О духовной цензуре

Протоиерей Константин Борщ
Протоиерей Константин Борщ. Имяславие.Том 1. О духовной цензуре.

Изданию духовной литературы как правило, предшествует проверка подготовленного материала Духовной Цензурой. При отсутствии духовной цензуры автор на своё издание должен получить благословение святейшего патриарха, или архиерея правящего той епархией, к которой он относится.
В период горячих богословских споров были две полемизирующие стороны: Имяславцы ревностные защитники славы и Божества Имени Божия, и Имяборцы  отвергающие Божество, Божественную природу и реальное бытие Имени Божия.
Имяславцы гонимая пострадавшая и страдающая сторона. Это, в большинстве своём монахи изгнанные синодалами со св. горы Афон за Имя Господне. Имяборцы это афонские монахи ересиархи: Хрисанф, Денасий, Алексей Киреевский и другие начальствующие русских монастырей; а в России, в большинстве своём, имущие власть церковную: несколько заражённых рационализмом архиереев членов Святейшего Синода, значительная часть российских индифферентных (тепло-хладных) архиереев и представителей низшего духовенства и мирян.  Отношение имяборцев к имяславцам тендециозно, ничем не оправдано и не обосновано. Имяборцы власть имущие самолично не ознакомились и тщательно не исследовали спорного вопроса по существу, внимательно не изучили позицию своих оппонентов.
Св. Синод, а вернее, три его могучих члена весьма влиятельные, особенно архиепископы: Никон (Рождественский), и Антоний Волынский (Храповицкий), подспудно Сергий (Страгородский), стяжавшие в Синоде неограниченную для себя власть, в начале XX-го века взволновали всю Православную Церковь, всколыхнули Вселенную тем, что от имени Ангела Российской Церкви (Св. Синода) объявили на весь мир новое, антиправославное  учение, отвергающее Божество Имени Божия и Имени  Господа нашего Иисуса Христа. Выработанное ими имяборческое учение они назвали “верой Православной, верой Апостольской верой отеческой, голосом Матери Церкви”. Таким образом, с высоты Престола Российской Церкви, от ея имени были  провозглашены три  новых лжедогмата. Из России на Старый Афон был командирован архиеп. Никон для проповеди имяборческого учения, для покорения «упорства имяславцев» которые не приняли учение афонских ересиархов и не дали выдать ложь за истину. Монахи исповедники отвергли новые три лжедогмата Синода и отказались подписать его еретическое Послание привезённое на Афон архиеп. Никоном для подписки всеми насельниками Горы Афонской. (Это Послание помещёно в “Церковных Ведомостях” № 20 от 18 мая 1913 года на сс. 277 – 286). Исповедников, названных имяславцами, за их за непринятие имяборческого учения члены Св. Синода, архиереи Никон и Антоний, и по их протекции, С. Троицкий облили грязью страшной клеветы и открыли на них духовное и физическое гонение, приписали им исповедание какой-то 4-й ипостаси Божества в Имени Божием; пытались приписать им варлаамизм, «пантеизм», магизм, иудаизм и прочие глупые нелепости вплоть до хлыстовства, свальный грех, магометанство; а перед Государём Николаем II-м оболгали их как непокорных  Ему бунтарей, революционеров. И от имени Царя расправились с ними коварно и подло с применением военной силы и  боевого оружия, с заливанием их, молящихся, в упор ледяной водой из пожарных шлангов. После драконовских экзекуций, избитых и израненных исповедников как скот загоняли на пароход и вывозили в Россию. Добились осуждения как тяжких государственных преступников революционеров главарей к смертной казни а остальных на пожизненную ссылку на о. Сахалин. И только лишь по чистой случайности (не без промысла Божия) приговор не был приведён в исполнение.
Духовная Цензура находилась под властью Синода, который страхом и угрозами смыкал уста и связывал руки тех кто мог бы писать и говорить в защиту Имени Божия. Царила атмосфера полной духовной несвободы и придавленности…
Синодальная сторона большими тиражами издавала имяборческую литературу без всякой духовной цензуры, по пословице: “своя рука владыка”. Что хотела, то и писала. Сама измышляла разные лжеучения и приписывала их имяславцам, для большей компрометации последних.
Если же защитники православного почитания Имени Божия сторонники имяславия издавали духовную литературу без духовной цензуры, то на это были уважительные причины. Например:
1.         Духовная цензура находилась под властью и влиянием заражённых имяборчеством Синодалов.
2.         Издатели Православной имяславческой литературы ничего самоизмышлённого не печатали, издавали в основном выдержки и тексты, извлечённые из православных церковных книг, проверенных и одобренных духовной цензурой.
3.         Разве могла высшая Церковная власть дозволить духовной цензуре пропустить в издание пусть даже в православном духе книги, но которые идут в разрез с имяборческим учением официальной стороны, ставшей в оппозицию православному учению об имени Божием?
4.         Исповедники писали не в похуление, а в защиту и прославление Имени Божия. Синодальная же (официальная) сторона православное учение об Имени Божием святых Отцов Церкви, в том числе св. Иоанна Кронштадтского отвергла и приняла учение архиепископов Никона и Антония, основанное на учении  немецкого учёного Макса Мюллера, и на собственном рационалистическом мудровании.
        Издаваемую огромными тиражами, без духовной цензуры имяборческую литературу синодалы распространяли по всем приходам и монастырям матушки России и за её пределами. Православные читатели отравленные ядом клеветы и не знавшие сути Афонского догматического спора, но обманувшиеся на высоком авторитете Святейшего Синода, естественно оказывались на имяборческой стороне.
