Глава 1. Экскременты дьявола

Галкин Александр Акимович
 1.1 ДЕНЬГИ – ЭТО ДЕРЬМО?

    Как известно, аналогия есть лучший способ запутать дело! Один шутник, объясняя даме принцип работы радиоприемника, предлагал представить огромного пса, хвост которого в Нью-Иорке, а морда в Лондоне. Когда пса дергают за хвост в одном городе, он лает в другом. Принцип работы радио – говорил он, - точно такой же. Только без собаки...                Тем не менее, аналогии, сходные образы, наглядные примеры особенно актуальны в финансовой сфере, где мы имеем дело преимущественно с абстракциями – активы, проценты, обязательства, залоги и многое другое. Ни увидеть, ни дотронуться – сплошные понятия, а сознанию так хочется зацепиться за какой – либо знакомый образ.
     Что касается образа денег, то тут мы имеем богатую пищу для размышлений.  Начнем с того, что результаты многочисленных научных исследований мифологии, простонародных выражений, жаргона у народов разных стран  убедительно свидетельствуют о странной бессознательной связи между богатством, золотом и деньгами, с одной стороны, и ....дерьмом, фекалиями, нечистотами, с другой. Эта связь прослеживается лингвистами и как сходное фонетическое звучание слов, обозначающих различные объекты, или как прямое установление общего значения в пословицах и поговорках.  Например, в Библии золото называется экскрементами дьявола, а в Англии во времена королевы Виктории люди, чистившие туалеты, назывались «золотоискателями». И в российской истории московские ассенизаторы 17-18 веков, оснащенные конными подводами с бочками и черпаками, именовались «золотарями».
      Особенно богат подобными аналогиями немецкий жаргонный язык, например, прозвище чиновника государственного банка звучит как «испражняющийся дукатами», задний проход именуется золотым прииском, а туалет называется банком или складом золота. Дальше – больше, заняться большим бизнесом означает пойти в туалет, а туалетная бумага это ценная бумага или казначейский вексель. Подсознательные связи прослеживаются в английском жаргоне, где жадного человека называют «сжатой задницей», а восстановление платежеспособности ассоциировано с образованием ликвидности, т.е. «жидкости».  Да и кто из нас не слыхал произносимые в состоянии аффекта фразы: «деньги – это полное дерьмо», «лопнешь от жадности», «у него денег – как грязи». Подробно об этом можно прочитать в (3,5).
      Все это сколь занятно и смешно, столь же значимо и важно для лучшего понимания темы этой книги. Поскольку именно здесь мы можем приоткрыть краешек бессознательных пластов людской психологии, где кроются глубинные истоки встречающегося иррационального отношения к деньгам и богатству, повсеместное существующее табу на обсуждение личных финансовых вопросов, а так же аномальное поведение участников всевозможных финансовых пирамид. Ниже мы рассмотрим некоторые важные для нашей темы выводы из состоятельных психологических теорий, одна часть из которых отвечает на вопрос «почему мы ведем себя неправильно в финансовой сфере», а другая поможет сформулировать более практичные правила рационального поведения.
     Первым серьезным исследователем, установившим тесную связь между детской анальной эротикой и последующим взрослым отношениям к деньгам, был отец психоанализа – Зигмунд Фрейд. Занимаясь лечебной практикой с пациентами, он выделил часто встречающийся типаж с устойчивым сочетанием таких психологических черт, как аккуратность, бережливость и упорство. Фрейд обратил внимание на сходство биографических особенностей этого типажа в части проблем с  отправлением физиологических потребностей в детском возрасте. Оказалось, что эти пациенты (по рассказам их родителей, братьев и сестер) испытывали трудности с управлением своим желудочно-кишечным трактом, подолгу засиживались на горшке, в 3-4 года все еще пачкали постель. Подвергаясь нападкам родителей, они начинали понимать, что с ними что-то не так.
