Учитель географии

Тамара Коломоец
­ 

Георгию Ивановичу Бима посвящается 

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

       Это было так давно, что подробности уже забылись, но главное, что тогда поразило меня, совсем неопытную, начинающую свой путь учительницу, и о чем часто думала в последующие годы, когда сталкивалась с подобными, довольно редкими в наше время поступками, а чаще с противоположными - так это о самоотверженности и щедрости души Учителя, неистовом желании побольше дать, обогатить своих питомцев тем, что ни за какие деньги нигде и никогда не купишь. Но дело было даже не в том, что дети рядом с ним многое познавали. Главное было в самой личности Учителя — яркой, живущей для них.

      Воспоминания возвращали меня к тому благословенному времени и к той ночи. Мы путешествовали по Краснодарскому краю. Георгий Иванович руководил этой небольшой экспедицией, в которой было человек 12 замечательных ребят 7 -8 классов. Мне льстило, что такой необыкновенный учитель предложил пойти в поход  и мне. По сути, Георгий Иванович в этой группе был единственным взрослым человеком, так как я не очень - то отличалась от ребят по возрасту, опыту и вся ответственность за детей лежала на нём. Я только что окончила университет.

      До Краснодара из Майкопа шли пешком, ночевали у Адамия. Потом по Кубани  плыли на катере до Темрюка.Были в Тамани.Здесь познакомились с археологами, сами что-то копали и даже выкопали амфору, удивлялись каким-то древним колодцам, собирающим воду.На берегу Азовского моря вели у костра вечерние разговоры с рыбаками.Они одарили нас осетром с меня ростом,а это полтора метра.И даже фотография была такая: держу эту великолепную рыбину, да еще с брюхом,полным икрой.Уху из осетра мы сварили на славу,а вот икру,которую тут же посолили,никто из детей  не одобрил и пришлось счищать её с хлеба снова в банку.Мы же с Георгием Ивановичем с наслаждением доедали черную икру вдвоем.Затем через Керченский пролив на катере мы добрались до Керчи. Раскопки древних городов, места боёв во время Великой Отечественной войны, школа, где учился Володя Дубинин, море.Ах! Сколько всего было!

      Программа наша подходила к концу, а вместе с ней и деньги, выданные на этот поход Илларионом Павловичем, замечательным директором Адыгейской национальной школы-интернат.
 
       Вечером следующего дня мы поездом должны были отправиться в обратный путь. Эта ночь в Керчи была последней. Спали на полу ,на газетах, в большом пустом классе школы, приютившей нас. Постель себе я соорудила из нескольких, оказавшихся здесь стульев. Однако неудобств никто не замечал. Мы ужасно уставали от впечатлений и вечером буквально валились с ног. Воцарялась тишина и только слышалось посапывание, да быстрый, быстрый непонятный разговор во сне кого-нибудь из наших чудесных ребят всё ещё продолжающих путешествие.
.
      Но,как жаль, что всё хорошее быстро заканчивается, что это последняя ночь в Крыму....До сих пор, если на меня сонную кто-нибудь смотрит — я просыпаюсь мгновенно, а тут кто-то сел на краешек моей самодельной кровати. Проснувшись, я испуганно уставилась на Георгия Ивановича.Рассветало....

-Господи! Да не волнуйтесь, не волнуйтесь. Это я. Понимаете, вот не могу уснуть:     всё считаю, переcсчитываю, прикидываю. Если мы немного сэкономим, то сегодня сможем ещё в Феодосии побывать, в музее Айвазовского. Ведь мы совсем рядом. 150 километров - не расстояние. Как Вы думаете?

-Как я? Главное, ребята как? Все устали, а вдруг проголосуют против? А я за! Ведь это такая удача побывать там!

-Тогда будите ребят, иначе на самый ранний автобус не успеем - заторопил меня Георгий Иванович.

На фото-  АВТОР  . Второй год работы  после университета в школе-интернате,  Адыгея, Майкоп. (1959-1963)

Донецк, 27 октября 1988 года( Т.П.Мертц-Коломоец)