Моя сестра Маруся

Мила Потапова
               
            22 августа 1943 года в с. Виноградовка, Измайловского района, Болградскогой области   родилась моя сестра Маруся. Отца своего она не помнит. Звали его Фёдор, а нашу общую с ней  маму звали Акулина. По  национальности   мы обе с ней болгарки, потому, что родители  наши были тоже болгары.
           Мама наша  была  красавица  - стройная, глаза большие, чёрная коса ниже  пояса. Фёдор слыл  гулякой, пьяницей, но тоже  был красив собой. Вот как-то на танцах увлек он нашу маму, изнасиловал и  привел в свою семью, где жили ещё три снохи, мужья которых воевали на фронте,  а Федор- самый старший из братьев  прятался от военкомата.  То, что случилось с нашей мамой, очень быстро дошло до её    отца –звали его в селе Бывалым за то, что  он был очень мудрым, лечил людей травами, умел подолгу рассказывать  всякие байки, которые сочинял сам.
        В семье Фёдора маму невзлюбили все, кроме свёкра, он  один её жалел, он не одобрил поступок своего сына,  очень  жалел маму, как мог. Наверное,   наша мама всё-таки любила Фёдора. Свекор и Фёдор пошли в дом мамы сватать её. Дед наш Степан выгнал их из дома и подал в суд на Фёдора за изнасилование своей старшей дочери. Потом был  суд, на  суде мама, запуганная угрозами Фёдора, сказала, что её никто не насиловал,  и дед Степан проклял нашу маму. Фёдор продолжал гулять, пьянствовал и часто , когда  не было дома  свекра, бил нашу маму, даже, когда она ходила беременной Марусей.
        Потом родилась моя сестрёнка Маруся, имя Маша, она не любила никогда. Потом наша мама вновь забеременела и в начале 1945 года у неё родился еще  и  сын- Лёнечка. Когда ему исполнилось  3 месяца ,они все трое заболели тифом. Из больницы они вышли уже двое, наш маленький брат умер, свекра к этому времени тоже не стало , Фёдора наконец-то поймали и отправили  на  трудовой фронт, откуда он   в неизвестном направлении сбежал. В семью Фёдора  маме  возвращаться  было нельзя , и она  пошла  в отцовский дом, просила прощения, просила уюта. Дед увидел её больную, худющую с  маленьким комочком  счастья- моей  сестрёнкой и  сказал, чтобы она уходила, откуда  пришла. Не простил он  ей того суда, когда ему пришлось заплатить  большой штраф  за  необоснованное обвинение.  Моя  несчастная мама устроилась работать нянечкой  в  детский  садик для того, чтобы хоть как-то прокормиться  самой, и чтобы  Марийка( так её звали на  её  родине) была накормлена. Там же и жила  наша  мама.  Наша бабушка-звали её Иванка( она была самой красивой в нашей семье, дворянка по  крови)   очень жалела маму и Марийку, тайком ходила подкармливала и маму и  мою сестренку, когда  деда  не  было дома. Дед наш был пастухом, пас не  только своих овец, но еще и собирал овец со всего села,  и его часто не  было  дома, вот тогда и происходили эти встречи. Маруся моя была  первой внучкой, и бабушка, конечно, любила её, да и  невозможно было её   не любить.
         Потом появился Фёдор, начались опять побои матери, пьянство, гульба, война к тому времени кончилась. Когда  Марусе исполнилось 3 года, она снова заболела, тогда  были голодные годы.               
      
