Продолжение. часть 11. гибель подруги 2 варианта

Юрий Стеклов 2
(В дальнейшем, воспоминания часто повторяются, хоть немного по-другому. Воспоминания, по мере течения времени, приближаются к дневниковым записям, и общий строй повествования хронологически более разорван. Не всегда можно назвать какую-то часть однозначно. Поэтому здесь этих названий нет- или почти нет. Приходится больше редактировать и вставлять свои воспоминания тех же событий.-ю.с.)
(27.09.1999)
С далёких школьных лет у меня были две самые близкие подруги. Это- Идочка Глезина (Дворкина в замужестве), и Оля Эдельштейн (Нечёсова в замужестве). Мы знали все жизненные нюансы друг друга. Мы встречались в праздники, в дни рождения, в дни особых семейных событий, перезванивались. Оля жила в Пушкине и я, иногда, ездила к ней на денёк, чтобы отдохнуть в дворцовых парках или походить на лыжах.
В 1979 году, 1 Сентября, мы втроём встретились на Невском проспекте, зашли в кафе «Север» и отметили 50 лет нашей дружбы.
Но самой близкой подругой, родным человеком была для меня Идочка. Я её очень любила. Мы поверяли друг другу все наши беды и радости. Встречались, чтобы излить душу друг другу. Судьба сложилась так, что мы и большую часть военного времени (блокада Ленинграда, Свердловск) были рядом. После войны мы дружили семьями. И вот… 26 Января 1980г Идочка умерла!
Днём, 25.01 она шла на работу в поликлинику, где работала ревматологом. Переходя через дорогу была сбита грузовой машиной (краем кузова-ю.с.).С переломом черепа её доставили в больницу, где через сутки она умерла. Ей было 57 лет! Кремация была 31Января. Был морозный день. Народу было очень много: родные, знакомые, работники поликлиники. После кремации я и Оля поехали домой к мужу и сыну Идочки. Посидели там с ними. Конечно, никаких поминок не было. Моисей Давыдович и Володя были в ужасном состоянии. Идочка мечтала, чтобы её единственный сын женился. Хотела иметь внуков. Не дождалась... 8.02.1980 было захоронение урны.
Первые месяцы после смерти Идочки я заезжала к ним. 15 Июля 1982г Володя женился. Мы с Лёвой были на свадьбе. Они- мои друзья. В 1987г они переехали в Москву. Я была у них. Моисей Давыдович, Володя и Люба остались моими друзьями. В 1983г у них родилась дочь, Ирочка….
[ю.с. -А вот другая, более подробная версия того же, написанная через 7 лет. Для примера].
(18.09.2006)(Тоже понедельник).
Мне- 85 лет. Уже 10 лет в Израиле. Писала дневники…. Сегодня, на фоне плохого самочувствия, очень выпукло всплыли воспоминания о далёком прошлом. Нашла разрозненные листочки старых записей за 1980 год.
23.01.1980г. В 21 час мне позвонил Моисей Давыдович, муж Идочки, моей самой близкой подруги. Ему позвонили из больницы и сообщили, что Идочку сбил грузовик, и она с травмой черепа лежит в б-це им.25 Октября.
24 Января- я в приёмном покое больницы. Идочка без сознания. К не ней пускают. Ночью, в 0:30 ей делали операцию, трепанацию черепа.
25.01- Состояние Идочки крайне тяжёлое. Без сознания;
26.01-суббота. Идочка умерла в 4:20 утра.
Я потеряла самого близкого друга. У Моисея дома собрались родственники. 27.01- целый день пробыла у Моисея и Володи. Там был и Лёва. 28.01- В 9ч утра приехали с Володей в горГаи. Был мороз. В 9:45 прошли к следователю. Молодой человек, с открытым, весёлым лицом. Лет 33. Рассказал, что Идуся 23 января, в 15:20 переходила улицу Типанова и Космонавтов, дошла до середины, загорелся красный свет светофора, поехали машины. Она побежала назад и была сбита прицепом военной грузовой машины. Водитель- 18-летний парень, солдат. Скорая помощь увезла её в б-цу 25-Октября. 
Мы получили справку в ЗАГС. Поехали в морг. С 11 до 16 ждали, чтобы получить справку (не было судебного эксперта)… Поехали в похоронный магазин. Там получили свидетельство о смерти, купили тапочки, косыночку, покрывало. Домой вернулась в 19:30, замёрзшая.
29.01,вторник. Сплю. Подавлена ужасно.    30.01- была у Моисея с Лёлей. Вспоминали Идочку. Варили обед на 31-е.
31.01, четверг. Кремация. Встретилась с Юрой на ст. метро «Технологический Институт» и поехали в морг. В морге уже были родственники и друзья. Идуся неузнаваема: лицо одутловатое, рот растянут в пугающем спокойствии. На верхнем левом веке –швы. Голова забинтована. Ничего общего с красивой Идусей с чудесным цветом лица. Какая-то незнакомая старушка. Положили цветы, ветки кипариса. Все подавлены. Моисей и Вова совершенно убиты –плачут. Рита не могла сдержать своих страданий. (ю.с.- сестра Иды Юрьевны на 4 года младше. Ровно через 4 г была сбита насмерть машиной совсем недалеко от места гибели сестры(?!)). В 10:30 подали автобус, в него внесли гроб и все поехали в крематорий. У Финляндского Вокзала Юра вышел, пошёл на работу; его отпустили на 2 часа.
