам
Раздвигая шторы на большом - во всю стену - окне, в очередной раз полюбовался высокими пышными деревьями, плотными зелёными рядами заполнившими пространство между домами.
По крайней мере, этот замысел градостроителей себя оправдал – жилые дома Борщаговского массива утопают в настоящем лесу!
Совсем недавно вернулся из Парижа, чем-то напомнившего мне Киев. В числе этого "чем-то" были и зелёные массивы пригородных лесов. Так вот – зелёное убранство Киева ещё сочнее и красочнее парижского!
Как же всё-таки щедро наградила природа эту землю...
Четверть века не был в Киеве. Сегодня впервые решил проехаться с отдаленной Борщаговки в центр города, чтобы пройтись по его старинным улочкам.
Задержав дыхание, чтобы не глотать смрадный дух подъезда, быстро спускаюсь по грязной лестнице.
Стараюсь не замечать тучи комаров и прочей крылатой живности, вьющейся над люками мусоропровода.
С трудом открываю тяжёлую стальную дверь - всё, безобразные запахи лестницы остались позади, можно вдохнуть свежий воздух и отдышаться.
Иду по разбитому асфальту вдоль "лежачего небоскрёба", как когда-то называли эти бесконечно длинные панельные девятиэтажки.
На фасаде проступают следы бесчисленных ремонтов. Вдоль швов опять видны трещины.
С обеих сторон к асфальту подступают всевозможные заграждения, призванные закрыть автовладельцам доступ на газоны. Местами они разобраны, и на газонах победоносно кучкуются машины.
Несмотря на раздолбанный асфальт и на импровизированные заграждения, везде чисто, ни мусора, ни осколков стекла.
Выхожу на тротуар, ведущий в сторону скоростного трамвая. Ещё минута и подхожу к переходу через проезжую часть. Как раз загорается зеленый, пешеходы опасливо, как мне показалось, начинают форсировать дорогу.
Таки не показалось, что "опасливо" – хлопци на джипах не обращают ни малейшего внимания ни на светофор, ни на пешеходов!
На станции скоростного трамвая абонементы на проезд продаёт кассир. В Киеве одни и те же абонементы действуют и на трамвай, и на троллейбус, и на автобус – очень удобно.
И стоит проезд сравнительно недорого – гривна пятьдесят – в несколько раз дешевле, чем у нас или на западе.
Выход на платформу через турникеты. Рядом стоит дежурный. Вставляешь абонемент в щель стойки – почти, как в Париже.
Но только почти. В Париже вставленный билет быстро-быстро увлекается вперёд и выскакивает вверх перед самыми лапами турникета, так что пассажир сразу идет за ним, не останавливаясь сам и не задерживая идущих за ним.
А в Киеве пассажир должен остановиться и подождать, пока автомат не напечатает на абонементе дату и время входа. Только после этого он вытаскивает свой, уже пропечатанный абонемент и выходит на посадку.
По простоте душевной я решил, что операции с оплатой проезда на этом закончены.
Не тут-то было! В трамвае ко мне подошёл контролёр и сказал, что абонемент, хотя и "пропечатанный", надо ещё и закомпостировать в вагоне.
-Зачем?! – удивился я. Ведь на нём уже есть отметка!
-Зачем-зачем, - беззлобно передразнил контролёр, - так треба. Началнык казав нам на сборах, що у самому Парижу тэж компостують двичи!
Вот дают, подумал я. Где поп, где приход! В парижской подземке, действительно, один билетик можно компостировать дважды – если пассажир сначала ехал в поезде метро, а потом перешёл в поезд РЕРа (пригородные поезда, пересекающие Париж под землёй. Билет метро действителен в РЕРе для поездки в пределах города).
Не вдаваясь в дальнейшие объяснения, закомпостировал абонемент.
В окне трамвая, между тем, проносились дома пятидесятых – шестидесятых годов прошлого столетия.
Кирпичные "пятидесятники" выглядели молодцами, несмотря на потрескавшиеся местами балконы.
