Украина как Новая Сарматия

Олег Гуцуляк
Как-то прошло мимо обывательского внимания предложенное в телепрограмме "Телемания" "швармером" Олесем Бузыною перепрочтение "Энеиды" Ивана Котляревского (которую, кстати, взял в свою библиотеку сосланный на остров Святой Елены Наполеон): да, Украина (Сечь) — это Троя, порабощенная русским царизмом, но одновременно это и Троя основателей Римской империи — Энея, Низа и Эвриала (а не расслабленного "просвитянского" Приама и "нового" троянца Париса). Именно Иван Котляревский пошёл путём испанского "гонгориста"  С.Х. Поло де Медина, прославившегося бурлескным переделыванием античных сюжетов и этим воодушевляя христиан Реконкисты на борьбу с "муринцами". Об «имперскости украинской идеи», кстати, говорят и другие — от идеологов УНА-УНСО до небезызвестного Дм. Табачника («… Вышедшая из состава СССР Украина … оказалась своего рода мини-империей» [Табачник Д. Аннигиляция «национальной идеи» // Кіевский телеграфъ. — 2008. — №3, 25-31 янв. — http://www.otechestvo.org.ua/main/20081/2608.htm]).

Как на нас, возможна и иная визия: бегство Энея с Трои — это осуществление обряда "священной весны" (ver sacrum) в честь богини Афродиты Урании, когда из этноса выделялось юношество, которое на правах отдельного этноса (клана) двигалось на колонизацию новых земель.

 Именно так, по Геродоту («История», IV,20, 117), скифы отделили ("у-краяли") от себя молодых скифов, которые в плавнях Меотиды (Азовского моря) нашли племя амазонок и в браке с ними создали новый народ — сарматов: «… По реке Танаису (Дону, – О.Г.), впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19); «… К северу от Истра (Дуная), вообще говоря, все племена считаются скифскими, но прибрежные (к Черному морю) местности занимали разные племена, то геты, у римлян называемые даками, то сарматы (Sarmatae), или по-гречески савроматы, и из их числа гамаксобии (греч. ;;;;;;;;; «живущие в повозках», ;;;;; «повозка, телега (на четырех колесах)», – О.Г.), или аорсы, то неблагородные, рабского происхождения скифы, или троглодиты, затем аланы и роксоланы» (Плиний, XII.80). В «Авесте» упоминается имя народа сайрима (cairima, sarima; «Яшт» XIII, 143, XXI, 52). «Авеста» воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги («Яшт» XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha). Страбон пишет: «...Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно».

Славой и происхождением от сарматов гордился в своих универсалах самодержец Руси, генеральный капитан  христианской милиции Запорожья  Зеновий (Богдан) Хмельницкий. Сарматские всадники (аланы) дошли к крайнему Западу, переправились в Ирландию («племена богини Дану») и через Гибралтар, прошли  сквозь пески Мавритании.

Сарматы стали родоначальниками европейского рыцарства с его культом Грааля, которому прислуживают воинственные девы.

Но и это ещё не все! Иордан в своих "Деяниях готов" рассказывает, что готы изгнали из своей среды воинственных женщин-ведьм (haliurunnae) и те, выйдя из болот Меотиды в леса (Цезарий Гейстербахский указывает, что изгнанные ведьмы блуждали именно в лесах), от "лесных духов" (quos Faunos Ficarios vocant) родили народ гуннов, которые и принесли в Европу на своих голубых знаменах золотой знак бога Неба — крест . В “Песни о Хильдебранде” старого гота принимают за гунна. Агафий Миринейский считал германцев-бургундов (;;;;;;;;;;;;;) гуннским племенем.
Таким образом, приазовские амазонки Геродота — это готки-ведьмы Иордана. 

А гуннов и сарматов (алан, роксолан) издавна отождествляли.

И гунны-сарматы же – "внуки Геракла", в смысле, что родоначальник скифов родился  обманным и обменным путем (за возвращение солнечных коней Гериона, который есть никто иной, как кельтский бог Гране-„Солнце” и Горыня древнерусских былин – отец Змея Горинича) от  брака Геракла и днепровской Девы-Эхидны.

В этот генеалогический контекст ложиться легенда о происхождении всех тюрков (тюркютов). Один мальчик, оставшийся в живых от  истреблённых готами гуннов, осеменил волчицу, но затем молодой человек был убит германцами, а волчица ушла в горный Алтай, где и родила 10  сыновей – первых тюркютов, которые назвали себя потомками «гуннов» (от «кун» – «солнце»). Легенда остаётся легендой, а тюркские каганы и ханы продолжали считать себя людьми, характером походящими на волков. Правящая династия тюркютов называлась Ашина (монгол. «шино/чино», тюрк. «бури/бюри» – «волк»).

Таким образом, предок тюркютов – мальчик-гунн – вполне мог быть гунном-сарматом-славянином, т.е. некоторая группа сармат-славян ушла далеко на восток. Получают знание кузнечного ремесла тюркюты от неких местных аборигенов, «реликтовых народцев, подземных существ», которые могут вполне быть теми «ушедшими на Восток» сарматами-гуннами-славянами. Вернее, просто бытовало некое объяснительное предание об сохранившемся осколке большого сако-сарматского конгломерата Евразийской степи, которые издавна на Алтае добывали металл, а затем и научили этому прибывших туда монголоидных теле (тюркютов).

Это предание о мальчике-гунне можно связать и с бытующей в Украине легендой о том, что хан Батый был рожден в Киеве (Батий), стал послушником в Киево-Печерской лавре, но изгнан в Степь за какой-то проступок (спящего его охраняет черный орел и монахи восприняли это как недобрый знак) и вернулся, чтобы отомстить, изгнав из Киева рыцаря Михайла, унесшего на копье Золотые ворота [Українські перекази зібрав М. Возняк. – К.-Львів : Українське видавництво, 1944. – C.39-43]. Т.е.бытовавшее предание о некогда ушедших на восток и с губительным пророчеством о их возвращении связалось с монголо-татарами.

Украинская община может (и должна!) осознать себя этакой своеобразной  консорцией ("джамаатом") "священной весны", которая стала независимой (и от СССР, и от кравчуцко-кучмовской Украины) для встречи с будущими матерями  Новой Сарматской империи:

… Душе моя! Тікай на корабель!
Пливи туди, де серед білих скель,
Струнка, мов промінь, чиста Навсікая
(М. Зеров)

… І виросте залізним дубом Рим
З міцного лона Скитської Еллади
( Є. Маланюк).

… вже народжуєсь Київ - новий, златоглав
для нових офіцерів та антологій! ..
...Посміхається нам із генези прапорів і свастик
наш онук, наш новий ренесансовий Бог!
(С. Процюк)