А те кто несмотря на запреты и угрозы синодалов, дерзали печатным словом защитить от похуления имяборцами Имя Божие и отстоять святоотеческое учение, подпадали в немилость от Св. Синода. Кто был не согласен с еретическим имяборческим учением об Имени Господнем, тех Св. Синод заочно лишал сана священства, монашества, и даже отлучал от церкви...
Основываясь на действиях св. Апостолов (Деян 4, 19-20) имяславцы говорили: “Судите сами кого нам должно больше слушать: Бога, или людей?”- и продолжали ревностно отстаивать славу Имени Иисусова, не боясь угроз и прещений  полуобезверившихся архиереев. Синодальная иерархия строго запрещала проповедовать Божественную силу, честь и славу Имени Господа нашего Иисуса Христа. Это означает, что Ангелом (Синодом) Росийской Церкви было наложено вето на проповедь Св. Евангелия, ибо без Имени Иисусова, (с момента официального отвержения в нём  Божества и  Божественной силы), для имяборческой отступнической иерархии Евангелие перестаёт быть Христовым Евангелием. Это вето - синодальное послание от 18 мая 1913 года, напечатанное и опубликованное  в № 20 “Церковных Ведомостей”. Это и есть предсказанное  преп. Серафимом Саровским, уклонение в заблуждение и в отступление большего числа “архиереев земли Русской”, предсказанное также и св. апостолом Павлом (2 Фес 2,3). Отсюда, от похуления Имени Иисусова, начинают исполняться пророчества свв. Отцов1 о предначатии антихристова пришествия.
Запрещение Синода соответствует запрещению жидовского кагала: “Не прещением ли запретихом вам глаголати о Имени сем?”(ср. Деян 5, 28).”Уже бо бяху сложилися жидове, (т.е. сговорились,- авт.), да аще кто Его (Иисуса, - авт.) исповесть Христа, отлучен от сонмища да будет” (Ин. 9, 22).
Если нынешняя церковная власть РПЦ в вопросе о почитании Имени Божия не желает следовать отступнической тенденции Святейшего Синода,  а вернее двух-трёх его членов и не желает уподобиться древним жидам, запрещавшим учить народ вере во Имя Иисусово, то должна поощрять ревность имяславцев по восстановлению исконно-православного почитания Имени Господня. Должна благословлять, а не запрещать книжные издания имяславцев направленные к прославлению Имени Божия, около века тому назад похуленному Синодом. Должна поощрять издание материалов к выяснению спора об этом великом и важном вопросе, который, по замечанию заслуженного ординарного профессора М.Д. Муретова, “Превосходит отдельные силы и требует коллективного разума”2.“Вопрос об Имени Божием, говорит талантливый высоко-духовный писатель - философ В. Эрн, имеет величайшее значение в судьбе Церкви Христовой, он затрагивает даже самого малейшего члена её”.
Каждому члену церкви может быть задан вопрос: “А как вы считаете: вопрос об Имени Божием уже закрыт? Или, ещё открыт?..”
Профессора в своё время оповещали, что вопрос об имени Божием разрешить и сформулировать догматически может только собор епископов. А выяснить, хотя отчасти,  сущность этого вопроса по святоотеческим творениям можно только коллегиально, т.е. общими силами: богословами и подвижниками, т.к. этот вопрос превышает единоличные силы.
По словам Афонского исповедника схим. Георгия (Макаровского, 1880-1964), “перед имяславцами стоял вопрос: если официальная большая сторона РПЦ содержала еретическое имяборческое учение, то что делать им меньшей стороне сохранившей православие в чистоте: сидеть молча сложа руки и слушать как имяборцы хулят Имя Божие?  Эфиоп говорит: “Замолчи! нет пользы от твоей защиты, одни скорби...” Но Христос сказал: “Аще сии умолкнут, камни возопиют”. Не тем ли паче ныне, хотя бы никто и не слушал, надо исповедовать истину самому себе?”
“Послание Синода, - по словам проф. М. Д. Муретова, имеет значение всеобщее и относится ко всем членам Православной Церкви”3.Поэтому, никто из членов её не должен и не имеет морального права уклоняться от него, быть равнодушным, отговариваться своею неграмотностью. Для разрешения этого вопроса нужна не так грамотность как глубокая сердечная вера в Господа. И в то же время по словам В. Эрна, “Этот вопрос вселенской значимости”4. Все великие Святые защиту Православия и заботу о чистоте его исповедания  считали первостепенной обязанностью в своей  жизни. 
Св. Василий Великий “занимался изучением Священного Писания, сличал его переводы. Когда грозила опасность вере оставлял пустыню и являлся самым ревностным поборником православия... Ревность его не знала усталости... Смиренный и кроткий, снисходительный и милосердный к согрешающим по немощи, но непоколебимый в вере и готовый всё претерпеть за истину Христову святой Василий был строгим карателем злочестивых противников веры, и более всего заботился о чистоте православия не только Кессарийской но и всей Восточной Церкви. “Он,  по словам Св. Григория Богослова,  не давал ни сна очам, ни дремания веждам, и заботами изнурял остаток плоти дотоле, пока не нашёл уврачевания злу. И только благодаря его заботам Церковь Кессарийская спасена была от арианства”5.
Св. Иоанн Кронштадтский учит: “Не нужно ни у кого спрашивать: нужно ли распространять Славу Божию, пишущею ли то рукою, или устно... Диавол, пожалуй, будет внушать, что надо заниматься одним только умным деланием. Нет, Славу Божию надо распространять всеми зависящими от нас средствами. Таланты надо употреблять в дело”.
Поэтому, талантливые духовные писатели нашей России, издавали литературу, большей частью, на правах рукописи, в защиту православного почитания Имени Божия.
Защита, исповедание и прославление Имени Иисус Христова совершаются Святым Духом (1 Кор 12,3).
_____________________________

