Праздник Первой Двойки

Екатерина Сиванова
То, что у Егора что-то случилось, я поняла сразу.
Опущенные плечи сына… Это невозможно описать словами.
Я просто знаю: так выглядит Егор, когда всё плохо. От начала и до конца - плохо ВСЁ.

- Сынок! Привет! Как дела? - я встретила Егора, когда он выходил из класса. Времени для долгих разговоров особенно не было - надо торопиться на урок в музыкальную школу.
- Здравствуй, мама! Всё нормально,- потухшим голосом ответил сын.
- Ну, так это же замечательно! Давай пойдем быстрее, чтобы не опоздать на специальность.

Мы шли по весенним улицам, держась за руки, перешагивали через лужи и оба делали вид, что ничего не произошло.
В такие моменты самое сложное - делать вид, что ничего не произошло.
Так хочется обнять своего малыша, укутать в теплые руки, спрятать ото всех и долго-долго шептать:"Ты - самый лучший на свете мальчик! Ты - моё счастье! Всё пройдет... Потерпи..."
Увы... У меня растет мужчина. Он принял решение не говорить о своей проблеме с мамой. Вот только бы знать этой маме, почему он так решил... Бережёт меня? Боится сам? А если боится, то чего?..
Но ведь надо о чём-то говорить по дороге в музыкальную школу... Надо как-то отвлечь человека от того, что его тяготит.
- Слушай, Егор! А я рассказывала тебе, как однажды сорвала педсовет в школе? Что-то вспомнилось вдруг... Это тоже было весной. Наверное, поэтому... Хочешь, расскажу?
- Хочу...
- Вот тебе твой бутерброд. Ешь и слушай.
- Это было весной 1985 года. Мы тогда жили в Чехословакии. Школа, в которой мы с братом учились, была совсем небольшой. Детей всего человек 400. Совсем немного. А ты учишься в школе, где больше тысячи человек. Так вот… И, конечно, всех детей учителя знали наперечет. А я-то вообще "звезда"! Мало того, что дочь учителя, так еще и очень активная пионерка, которая, несмотря на свой юный возраст, буквально на днях стала председателем совета дружины. Это было здорово!
За нашей школой рос огромный каштан. Большое дерево с развесистыми ветвями, по которым мы с друзьями очень любили лазить. Естественно, зная, что наше развлечение не нравится взрослым, мы делали это тогда, когда никто не мог нас "застукать". Дело в том, что школа стояла в низине большого оврага, и каштан , будто нависал над ней. Падение с верхушки этого дерева не сулило ничего хорошего... Даже хуже… Но ты же меня знаешь - я большая любительница острых ощущений. А в 11 лет с тормозами совсем беда была.
Однажды мама не пошла сразу после уроков домой, а осталась на педсовет. Я решила дождаться ее в школе, чтобы потом вместе зайти в магазин и суметь вдохновить на покупку наших любимых конфет. Такие вкусные конфеты были!.. Эх!..
Одним словом, слонялась я по школе довольно долго. О чем можно столько времени разговаривать с учителями? Это мне было совершенно непонятно. Я уже и уроки все сделала, и стенды в коридоре наизусть выучила... Говорят и говорят... От скуки решила выйти во двор школы...
Ну и, конечно, же выбор варианта "как убить время" был однозначным : каштан!
Учителя заняты разговором, дети все по домам уроки учат. Я одна! То, что я в платье (тогда школьная форма у девочек была такой), меня ничуть не смутило - никто ж ничего не видит. Я подошла к дереву, абсолютно безо всяких усилий поднялась по веткам вверх и уселась на самом толстом суку. Огляделась. Красота! Высоко сижу, далеко гляжу... А ещё выше можно подняться? Можно! Полезла... Снова отдых. Снова смотрю по сторонам. Ого! А в окне напротив моя мама выступает... Я уселась поудобней на ветке и стала за мамой "подглядывать". Это же так интересно: смотреть как мама говорит, как она руками себе помогает, как голову поворачивает. А еще интереснее смотреть на то, как маму слушают.
Это меня завораживало всегда: мамина власть над её слушателями. Неважно кто это был. Мама перед любой аудиторией выступала так, что слушали все.
Но долго сидеть на ветке дерева неудобно, и я решила прилечь... Вытянула ноги и стала дальше наблюдать за тем, что происходит в учительской, где шел педсовет.
Кто меня увидел первым из учителей - я не знаю... Только помню, как изменилось лицо мамы, как она подошла к окну и какие у неё были глаза... У неё были огромные глаза... Видимо, я всё-таки высоко залезла...
Спускалась вниз я под прицелом взглядов всех учителей школы. К счастью, спустилась легко и ничего страшного не случилось. Педсовет закончили досрочно. Помню, как мама подошла ко мне:
- Ну, Катерина...
- Мам!.. Ты испугалась, да?
- Все за тебя испугались! Это как же тебя угораздило так высоко залезть да ещё и в окно за учителями подглядывать...
- Там же всё равно ничего слышно не было... А так, как в кино...
- Пошли домой. Ты очень меня подвела и напугала.
Стало ясно, что ловить мне нечего, и конфет сегодня  не достанется.
Я шла рядом с мамой и чувствовала, как стыд съедает меня заживо . А мама молчала. Хуже нет, когда мама молчит вот так. И вдруг:
- Ну, что? Зайдем в магазин?
- Давай... А что нам надо купить?
- Конфет. Мы же хотели с тобой сегодня себя побаловать.
- Да? А можно ? Я же подвела тебя...
- И можно, и нужно. Ты ведь и так уже всё поняла. Правда?
- Правда...
- А твой удачный спуск надо отметить,- рассмеялась мама и обняла меня...