В соответствии с фрейдовской теорией психосексуального развития первые шесть лет жизни ребенок проходит оральную, анальную и генитальные стадии развития. Стадии получили свое название от отверстий, доставляющих ребенку наибольшее удовольствие на соответствующей фазе развития. Первое удовольствие ребенок получает от сосания материнской груди, а после года его ощущения начинают сосредотачиваться на экскреции. В нашей культуре уделяется особое внимание приучению ребенка к туалету. Фрейд предположил, что эта группа его пациентов со сходными чертами характера (так называемый анально-удерживающий тип), отличалась в детстве более высоким уровнем анального эротизма.
     Далее в соответствии с ключевыми положениями психоанализа у этих людей начиналось формирование компенсаторных психических реакций, призванных блокировать общественно-неприемлемое поведение. Это могли быть относительно безопасные фиксации на чистоплотности, и менее приемлемые невротические реакции типа запоров. Справедливость этой теории многократно была подтверждена многолетней психоаналитической практикой. Меняя отношения своих пациентов к деньгам, например, снижая страсть к накопительству или побуждая отдавать накопленные долги, врачи добивались значительных успехов в ликвидации многолетней застарелой невротической симптоматики. Например, прекращались навязчивые сновидения с анальной тематикой или прекращались проблемы с желудочно-кишечным трактом.
      Таким образом, мы можем констатировать, что в нашей человеческой природе есть глубинная психологическая связь между золотом, деньгами, с одной стороны, и дерьмом, экскрементами, с другой.  И, хотя конкретные механизмы установления этой связи до конца не выяснены, мы не можем с ней не считаться при формировании правил рационального финансового поведения.
     Эта единая роль -  универсального источника удовольствия, зафиксирована в  нашем бессознательном  для каловых масс в  период младенческой анальной эротики, и  эту же роль наше сознание приписывает деньгам. Именно эта связь обнаруживает себя в пословицах, поговорках или общеупотребительных метафорах в языковой культуре многих стран. По видимому, именно глубинный характер этой связи определяет мощь и значение денежных мотивов в человеческом поведении, периодически создавая индивидуальные и массовые психозы подчинения культу «золотого тельца».
     Часть западных культурологов убеждена, что сама возможность и темпы формирования капиталистических отношений тесно связаны с возможностью тиражирования анальных характеров, склонных беречь, запасать и накапливать. Некоторые авторы даже утверждают капитализм, как особый исторический путь народов западной Европы, связанный, среди прочего, с гигиеническими культурными традициями.  Однако, обсуждение этих вопросов выходит за рамки данной книги.
    
   
1.2     Ему покажешь медный грош… 
 
      На  описанной в предыдущем разделе, устойчивой, но иррациональной роли денег в нашем бессознательном ушлая часть человечества тысячи лет  генерирует мириады  «лохотронов», финансовых пирамид и  других манипулятивных приемов управления поведением сограждан, с единственной целью – выманить деньги. Сюда относятся многочисленные розыгрыши призов, лотереи, системы накопительных скидок, в общем, все из разряда «ему покажешь медный грош и делай с ним, что хошь». Больше всего меня изумила история о посетителях городского парка отдыха в одной из зарубежных стран, сдававших на выходе служителю парка пластиковые мешки с мусором и получавших в награду 10 центов. Судя по количеству пакетов, которые несли взрослые и их  дети,  они собирали не только свой мусор, но и весь, который нашли.  Кто в здравом уме будет за 10 центов копаться в чужом мусоре? И не рассказывайте мне про экологическую культуру и воспитание. Без 10 центов (это же смешная сумма!) система работать не будет.
    Справедливости ради, следует отметить, что ненависть или отвращение к деньгам также относятся к этому ряду иррациональных человеческих реакций. Навязчивый страх остаться без гроша ничем не лучше мотовства, расточительности или повторяющегося по жизни сюжета «зарабатывал, копил, но все прахом пошло».  Про одних мы говорим «к нему деньги липнут», а о других – «от денег бегает». 
