Ваганьковское

Заболоцкая Мария
На Ваганьковском по две розы положила на могилы Влада Листьева и Владимира Высоцкого – они рядом около входа. Потом пошла на могилу к Есенину и положила две розы ему. Включила в телефоне потихоньку песню на стихи Есенина в своём исполнении. Как только она доиграла, к Есенину подошли следующие посетители и начали фотографироваться с памятником на кладбище. Что-то мне не по себе от таких смелых фото делается... А вот фото с Есениным с Тверского бульвара у меня есть. Я пошла дальше.

Потом легко нашла батюшку Валентина Амфитеатрова. Вся его могила завалена цветами, люди идут, несут цветы. При мне пришли один за другим человек десять. Мы все, не сговариваясь, по очереди дали друг другу постоять около могилы батюшки по несколько минуток. Передо мной была молодая девушка – она плакала. С бедой идут к батюшке, если плачут около него.

Батюшка Валентин Амфитеатров - известный московский священник, проповедник, духовник, с 1892 года — настоятель кремлёвского Архангельского собора. В Москве среди православных почитается как чудотворец. В советское время его могила пострадала от репрессий: видя, что к ней идут паломники, власть сравняла её с землей, и на этом месте сделала братские могилы. Но люди помнили, где находилась могила батюшки, и продолжали идти к этому месту, складывая цветы на одну из братских могил. Уже в наше время там, на этом месте, поставлен крест, который сейчас и завален цветами. Сделана небольшая могилка батюшки – приблизительно на том месте, где он был захоронен и куда люди несли цветы даже в советское время.

Цветов у меня уже не осталось, я ходила без них. Обошла могилы Мироновых – Андрея и его матери Марии Владимировны (мы с ней тёзки по имени и отчеству), Игоря Талькова, Марины Левтовой, Вицина, да всех не упомнишь!

Около одной из могил ко мне подошла женщина и попросила помочь ей найти могилу Михаила Танича – мол, блуждает уже давно и не может найти, а где-то рядом. Я провела ее буквально несколько метров – и мой взгляд упал на могилу Танича. «Так вот же он», - говорю. И сама удивилась – человек не мог найти, а я ее в полминуты вывела, хотя сама не знала точно. Экстрасенсорные способности… Потом я зашла в храм на кладбище, заказала панихиду и поехала в дом-музей Есенина.

У Есенина была экскурсия. Детям – студентам художественного училища – рассказывали о Есенине, но меня поразило, что у многих были при этом пустые глаза. Для них это была простая экскурсия для галочки. Они не понимают ни Есенина, ни зачем пришли. Посидели, послушали обязательную программу – и след их простыл. Я попросила разрешения походить посмотреть. Женщины в музее удивились: не были на экскурсии, говорят? Я ответила: так я ж не эти дети, которых сюда из-под палки привели, я сама пришла, мне интересно все оглядеть внимательно.

Рассматривала почерк Есенина, его фото. Женщины, работницы музея, заинтересовались. Одна из женщин искренне спросила: «Ну вот скажите, что вас из провинции в Москву всех тянет, как будто тут медом намазано?». Я ответила, что тянет не всех, большинство в провинции Москву ругают, а приезжают сюда оттуда лучшие. Хотя, конечно, у кого-то может быть другой взгляд, но я сужу по тем примерам, которые я знаю лично. Среди моих знакомых уехали множество.

Я подарила музею песню на стихи Есенина в своем исполнении – ту самую, которую написал московский композитор Александр Стругов и попросил меня спеть. Они потом некоторое время высылали мне приглашения для участия в их программах.


песни – здесь http://www.realmusic.ru/sibstars/