Пастернак, Переделкино

Заболоцкая Мария
Меня поразила природа этих мест – именно так я и представляла их по стихам Пастернака. Места красивейшие! Ровные высокие сосенки и березки, очень чистый воздух. Вообще, надо сказать, что всякий раз, когда приезжаешь из Москвы в Кемерово, первое, что замечаешь – отвратительный воздух по сравнению даже с Москвой, хотя считается, что воздух Москвы грязный. А в Переделкино воздух настолько чистый и вкусный, что забываешь про всё. Он очень чистый уже по сравнению с самой Москвой.

Мы долго шли сначала до железнодорожной платформы, а потом от нее. Когда спрашивали у людей, как пройти, нам советовали проехать, говорили, далеко идти. Это им далеко, а когда всё так интересно, то не замечаешь расстояний. Прошли по мостику мимо речушки, по которой  плавали селезни.

Перед тем, как идти в дом Пастернака, мы зашли на старое сельское кладбище, где он похоронен. По сравнению с мемориальными кладбищами Москвы – Новодевичьим и Ваганьковским – это кладбище очень тихое.

Когда мы начали искать могилу поэта, нам навстречу шли несколько человек. Я спросила у мужчины, шедшего первым: «Как пройти на могилу Пастернака?». Мужчина в ответ по-английски: «Я не понимаю по-русски», но потом, поняв одно лишь слово «Пастернак», радостно закивал головой и стал его повторять на свой манер с ударением на первый слог: «ПАстернак?». Это были несколько иностранцев. За мужчиной шла девушка-переводчица, она объяснила, как искать. Но мы все равно час проплутали: свернули с главной дороги раньше, а надо было дойти до конца вдоль забора. Потом смотритель кладбища нам объяснил, мы нашли.

Час сидели на лавочке, я читала на память стихи Пастернака. Катюша, моя родственница, с которой мы вместе гуляли по Москве, с удовольствием слушала и просила еще. Пили чай из термоса с пирогом.

Когда мы возвращались назад, нам навстречу шли двое – мужчина и девушка. Я стала объяснять девушке, как искать могилу поэта, а мужчина-иностранец улыбнулся и сказал «Спасибо» с акцентом. А мне было так приятно, что нашего русского поэта Пастернака идут навестить на кладбище иностранцы, и идут постоянно! За тот час, который мы провели на этом кладбище, нам встретились сразу 2 делегации! Одна из этих экскурсий – которую мы встретили сначала – побывала и в доме поэта (нам рассказала экскурсовод, когда мы отправились туда)

В доме Пастернака всё с одной стороны просто, с другой стороны со вкусом. Обстановка настолько совпала с моим представлением о том, как он жил, что я была удивлена. Я по стихам уже знала его так хорошо! Точно так же по стихам Леонида Петровича Дербенева - я знаю его очень хорошо, и вот второй такой большой и знакомый поэт – Пастернак.

Дом у него двухэтажный, комнаты просторные. Он очень любил простор, стихи у него такие же просторные, воздушные, сколько простора и воздуха было вокруг него в Переделкино и в его доме. Про этот дом он писал отцу:

"Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности… Такие, течением какой-нибудь реки растянутые по всему горизонту отлогости с садами и деревянными домами с мезонинами..., замеченные на закате, в путешествии, откуда-нибудь из окна вагона, заставляли надолго высовываться до пояса, заглядываясь назад на это, овеянное какой-то неземной и завидной прелестью поселение. И вдруг жизнь так повернулась, что на ее склоне я сам погрузился в тот, виденный из большой дали мягкий, многоговорящий колорит".

Я этот колорит впервые увидела из окна поезда – когда подъезжаешь к Москве, видишь подмосковные дачи... Когда мы вошли в дом, нас встречал кот, сидящий посреди гостиной. Огромный такой котяра, любитель свободы. В пастернаковский дом животные всегда приходили сами и оставались в нем жить – и при его жизни, и сейчас. Кот встретил нас и ушел гулять среди сосен во дворе.

Мы пошли осматривать дом. Поднялись на второй этаж и надолго задержались в большом светлом кабинете поэта – в нем минимум вещей, Пастернак любил минимализм в обстановке, потому что, когда писал свои стихи, вышагивал по кабинету. Я первым делом потрогала его стол – с таким же трепетом я трогала стол Леонида Петровича Дербенева в его квартире. У меня такое уважение к столам поэтов, они видели процесс рождения стихов.

В одной из комнат стоял рояль. Мало кто знает, что Пастернак был отличным пианистом, и жена его прекрасно играла на рояле. Отец Пастернака хотел видеть своего сына пианистом или художником, а сын стал поэтом.

Обойдя дом, мы спустились в небольшую комнату, где поэт умер. На кровати всегда лежат свежие цветы, на стене – его посмертная маска. Когда-то, спустя некоторое время после похорон поэта, под лавочкой на кладбище  родственники Пастернака нашли прослушивающее устройство, потому что поэт на закате своей жизни впал в опалу из-за «Доктора Живаго» и нобелевской премии, которую он получил – первым из советских граждан. Нервотрепка укоротила его годы лет на 10, как сказали врачи (по рассказам экскурсовода). Даже на похоронах поэта был засланный казачок, который, как ни уворачивался, все-таки попал в фотокадр, так и остался на снимке - скрывающий свое лицо рукой.

Мы с экскурсоводом по очереди цитировали стихи Пастернака, она после подошла ко мне и спросила: «А вы кто? Откуда так хорошо знаете стихи?» Я ответила: «Я певица, пишу сама и очень люблю хорошие стихи, поэтому знаю Пастернака, даже пою на его стихи». Экскурсовод обрадовалась и стала приглашать меня участвовать в концертах памяти поэта. Я объяснила, что пока нахожусь не в Москве и не смогу по первому зову откликаться, но что с радостью приму участие когда-нибудь в таком концерте. И оставила свои координаты.
 
Когда мы уходили, пастернаковский кот снова появился, чтобы нас проводить. Он разлегся, я стала его гладить, через 5 минут ему это надоело, и он слегка укусил меня за палец. Как будто специально – так, не сильно, в воспитательных целях.


песни – здесь http://www.realmusic.ru/sibstars/