Человек

Иннокентий Тарханкутов
Сегодня был третий день января. Земля покрылась  слоем ледяного пуха. Зима   сковала быстрые реки. Так было в год перед началом войны. Затянувшееся осеннее  тепло сменила зима.

Старик  взял ружье и лыжи и отправился  через реку на дальние острова. Ему не терпелось поохотиться на разжиревшую дичь. К обеду старик  перебрался на остров. Решив немного передохнуть, он присел на поваленное дерево. Вдруг, из глубины леса,послышался звук.  Старик медленно поднялся, стараясь как можно тише снять с предохранителя  ружье. Поговаривали, в этих местах водились волки. Приглядевшись, дед увидел лежащего под ельником  человека.
  - Вот, ешкин кот, и как   тебя занесло сюда? Старик осмотрел человека. Это  был мужчина с густой бородой, одетый в рваные  штаны. Верхняя часть его тела была укутана в волчью шкуру. Человек бы обессилен и не мог самостоятельно идти.
-Негоже человека,  зверям на корм оставлять.
Немного поворчав, дед вздохнул, уложил  человека на лыжи и потащил домой.


 К вечеру дед подошел к затерявшейся в лесу хате. Из трубы валил дым, а в окне маячил огонёк  лучины.
  - Бабка! - Зайдя в хату, дед положил человека на лавку, а сам стал стягивать валенки. - А ну, ползи  сюда! Я тебе тут постояльца приволок. Лицо у него не шибко симпатично, зверье видно объело, да нога вроде сломана. Надо бы поглядеть, вдруг можно выходить. Из дальней комнаты  вышла старуха. Огонёк лучины играл в ее больших и все еще красивых  глазах.


 На четвертые сутки человек пришел в себя, и самостоятельно смог сесть на постель. При дневном свете стало возможным разглядеть его израненное лицо. На вид он был совсем ещё не старый – лет сорока. Тяжело дыша грудью, человек произнес.
- Мне надо срочно попасть в штаб к нашим. Есть достоверная информация, что на верху есть предатель. Наш вертолет сбили с ПЗРК, но я дотянул до леса. Весь экипаж погиб, в живых остался только я. Ногу при падении сломал и самостоятельно идти не мог.Нужно срочно отнести документы.
-А как же ты сам выжил то в лесу? Спросил удивленно дед.
Человек откинулся спиной к стене, ему было тяжело сидеть. Боль в израненном теле воскрешала воспоминания. Он словно думая вслух, совершенно  забыв  о собеседнике, начал свой рассказ.


"Гнетущая мысль о близости смерти  шевельнулась в его мозгу. Но тотчас же этот неопределенный страх превратился в мучительное осознание. Речь шла не о том,выживет он или нет,- надежды на спасение почти не было, но он не имел права умирать, в сумке находились секретные документы, которые обязательно нужно было передать.Когда от тебя зависят тысячи жизней, о своей личной смерти тыне имеешь права думать.
- Ничего, ничего, все будет хорошо, - думал он, обращаясь к самому себе, и задумчиво повторил: - Передать документы...
Сняв с  ноги ботинок,он внимательно осмотрел ногу. Ступня сильно опухла,точно была  резиновая. Страх придал ему силы. Забыв об  усталости,  о  боли  в  ноге он двигался опираясь одной рукой на палку.По началу, пока патроны были,было не трудно добывать пищу, смущало другое- вот уже пять лет как он бросил курить, и не носил с собой спичек.Первым пристрелил зайца. Неумело  содрал    шкурку, разрезал на части  принялся откусывать зубами еще теплое мясо. Ощутив во рту противный запах сырости он чуть не вырвал. Но пересилил себя. Что значит  запах по сравнению с сытостью организм, теплотой и надеждой на завтрашний день.,  он  снова
пополз вперед, в глубь леса. Через несколько дней патроны закончились, остался лишь  штык нож"...
-И на кого же ты с поломанной ногой охотится то мог? Спросил,перебив воспоминания  старик. 
- На живца ловил. А точнее на себя. Я вот со штык ножом… вот так одежду и еду себе добывал.Не имел я права умирать... дед мне  бы побыстрее к нашим добраться.
 -Куда ты сам - то пойдешь? Давай я снесу документ.  Произнес дед, отвернувшись, чтобы невидно было его  лица.
 - Как там наши?- Закончили наступление?
- Да, сынок… тихо выдавил из себя старик, молча глотая горькие слезы.
 -Спасли людей? - Шептал человек пересохшими губами. Говорить у  него  уже не было сил.
- Да, сынок. - Сказал он совсем тихо. И лишь дрожь пробивающая тело выдала его  ложь.
- Хорошо, - простонал человек, закрывая усталые глаза.



Выйдя из хаты, дед вытер ладонью лицо и глубоко втянул в себя морозный воздух.
- Ты сказал ему, что страны больше нет? Спросила бабка, уткнувшись лицом в грудь старика.
-  Не позаботилась она о нем, не берегла, а он сердешный ей только и живет...не смог я ему правду сказать, не смог!


"Скоро годовщина. -Подумал дед, - Нужно сходить на кладбище. Сашке принести варенье, а Витьке  я сигарет припас, курить он так и не успел  бросить шельмец. А еще  снег нужно отмести всем нашим»...