В крематории собралось много народу- сотрудники Идочки, Моисея, родственники, знакомые. Очень много цветов- гвоздики, калы (зима!). Две сотрудницы поликлиники 51 сказали очень тёплые слова (кратко и искренне), и после прощания гроб спустили.
Моисей против поминок. Поэтому сослуживцы Идуси поехали в поликлинику. Лёва уехал на работу. Мы, самые близкие, 13 человек, поехали к Моисею. Я помогла накормить всех обедом. Об Идочке старались не говорить. Посидели с Моисеем и Вовой. Уехали домой с Ритой и Олей. Домой приехала в 18ч. Дома был Лёва.
6.02.1980. Была у Дворкиных, приготовила обед для родственников на 8 Февраля (похороны).
8.02- Сегодня похороны Идуси. В 10ч утра приехали на кладбище. Там уже были все 14 человек родных. Приехала Рита из Свердловска. Весь ужас прощания повторяется вновь. Белую урну с надписью Вова вынул из портфеля. Могильщик опустил её в яму, вырытую у изголовья памятника Идочкиной мамы- Софьи Павловны. Положили цветы, ветки. Никаких слов. Поехали к Моисею. Уехала с Ритой и Резо в 15 часов.
Вспоминаю наши школьные годы. Мы с Идочкой были очень дружны. Жили на Васильевском Острове, в Ленинграде. Я жила на 8й Линии, у Малого Проспекта, Идочка- на 6й Линии, у Среднего Проспекта. Мы дружили с Олей Эдельштейн. Она жила на Среднем проспекте. У Идочки был замечательный папа- Юрий Юрьевич- высокий, худощавый, красивый, добрый человек. Идочка похожа на него. Он, видимо, любил Идочкину маму. Работал бухгалтером. Когда мы учились в 10 классе, он защитил диплом в Лесотехнической Академии. И мы были с Идочкой на его защите. Он стал работать  в г.Луга, недалеко от Ленинграда (200км, однако!), на деревообрабатывающем заводе. Зимой, на каникулы, он забирал меня и Идочку, и мы прекрасно отдыхали. Бывали там и летом. А в 8-9 классах Идочка и Оля ездили со мной и моей мамой в деревню, под Старой Руссой.
От Идочки у меня не было секретов. Мы поддерживали друг друга в сложных житейских ситуациях пока она была жива…. Вместе пережили блокаду, войну, эвакуацию, послевоенную неразбериху, житейские горести.
(ю.с-Вот такая, вот вставка.  Не надолго вернёмся к началу и концу 1й тетради.)
…….(Итак), Обслуживать 2 семьи я уже не могла. В 1989г, когда Юра уехал в гости в Израиль, к дяде Вилли, я привезла маму к себе. Лёва был в командировке. Когда он вернулся, то был очень недоволен. Однако пришлось смириться….
Выросли уже и внуки: Саша, Серёжа (сыновья Инны), Оля- дочь Иры, Аня- дочь Юры, Ильюша- сын Аллы. Саша, во 2й половине 80-х поступил в Высшее Военно-Морское Училище Подводного плавания в Пушкине, жил в общежитии, но в течении 4-х лет на субботу и воскресенье приезжал к нам. Серёжа поступил в Университет (Химия?) и жил с родителями в Москве. Оля поступила в Ленинграде на Филологический, в Университет. Аня поступила в Финансово-Экономический институт на заочное отделение.
Когда приходили к нам дети, то обычно, в конце восьмидесятых годов разговоры они заводили об эмиграции. Юра ездил в сентябре-октябре 1989г в отпуск в Израиль, в гости к дяде Вилли. Посмотрел страну, познакомился с родственниками. Когда он вернулся, то решил уезжать в Израиль на постоянное место жительства.(Там я отметил своё 40-летие 12.10, а 6.10 пришло решение ехать. Нелёгкое решение-ю.с.).
Алла с Борей и родители Бори в конце 1989г были почти готовы к отъезду. Ира уволилась с работы в институте, т.к. там работа была секретной, и после курсов устроилась бухгалтером в одну из фирм. Она, под давлением своей дочки Оли тоже решила уезжать.
Мама совсем ослабла. В 1990г она уже не выходила гулять, (да и не вставала почти).12 Июля 1990 она умерла во сне, не дожив 3 месяца до 91года. (см. начало 1йчасти).
Осенью 1990г Алла с семьёй уехали в Америку, в Сан-Диего, к брату Бори. Брат Лёвы, Илюша, с семьёй уехали в Израиль, в Беэр-Шеву. Юра уехал в конце декабря в Израиль, в Киръят-Тивъон, недалеко от Хайфы, к дяде Вилли.
Лёва чувствовал себя плохо: резкая слабость, раздражительность, скачки артериального давления, аденома предстательной железы, признаки облитерирующего атеросклероза… Летом 1992г, когда во время отпуска он был на даче, я осмотрела его и обнаружила в животе округлое образование (опухоль?). Я настаивала на госпитализации. Он решил пробыть на даче до конца отпуска. Только в конце сентября он вернулся в Ленинград. В октябре 1992 он лёг в больницу, на хирургическое отделение с диагнозом «Опухоль брюшной полости». При обследовании выяснилось, что у него аневризма брюшной аорты на уровне отхождения почечных артерий. В операции (я говорила с хирургом)было отказано. Они таких больных не оперировали. Перевели его на нервное отделение, где он проходил лечение по поводу общего атеросклероза.