    Однако, насколько хорошо, возможно, пользоваться рассматриваемой ассоциацией для манипулирования сознанием своих сограждан или   лечения ряда психопатологий конкретных пациентов, настолько бесплодно ее использование для формирования общих правил рационального поведения в сфере личных финансов. Думаю это не случайно, наша задача – правильно спланировать свою жизнь, в том числе и финансовом аспекте, и тут нет места мистике, фетишам и таинственному туману. Как справедливо отметил Э. Фромм: «Основной функцией психоанализа была функция «разоблачения», все исследования в области психоанализа были ориентированы на доказательство того, что ценные суждения и этические нормы являются рационализированными выражениями иррациональных (зачастую бессознательных) желаний и страхов, а потому они не могут претендовать на объективную правильность. Вне сомнений, это доказательство само по себе играло чрезвычайно важную роль, но поскольку это разоблачение не вышло за пределы простой критики, оно становилось бесполезным и бесплодным».
     На счет бесполезности, конечно, с Фроммом можно поспорить, поскольку лично у меня результаты психоаналитических исследований нашего отношения к деньгам вызвали и удивление, и интерес к этой теме.  По крайней мере, бесспорным является факт наличия серьезных причин для массовых заблуждений, иррациональных поступков и информационной закрытости в сфере личных финансов. Отсюда вытекает необходимость специальных мероприятий, подобных выпуску этой книги, снимающих мистический налет и позволяющих получить знания, основанные на здравом смысле, в части нашего отношения к деньгам.
      Кроме того, я должен сделать специальную оговорку, что бы у читателя не сложилось мнение о роли детской анальной эротики как основной причине нашего стремления накапливать, сберегать и упорно добиваться реализации собственных планов. Существует большое количество веских причин, в том числе социально-культурного характера, обусловивших массовое формирование «анальных» характеров до и после начала победного шествия капитализма. Чего стоит, например, современная мода на применение методов искусственного омоложения и продления периода полноценной жизни на основе недешевых  продуктов высоких технологий? Ясно, что воспользоваться этими технологиями возможно, только, зарезервировав необходимые суммы в бюджете своей жизни.
     Таким образом,  если деньги вызывают у вас священный трепет, то это не ко мне. Если священного трепета все больше, а реальных денег все меньше, или, если денег все больше, а радости все меньше, тогда на прием к психологу или на исповедь к батюшке. Правда, они верно объяснят давние источники ваших проблем, но вряд ли научат правильно распоряжаться деньгами, поскольку это другая профессия. Вам потребуется новая жизнь, что бы методом проб и ошибок попытаться нащупать правильную линию поведения в сфере личных финансов. Если вам повезет, то деньги у вас не закончатся прежде чем откроется последний пласт бессознательного, мешающий счастливой жизни.
     Ускорить этот процесс можно, если вооружиться терпением и здравомыслием, изучить ошибки и успехи других, познакомиться с современными взглядами на решение этих проблем. И главное, начать формировать новый положительный опыт, основанный на трезвом рациональном подходе к тому, как вы зарабатываете и тратите деньги, и вообще, насколько сознательно вы планируете собственную жизнь.

 1.3 ЖИВАЯ  И  МЕРТВАЯ  ВОДА.
     Безусловно, для объяснения сути любого сложного дела требуется знакомый образ, ассоциация, прочно укорененная в нашей памяти, а формула «деньги есть дерьмо» не очень продуктивна для нашей темы  - финансового планирования собственной жизни. Лично я при необходимости метафорического изображения персональных финансовых схем часто использую образы «живой» и «мертвой» воды из народных сказок. Помните, для оживления главного героя его собранные останки для сращивания сначала окропляли «мертвой» водой. Затем, что бы вдохнуть в тело жизнь, использовали воду «живую».   Заметим, что после этой водной процедуры герой вновь включался в борьбу и совершал свои главные подвиги, которые с первого раза не удались.
