Мавзолей в Галикарнасе

Юрий Жданов 2
МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

В предыдущем номере мы рассказали о четвертом чуде древнего мира- статуе Зевса в Олимпии. Пришло время встречи с пятым чудом- Мавзолеем в Галикарнасе.
Мы отправимся в IV век до нашей эры, на восточное побережье Средиземного моря, в ту часть Малой Азии, где находилась в то время Кария- персидская провинция со столицей в Галикарнасе.   
Хотя и родился в этом городе «отец истории» Геродот, однако, как часто бывает сапожник без сапог, так и Галикарнас остался почти без собственной истории. Однако кое-какие сведения о нем все же можно найти. Он возник примерно в X веке до нашей эры (греки называли его Галикарнасос) и был самым южным из прославленных древнегреческих городов на побережье Малой Азии.  Самым северным была Троя, затем шли Пергам, Смирна, Эфес, Милет, Миласа и, наконец, Галикарнас.
В 540 году до нашей эры Галикарнас попал под власть Персии. Провинциями Персии правили сатрапы (это слово произошло от персидского «хишат-грапаван», что означает «страж границ»). Сатрапы фактически были маленькими царьками, имели собственных придворных, наследовали власть. Одним из таких царьков и был Мавсол. Он правил Карией в 377-352 годах до нашей эры. Имея талант дипломата и успешно используя наемный флот и армию, он добился фактической независимости от персов. Очень высоко ценил он греческую философию, искусство, украсил свою столицу зданиями, которых еще не видел мир. При нем Галикарнас достиг наивысшего расцвета.
Мавсол задумал и начал строительство собственной усыпальницы, которая и прославила не только его имя, но и весь город, став одним из семи чудес света. Более того, его усыпальница стала прародительницей всех подобных величественных надгробий (не считая пирамид). Их будут называть «мавсолеями» (от имени Мавсола), а позже- мавзолеями.
Что же тогда представлял собой город Галикарнас? Прогулку по нему нам поможет совершить Ветрувий (римский архитектор I века до нашей эры): «Этот город своим расположением походит на круглую театральную сцену. Внизу около пристани раскинулась площадь, над ней вдоль берега тянется очень широкая улица, посреди которой стоит Мавзолей, построенный столь искусно, что его считают одним из семи чудес света». Далее Витрувий описывает достопримечательности города: святилище Ареса (греческого бога коварной и вероломной войны), источник с прозрачной водой, святилище Афродиты, царский дворец, построенный по собственному плану Мавсола, тайную пристань…Город был неприступен с моря и прекрасно укреплен с материка, богат, красив. Но от его сооружений почти ничего не осталось. От великолепного храма Ареса сохранились лишь дорические колонны (на их капителях аисты свили гнезда), а от знаменитой гробницы Мавсола на первоначальном месте сохранилось всего несколько камней.
Строить свою усыпальницу Мавсол пригласил лучших архитекторов Эллады- Пифея и Сатира. Ее украсили известные скульпторы Леохар, Пракситель, Скопас, Бриаксис и Тимофей. Мавзолей не был завершен при жизни Мавсола. Его строили четыре поколения  безвестных строителей. После смерти Мавсола царством правила его жена Артемисия, но недолго, всего четыре года. Историки пишут, что она умерла от тоски по мужу. Детей у них не было. Единственным наследником их любви стал Мавзолей. Он удивлял прежде всего своей архитектурной идеей. В нем как бы соединились египетская пирамида, месопотамский зиккурат (ступенчатая культовая башня) и греческий храм. Этим подчеркивалось то особое положение, которое занимал Галикарнас как город на границе греческого,  месопотамского и египетского миров. Современники восхищались художественным совершенством и размерами Мавзолея. Он был высотой 46 метров и делился как бы на три этажа. Первый этаж представлял собой высокий ступенчатый беломраморный пьедестал (шириной 66 и длиной 77 метров) и служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Над первым этажом возвышалась колоннада (второй этаж), окружавшая помещение для жертвоприношений в честь обожествленных царя и его супруги. Крышей Мавзолея (третий этаж) являлась ступенчатая пирамида. Вершина Мавзолея имела площадку, на которой находилась мраморная двухколесная колесница, запряженная четверкой коней (так называемая квадрига). Колесницей правили Мавсол и Артемисия (их скульптуры были высотой три метра).
Мавзолей простоял 1800 лет, радуя всех своей красотой. Его не тронули воины Александра Македонского, разграбившие Галикарнас, не разрушило землетрясение в XIII  веке (хотя и повредило), не тронули пожары. Разрушили этот величайший памятник древней архитектуры в XV веке рыцари-крестоносцы. На развалинах Галикарнаса они воздвигли мрачную крепость-замок святого Петра (получившую латинское название Петрониум). В качестве строительного материала они использовали плиты с художественными изображениями из усыпальницы Мавсола.
После изгнания в 1522 году рыцарей турками на месте замка возникла турецкая крепость Бодрум (это название произошло путем искажения слова Петрониум). А сегодня на месте древнего Галикарнаса- небольшой турецкий порт Бодрум.
В 1856 году английский архитектор Чарлз Томас Ньютон (1816-1894) прибыл в Бодрум, чтобы искать Мавзолей. Ему повезло. При первой же прогулке по городу он нашел место, где ранее стоял Мавзолей, а при первом же ударе кирки наткнулся на его руины.                Он откопал несколько ступеней храмовой пирамиды и все сохранившиеся части скульптурных украшений: двух коней от квадриги, статуи Мавсола и Артемисии, много других скульптур, в том числе нескольких львов, плиты с художественными изображениями. Самые ценные экспонаты были отправлены в Лондон (где они и находятся ныне в Британском зале), а часть подарена турецкому правительству в знак благодарности за разрешение вести раскопки (ныне они находятся в Археологическом музее Стамбула). О своих раскопках Ньютон написал вместе со своим ассистентом Пэлленом книгу «Открытия в Галикарнасе».
Таким было пятое чудо. А на очереди- шестое: знаменитый Колосс Родосский.
                Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)    1995 г.
Рассказ Юрия Жданова «Мавзолей в Галикарнасе» опубликован:
 Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Мавзолей в Галикарнасе. Газета «Радость» № 1, 1995. Стр. 6-7.
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).