        Бабушка забрала Марусю к  себе, решили её прятать от  деда. Мама уехала в Челябинск на заработки.  Когда возвращался с пастбища  дед, обычно на 2-3 дня , Марийку прятали  у соседей. 3-х летняя девочка  не  понимала, почему этот дедушка такой добрый с виду  так  её не  любит. Однажды, когда дед спал, Марийка , сбежала  от соседей и пришла в его комнату, села  к нему на кровать и гладила  его усы и бороду, он так нравился маленькой девочке.  Дед уже  давно  понял  и  знал, что в его доме  поселилась  его первая внучка, но  виду  не  показывал. Так продолжалось долгое  время, дед Степан оттаял и  сказал бабушке: « Внучка пусть живёт, а Акулька-нет, не  прощаю её». Вот , после  этого и  уехала мать в Челябинск, бежала  и от своего мужа Федора  и от голода.            
         За  Марусю, она  теперь  была  спокойна. Дед был зажиточным человеком, умереть  от  голода теперь моей сестрёнке  было не  суждено.  В семье деда её любили все, особенно  дед. Марийка ждала теперь деда с пастбища  выбегала   далеко  за  околицу села,   дед был изумительным рассказчиком, сказки выдумывал сам, Марийка  заслушивалась его  сказками. С детства она  была так любима всеми: дедом, бабушкой , тетками- сестрами мамы, дядькой, ну  и мамой, конечно.
      В 1951  году  мама познакомилась с  моим отцом в  Челябинске, который с 1943 года работал в Челябинске, он  работал в железно-дорожном  цехе, шло строительство Челябинского металлургического завода, впервые , увидев мою  маму, он влюбился  в  эту  красавицу- Акулину  и в  мае 1951  года  они  поженились. Мама  сказала, что у неё есть дочь и в  первый же свой отпуск, они  поехали за  Марийкой.    Дед наш , увидев, впервые  моего отца- невысокого  росточка, неказистого по  сравнению с его любимицей  красавицей  Акулиной, только и проворчал, что такого она бы  и  здесь могла найти, мать он так и не простил, а  когда мой отец , увидев, Марийку, так обрадовался . Позвал её и та, не знавшая своего отца, сразу назвала  его папой.
         В Челябинске, им с мамой выделили  комнату  на 3-х хозяев, туда  и приехала моя сестрёнка.  Мой отец очень любил Марийку , но мечтал также иметь и своего ребёнка.. Меня у  них  не было долго, маму  преследовали  выкидыши один за  другим, наверное, сказывался  голод, который она пережила, тяжелая работа. Отец  упросил её  уволиться  с  завода, где ей  приходилось  таскать тяжелые  шпалы для  строительства  железной дороги, она  ушла  работать санитаркой  в  больницу и вот в 1954 году наконец-то появилась я.  Мария  была  в ужасе. Как это так, вся любовь отца теперь перешла к другому человечку,  ко  мне, она  ревновала его ко  мне, хотя отец мой никогда  не давал ей для этого  повода.  С детства Мария очень любила читать, а  тут я   со  своими криками, она  просто меня  ненавидела. Однажды, мама ушла в  магазин , Мария осталась со мной одна, ей  было 11  лет. Она читала, я  ревела, как белуга, мешала  ей читать, она  взяла подушку и  положила  её мне  на  лицо. Я тогда  могла  умереть, но вовремя  пришла мама,   Марие тогда сильно досталось, отцу     решили  ничего не  говорить,  а Мария затаила на  меня такую злобу, как это , она, любимая  всеми, теперь должна делиться своей любовью к отцу и матери  со мной.
                3