  Так и сегодня, основная цель жизни человека - полное раскрытие своего внутреннего потенциала в сопутствующих историко-культурных условиях. Это  определяет конкретные правила поведения и основные смысловые задачи в различных жизненных сферах. Сегодня для реализации любого проекта нужны люди и деньги, команда и инвестиции, человек-творец и капитал-рычаг. Каждый человек в продуктивном периоде жизни расходует свой внутренний потенциал, свою энергию, участвуя в производстве и обмене.  Получаемый результат – «живая» вода. То, что не потрачено на текущее потребление, может быть накоплено и сохранено – это «мертвая» вода.  «Мертвая» вода может быть приумножена под действием чьей-то «живой» или может быть расходована при дефиците текущей «живой». Материальный общественный прогресс ускоряется, если самые умелые и предприимчивые могут получить доступ к использованию на взаимовыгодных условиях «общих котлов» с «мертвой» водой.
      В этой модели важно понимание конечности того, что будет произведено конкретным человеком на определенном жизненном этапе и какая часть  будет потрачена на потребление, а какая - на накопление. Вопрос – сколько будет произведено - зависит от планирования самой жизни, финансовое планирование только обеспечивает процесс достижения главных жизненных целей.
   Из окружающей нас жизни, можно выбрать и описать типичные модели потребления-накопления, классифицировать их, например, по профессиональному признаку, выделяя или удачные, или монотонно-тяжелые или разрушительные. Вот, например, как описывал А.Шопенгауэр одну из ошибочных моделей поведения «талант есть капитал»: - «Люди, не имеющие сначала никакого состояния, но поставленные, наконец, в возможность много зарабатывать посредством своего таланта, какого бы рода он ни был, почти всегда воображают себе, что талант – их постоянный капитал, а заработок – проценты. Сообразно с этим, они не откладывают части заработка, чтобы образовать постоянный капитал, а расходуют в той же мере, как и зарабатывают. Но впоследствии они большей частью впадают в бедность, так как заработок прекращается или вследствие истощения самого таланта, недолговечного и скоро преходящего, каковы таланты почти во всех изящных искусствах, или же вследствие прекращения особых обстоятельств и совпадений, при которых только и мог талант иметь силу и значение».   

    Приведенные выше образы «труда и капитала» являются, на мой взгляд, достаточно наглядными для построения личного финансового плана. По крайней мере, они напрочь лишены ореола стыда, мистики и запретности. Деньги не являются главной жизненной целью, но их значение трудно переоценить. Современные гуманитарные императивы личностного роста, свободы и независимости невозможно себе представить без достижения финансовой стабильности. Если мы стремимся к полному раскрытию своего природного потенциала (подробнее об этом в следующих главах), то деньги выступают важнейшей обеспечивающей наше движение системой, которая:
- служит компасом для определения правильного пути, соответствующего доходным     (дефицитным) сферам общественных потребностей и наших личных способностей;
- позволяет финансировать за счет своих или заемных средств наши проекты, идеи, обучение и развитие;
- обеспечивает комфортное внутреннее состояние, ограждая от нежелательного общения и недружественного отношения;
- избавляет от монотонного, роботизированного труда по найму (поденщины), позволяя открыть свое дело после периода ученичества и получения практических навыков или найти более интересную, хотя и менее прибыльную работу.
     Таким образом, формирование навыков рационального отношения к деньгам является одной из главных составляющих искусства жизни. Причины иррационального отношения большинства людей вокруг вас деньгам и богатству надо знать, понимать его корни, но не стать его жертвой. Необходимо периодически контролировать разумом целесообразность тех или иных своих решений в финансовой сфере, избегая бездумного накопительства, риска оказаться «у разбитого корыта» или вечного участия в «крысиных гонках». Свои денежные проблемы необходимо обсуждать со специалистами, изучая различные мнения и формируя собственную позицию. Типичные проблемы на этом пути и варианты их правильного решения и составляют основное содержание последующих глав этой книги.