Крупноблочные "шестидесятники" чуть хуже – там и здесь видны расслоившиеся кирпичи, но, в общем, они вполне пригодны для несложного ремонта.
Панельным домам, точнее, их жильцам повезло куда меньше. С самого начала были плохо продуманы, а ещё хуже сделаны детали изоляции швов между сборными элементами. Здесь я не собираюсь приводить технические детали – они широко известны и успешно применяются во многих странах мира. Но, почему-то, не в Украине.
Кроме того, все панельные дома, да и другие тоже, страдают плохой теплоизоляцией наружных стен.
Если бы мне пришлось читать лекцию киевским инженерам, было бы что сказать им по этому поводу.
Ведь кроме банального - "зимой холодно, летом жарко", дефекты теплоизоляции приводят, в конечном итоге, просто к разрушению железобетонных элементов.
Ничего удивительного в том, что на фасадах многих киевских домов видны "заплаты" наружной теплоизоляции. Удивительно, что это именно заплаты – разного цвета и формы. Их делают на любых этажах, хотя я сильно сомневаюсь в способности этих заплат противостоять ветрам, дождям и снегам.
В нашей маленькой стране такое утепление разрешено делать максимум в двухэтажных зданиях. В Украине, видимо, дожидаются, пока "термическая заплата", сорвавшись с десятого (или с четырнадцатого - как зелёная "заплата" на моём снимке) этажа, не пришибёт пару-другую случайных прохожих…
Названия остановок объявляются по-украински и по-английски. Хорошо слышно: "Наступна зупынка… и Некст Стейшен…" Сами названия слышны хуже.
Через четверть часа вышел на площади Победы.
На стене вдоль платформы нанесены две стрелки. Правая стрелка указывает на мостовой переход и лифты. Левая – в противоположном направлении - обозначена надписью "К Универмагу Украина".
Большинству сошедших сейчас пассажиров, как и мне, нужно к универмагу. Делаю несколько шагов и вижу, что край платформы ограждён. На ограждении дорожные знаки "проход воспрещён".
Но все идут согласно указующей стрелке именно туда. Там граждане всех возрастов и полов прыгают с высоты сорок-пятьдесят сантиметров на трамвайные пути, перебираются по ним на проезжую часть и лавируя между машинами добираются до тротуара. Там ждёт последняя ловушка – высота бортового камня со стороны дороги около двадцати пяти сантиметров. Высота верха этого бордюра над тротуаром примерно та же.
Выхожу на площадь Победы (естественно – Пэрэмогы – по-украински). Вижу в нескольких кварталах от меня на бульваре Шевченко большую и толстую жилую "высотку". На мой взгляд, и высотка выглядит вызывающе безобразно, и вид бульвара портит окончательно и бесповоротно.
Но может, просто я ничего не понимаю в новой национальной архитектуре?
Мне нужно на Львовскую площадь. Иду пешком по уходящей вверх улице Воровского. По-моему, вид старой улицы несколько испорчен новостройками и реконструкциями.
Поравнялся с проходами к Сенному Рынку. На месте уникального сооружения стоят ужасные запущенные развалины. Кому и чем это здание так смертельно мешало? Может, причиной его уничтожения стало то "печальное обстоятельство", что его архитекторами были два еврея?
А может, просто какие-то деловары торопились застолбить, "распилить" и продать дорогую землю в самом центре Киева?
Тем более, рядом видны новые "элитные" высотки. Такое впечатление, что новые зодчие склепали эти высотки из панелей разобранных "хрущёвок"...
Опять вспомнился Париж. Как бережно относятся его жители к "небесной линии" – понятию, хорошо известному каждому архитектору.
В Киеве эту самую небесную линию взорвали без всякого сожаления…
Продолжение следует
Фотографии леса между домами Борщаговки и "термических заплат" мои. Фотография развалин Сенного рынка из интернета. По адресу на ней можно найти много интересного о Сенном Рынке.
© Copyright:
Борис Готман, 2014
Свидетельство о публикации №214062901195