Я была готова рассказывать Егору о своих детских приключениях ещё и ещё потому, что видела, как светлеет его лицо, как становятся обычными глаза, а плечи возвращаются на своё привычное место. Но мы уже пришли к музыкальной школе и пришлось  расставаться.
- Иди с Богом, сынок! Я заберу тебя после специальности и сольфеджио. А пока за Машей в сад поеду...
- Мам!.. Мам... - Егор взял меня за руку ,- я сказать тебе должен... Я тебя подвёл. Очень... И папу.
- Что случилось, малыш?
- Мам... Я двойку получил... - губы Егора задрожали и поползли в разные стороны, - за классную работу... Мам... Я правда... Я исправлю... Я ... - и мой сынок разрыдался.

Как же мне всегда тяжело даются детские слёзы! Я совершенно не умею сохранять спокойствие и дожидаться, когда моё дитя успокоится... Могу только обнимать, причитать и гладить по голове... Но самое ужасное то, что от таких моих эмоций у меня самой слёзы катятся градом, и я ни-че-го не могу с этим поделать!..
 
А плакать-то нельзя! За "двойку" жалеть нельзя!.. Надо же адекватно реагировать на такое признание... Я же - мама!.. Я ведь взрослая ... Ох...
С каким удовольствием я сейчас бы сказала Егору: " Двойка? И всё?.. А я-то уж и не знала, что и думать... Не переживай, сынок! Это всё такие мелочи!.."
Но так сказать я не могу... Что же я должна сделать? Вот ведь тоже наука - быть мамой школьника, мамой отличника...

Идея пришла в голову сразу. И я уже знала,как поступлю, но мне нужно было время, чтобы подготовиться. И поэтому я сказала Егору:
- Давай сделаем так: сейчас ты идешь на уроки музыки, стараешься там заниматься так, чтобы ни у кого не было поводов расстраиваться, а вечером мы с тобой всё обсудим. Ты мне только скажи: "двойка " за что?
- За классную работу по русскому...
- Ясно. Я могу посмотреть тетрадь, пока ты будешь на музыке?
- Да.
- Спасибо. Иди занимайся. Ничего смертельного не произошло. Главное, что ты здоров.
- Мне Нелли Владимировна велела работу над ошибками сделать.
- Ты всё сделаешь. Всё успеешь. Иди...

После уроков в музыкальной школе мы встречали Егора вместе с Машей. Несмотря на свои шесть лет, дочка прекрасно умела хранить секреты и ни словом, ни взглядом  не дала понять брату, что мы приготовили ему сюрприз.
 
Когда Егор зашел домой, он ничего не заметил. Видно горечь от полученной двойки давала о себе знать.
 
- Мама! - нарочито громко произнесла Маша, - а почему у нас столько шариков?

И тут Егор увидел, что вся квартира празднично украшена. А Маша уже тянула брата за руку на кухню, где на столе стоял его любимый торт “Панчо” и красовалась коробка с пирожными “Картошка”.
Я ставила на плиту чайник и тихонько наблюдала за сыном. Сначала Егор сел на табуретку и долго смотрел на всю эту красоту, потом ушел к себе в комнату, потом вернулся…
- Мам! Я что-то забыл? Какой у нас сегодня праздник?
- У нас сегодня с тобой праздник… Праздник первой двойки!
- Разве так бывает? Разве это праздник?
- Ну это же твоя первая такая оценка?
- Да…
- Значит, день сегодня особенный и мы должны его отметить. Иди переодевайся и приходи пить чай…

Перед сном я зашла к Егору в комнату, присела на краешек  кровати:
- Сынок, спокойной ночи!
- Мам! Я хотел тебе сказать… Я всё понял… Мне и правда очень-очень стыдно. Я постараюсь больше никогда не получать “двойку”.
- Егор! Теперь-то ты можешь мне сказать, что произошло на уроке? Почему такие глупые ошибки? Ты чем был так увлечен?
- Я в окно смотрел…
- А за окном что было?
- Дождь шел. Он, понимаешь, так интересно капли раскидывал по окну. Они так интересно вниз стекали… Я всё никак не мог понять смысл. У этого дождя должна быть схема, по которой он идет…
- Ну и как? - улыбнулась я, - ты понял смысл дождя?
- Я понял, что не надо пытаться понять дождь.
- Ты - мой маленький философ… Это замечательное открытие.
- Мам!.. Я очень-очень тебя люблю!
- И я тебя…
- Спасибо за Праздник первой двойки… Я тебе обещаю, что больше мы его отмечать не будем, - рассмеялся Егор.
- Придумаем и без “двойки” что отмечать… Спокойной ночи!
- Спокойной ночи, мама!


28.06.14
Ялта