Жертва послушания и жертва чистая

Тина Гай 2
Чистота, чистый, чистая, чистое, чист - сотни раз употребляется  в Библии, как в прямом, так и в переносном смысле. Но чистота чистоте рознь.


Жертвоприношение Авеля и Каина было жертвой послушания, никак не ограниченное чистотой и закончившееся, как известно,  братоубийством. Жертва Ноя, в отличие от жертвы Авеля и Каина, была жертвой от чистых животных и жертвой чистой.


Жертва послушания и жертва чистая, на мой взгляд, две крайности, между которыми располагаются все смыслы чистого. Жертва послушания соотносится с ритуальной чистотой, не связанной с внутренним состоянием человека.


Она - знак готовности вступить в отношения с Богом, являясь своего рода пропуском в святую общину или для совершение ритуала.


Жертва чистая предполагает совсем иное. В этом случае человек совершает действия, направленные к внутреннему очищению, примиряющему его с Богом после искупления греха.


Эта жертва совершается не ради послушания, а ради внутреннего очищения. Она носит исповедальный характер, который исключается в первом случае.


Например, Исповеди при Крещеним не бывает, поскольку человек еще не принят в христианскую общину и не может участвовать в христианских Таинствах, к которым относится Исповедь.
 

Такую очистительную  жертву приносит Ной после Потопа. Потоп своими водами очистил человечество от допотопных грехов и Ной приносит благодарственную жертву от чистых животных в знак примирения с Богом.


Очистительная жертва подобна радуге, воссиявшей на небе после Потопа, являющейся знаком примирения Бога с человеком.


Этот же смысл несет в себе название крышки Ковчега Завета, где хранились скрижали с десятью заповедями. Крышка так и называется «Очистилище». С Нее Бог говорил с Моисеем и Она окроплялась жертвенной кровью раз в год, когда священник входил в Святая святых принося жертву за грехи народа своего.


Святость и чистота неотделимы друг от друга, чистота - условие святости, все святое и сакральное отделяется от профанного очищением. Прикосновение к святыне нечистыми руками карается Богом. Любой священный сосуд это не горшок для приготовления пищи и не чаша для пития.

 
Условием участия в священной общине является соблюдение внешних ритуальных действий, которые определяются каждой религией  по-своему.  Ветхий Завет перечисляет обязательные ритуалы, которые еврейский народ, как взятый в удел Бога, должен выполнять, чтобы иметь право называться святым, т.е. отделенным от окружающих его народов.


Так позднее христиане были взяты в удел Сыном Божиим и тоже стали народом избранным и царственным священством, но с другими правилами.


Ветхий Завет не объясняет, почему устанавливаются те или иные правила для отделения чистого от нечистого или почему любые действия, связанные с половыми отношениями, даже узаконенные и благословлённые Богом, требуют очищения. Эти правила просто устанавливаются и их следует строго выполнять, независимо от того, понимаешь их или нет.


Так ребенку вовсе не требуется понимание требований родителей, которые учат соблюдению определенных правил поведения в социуме. Так послушник, войдя в монастырь, не должен задавать вопросов духовнику, почему  капустную рассаду надо сажать корнем вверх и затаскивать верблюда на стену. Он просто следует требованиям своего Учителя.

 
Ветхий Завет – только детоводитель, который является необходимым условием достижения истинной святости, наступающей после длительного внутреннего очищения сердца, но не на пути соблюдения обрядов.


Новый Завет идет дальше Ветхого, предполагая человека зрелого, взрослого, который может отвечать за свои поступки, а не просто следовать внешним ритуалам. Он должен отвечать за понимание того, что делает, потому что  несет ответственность за свое внутреннее состояние.


Отсюда накал борьбы, которую ведут фарисеи против Иисуса, выступающего за осмысленность, ответственность и свободу человека. Иисус Христос постоянно вступает в спор с фарисеями по поводу их приверженности внешним обрядам, называя их гробами повапленными, внутри полных нечистоты.


Он с иронией говорит, что законники готовы отправить Сына Божия на смерть при этом строго соблюдают ритуал умовения рук, готовы оставить человека в болезни, потому что в день субботний запрещено исцеление и любой труд,  готовы убить женщину, пойманную в прелюбодеянии, просто потому что так положено по Закону.

 
Новый Завет подчеркивает, что ритуальная чистота вовсе не гарантирует чистоту внутреннюю, что является конечной целью любой духовной практики. Омовение рук и формальное соблюдение ритуалов не делает фарисеев и христиан чистыми сердцем.


О чистом сердце надо молиться: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», как молился Давид после прелюбодеяния с Вирсавией. Внешними ритуалами здесь не обойдешься.


Но это уже следующая ступенька очищения. Послушание не гарантирует чистоты, но  чистота гарантирует послушание. Новый Завет рассказывает, как непросто было иудеям, принявшим христианство, признать, что теперь вся фарисейская традиция с ее ритуалами и правилами перестает иметь силу.


По большому счету для них это стало духовной трагедией, и борьба продолжалась не одно десятилетие и после принятия христианства.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/chistota/