Запис. современ. 79 Начну на флейте стихи печальны

Галина Ларская
Записки современника 79 "Начну на флейте стихи печальны" - поэт Тредьяковский

21 июня 2014 г. Играла с радостью сегодня только Бетховена 7 и 8 сонаты, Моцарта и Гайдна, на другие пьесы времени не хватило.

Метро наше сегодня было на весь день закрыто. Я долго шла до автобуса бесплатного номер М, он довёз меня до метро Октябрьское поле. Сосед мой слева показался мне грузином, и я принялась рассказывать ему о Белле Ахмадулиной, о грузинских поэтах, переведённых ею и прочее, но выяснилось, что он армянин. Тогда я назвала имена армянских поэтов и певиц.

"Вы верите в Бога?", - спросил меня попутчик. Я сказала: "Я знаю, что Он есть". "Как Вы Его себе представляете?", - последовал следующий вопрос. Я ответила: "Совершенная красота, абсолютная Любовь, Разум, Гармония". Он рассказал мне свои представления о Творце.

Он говорил мне, что когда общаешься с человеком и отношения не ладятся, надо найти в человеке хорошие качества и на этой основе строить добрые отношения. Я заметила. что есть люди, от которых идёт гибель, они не адекватны, от них надо бежать. Привела пример о своей знакомой.

Он показал мне свою молодую фотографию. Красивое удлинённое лицо с опущенными глазами. Он сказал, поговорив со мной, что я разносторонне развитый человек. Это не так.

Написала сегодня стихи:

Столь сумрачен и столь печален
Мой опыт... Что ж, спешите мимо,
Идите, нас не замечая,
Игривые, шальные мимы,

Прельщающие. Всё на ветер
Давно бросается в слепом беспутстве.
Стихи слагаем мы, но не в ответе
За приручённых. Славное искусство.

Стихи с горькой иронией.

22 июня. Мне снились сны о тройной прибыли, передо мной не молодая женщина, она моё протеже, я её кому-то рекомендую.

Пальба продолжается несмотря на перемирие. Стёкла выбиты в храме Славянска, повреждён алтарь и разбиты иконы.

Печаль меня не отпускает. Как можно жить без печали, когда гибнут люди???

Я предложила свою помощь подруге и её слепому мужу, подруга отказалась, хотя еле говорит от слабости.

23 июня. Всю ночь я не спала. Это всегда ужасно на меня действует потом, я не человек, я ничего не могу делать. Провела бесплодный мучительный день.

Подруга прочла мне по телефону стихи Тютчева "Всё отнял у меня казнящий Бог", сказала, что это Шекспир. Я не стала с ней спорить. Сказала, что стихи Тютчев посвятил своей второй жене Эрнестине. Вот они, эти стихи:

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему ещё молиться мог.

Нашла случайно статью о графомании.

"Графомания — это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму. Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному".

Слушала радио о событиях на Украине. Там действует много банд, мародёров, преступников - кроме главных враждующих сил.

24 июня. Сегодня мне в интернете было неинтересно.

Я, чтобы отремонтировать себя, пригласила массажистку к себе. У неё сильные руки. Было больно. Но она помогла мне.

25 июня. День памяти моего друга художника Бориса Талесника.

Долго говорили с Наташей Р. Как живо движется она  к духовной жизни. Я радуюсь за неё. Я жалею её, она жертвует собой ради больного мужа. Какой тяжёлый крест несёт она. Но она была счастлива с ним 20 лет.

По радио была передача о поэте Тредьяковском, мученике при царствовании "кровавой" Анны Иоанновны, плохо обращался с поэтом Артемий Волынский, избил его при всех, повредил глаз, бил по щекам, отдал в караул, снял шпагу, велел бить по голой спине, дали поэту 70 ударов. Его могли и убить. Заставляли писать дурацкие стихи.

Добивали поэта Сумароков, Ломоносов, он написал басню на поэта.

Стихи до Тредьяковского писались на старославянском языке, он первый из поэтов, начавший писать стихи на русском языке. Ямб и хорей ввёл Тредьяковский в Поэзию.

Стихи Василия Кирилловича Тредьяковского о России:

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.

Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!

Красят иных всех златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.

О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.

В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.

Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.

Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.

Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.

Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить всё то, что в тебе мило!

1728

Автор передачи Виктор Двоев. Поэт первым написал роман на русском языке. Пушкин моложе Тредьяковского почти на сто лет. Пушкин реабелитировал Тредьяковского, написал о нём интересную статью, хвалит поэму  Тредьяковского "Телемахида".

Это время Ломоносова, шута Балакирева (родовитый князь Голицын).

Родился Тредьяковский в Астрахани. Навестил город Пётр Первый, назвал мальчика метко, как будто пророчески. (не успела записать, как именно...)

Безродный юноша попал за границу, в России его объявили беглым. Василий сбегает из Гааги, идёт пешком в Париж. В 1730 году он возвращается в Россию. Он пришёлся не ко двору. Он голодал, родные его умерли. Сенат не помог ему. Один человек приютил поэта, дал кров и еду, поэт учил его французскому языку.

Поэт делается переводчиком в Академии, переводит поэтику Буало и многое другое, пишет трактат о русской поэзии, изобретает новые формы стихотворчества.

Жил он в страдании постоянном. Он должен был на коленях ползти к императрице с одами, ей посвящёнными.