1 Св Васил. Вел. Т.1. с. 491. С-Пб. Сойкина. 1911; Т. 7. с. 85. изд. 1892; Св. Ефрем Сир.:Книга об Ант-те. Изд. 2. М. 1895. с. 66;  Творения: т. 7.с. 379. сл. 29; Св. Ипполит Римск. Творен.. Вып. 2. изд. Казанск. Дух. Акад. изд. 7. 1899; Св. Димитр. Рост.: «Розыск» Изд. Киево-Печ. Лавры 1866, л. 138 обор. - 139; Св .Григор. Нисск.: Творен. Ч. 6. Мск. 1864, С. 232 - 235; Ч. 5. с. 488. М. 1863; Баж. Феофилакт Болгарск. На Деян. Св апост. 2, 32. изд. Сойкина. Спб. 1911. с. 355; Преп. Сераф. Сар. «Душеполезн. Чтен. 1912, с. 232-234
2 «В поисках правды», с. 30-31, изд. «Колокол».  Спб. 1916 г.
3 Там-же, с. 30-31.
4 «Разбор послания Св. Синода об Имени Божием», изд. РФБ.  В. Эрн. с. 7, 1917 г.
      5 1 Января. Настольн. кн. Свящ. С.В. Булгакова. с. 5. 1913-1914 г.




Ваше Святейшество, Святейший Отче Алексие,
Благословите!

 Настоящим прошу прощения у Вашего Святейшества за издание этого сборника без Вашего благословения. Запрос благословения был бы связан с промедлением  в связи с проверкой данного материала, а тема – не терпит задержки - опасно медлить с разрешением вопроса об Имени Божием, который является ключевым для Православия. Нам представляется, что для спасения нашего Отечества и привлечения милости и благодати Божией на многострадальную Родину нашу, для реального духовного ея возрождения, необходимо скорейшим образом рассмотреть,  догматически утвердить и обнародовать православное почитание Святейшего Имени Божия и Сладчайшего Имени Господа нашего Иисуса Христа, вопреки разным тенденциозным толкам. «Да будет Имя Господне воистину благословенно от ныне и до века! Ещё раз, с земным поклоном прошу, простите.
                Недостойнейший протоиерей Константин Борщ