Так шли  годы, Мария привыкла  ко  мне. В детстве, говорят, я была каким-то ангелом, могла самостоятельно играть одна  сама  с  собой  и тут  же  уснуть. С Марией было сложнее, с детства была большим сорванцом и бунтаркой. Училась она очень плохо, особенно русский ей давался труднее всего, ведь первый класс она училась там в селе , где жила  с  дедом и бабушкой, где  родной язык был болгарский. Потом, в своих рассказах, она  мне ни раз говорила, что это были самое   счастливое время   её жизни, когда  она  жила в  семье дедушки и бабушки. Сколько себя помню, я её очень любила всегда, слушалась во всем, для меня она была авторитетом. Не знаю, когда она узнала, что мой отец ей неродной, наверное, когда увидела , что её фамилия отличается  от моей и маминой. С  этого момента , она всем, чем угодно старалась привлечь к себе внимание отца.  Мама наша строга была  с нами до невозможности,  мы её очень боялись,  а отец нас постоянно баловал.  Маму  он очень сильно  любил.  Спали мы с сестрой  всегда на  одной кровати, и вечерами она рассказывала мне  сказки, которые ей когда-то  рассказывал дед.  Я  сестру просто обожала.    Школу она окончила   почти с одними тройками, за школьное сочинение на выпускном, ей  учитель поставил    тройку, вернее –пять по литературе и единицу за грамоту, так  моя сестренка при всех взяла и разорвала это своё сочинение и бросила его в лицо учителю.  Не хочется вспоминать остальные её не очень благородные поступки, но, как говорила наша  мама, с ней  она хлебнула столько горя, что я была, прямо ангел , училась хорошо, занималась с детства спортом, занималась общественной работой в школе, в  общем, маме за  меня , не было стыдно. Марие доставалось от неё после каждого собрания в школе. Марию ставили в угол, она  могла  часами там стоять, но никогда прощения не просила, а я бегала к  маме и просила, чтобы она её простила. Точку в этих   спорах между матерью и Марией ставил всегда отец, он подходил к Марие и говорил за неё: « Она  так больше не будет, правда, дочка?» И Мария тут же  прижималась к  нему и отвечала: « Правда», видимо, ей всё-таки надоедало стоять в углу.   Разница в возрасте между  нами 11  лет, конечно, я  всё это не могла  помнить, это всё  потом рассказывала мама и сестра.
          
      Мария мечтала о журналистике, всегда. После окончания школы, поехала поступать в Свердловский государственный институт, получила двойку по  русскому и приехала назад. В это время я уже  ходила  в школу. Благодаря  сестре, читать я начала с 5-ти лет. Когда я окончила  первый класс, она уже работала на заводе, провалив экзамены в институт.  Мы занимались с ней, я ей диктовала диктанты, потом проверяла  ошибки. Во второй год, она  поехала  поступать в Москву, конечно, не прошла по  конкурсу, снова вернулась на  завод.  В институт она  попала с третьего раза, и вот, она уехала в Свердловск, я осталась одна. Я так скучала  по ней,   даже трудно передать , я  ей часто писала, каждый месяц мы с мамой посылали ей деньги – 35 рублей, в университете она  училась хорошо, поэтому, получала стипендию, приезжала  только на  зимние каникулы , а летом она работала в стройотрядах, зарабатывала. Печаталась в местных газетах. После окончания  института её направили в Вологду, а потом она  каким-то образом, оказалась в Ульяновске, жила в общежитиях долгое время, потом получила квартиру, которую, я  сейчас приняла в наследство  после её смерти.

           Я не знаю до  сих  пор, когда она по-настоящему полюбила  меня, может  быть только после  смерти нашей мамы. Мама всегда больше любила Марию , чем меня, но никакой ревности я  не испытывала, Мария всегда была  для  меня кумиром, когда  мама умирала, просила Марию , переехать в  Челябинск и защищать меня во всем. Но не смогла Мария приехать, бросить там  свой сад, свою уютную квартирку  и вот теперь её  нет, а я до  сих пор не могу  в это поверить, мне всё это кажется какой-то большой несправедливостью.   Я могла бы  еще многое написать о  ней,
         Сейчас я на  большом распутье, я  не знаю, как мне правильно поступить, если  бы, ты была жива,   моя  любимая,  сестра,    ты бы подсказала, что мне  делать? Мне очень трудно с моими: муж, сын, дочь. Я их всех люблю, каждого по  своему,  они, наверное, тоже  меня любят,  но так  как могла любить ты, Мария , никто не полюбит уже  никогда.
         
       


27.06.2014 Г.