Где путь к будущему и есть ли оно вообще?

Жарасбек Коргамбаев
Где путь к будущему и есть ли вообще оно?

Очевидно, это вопрос далеко не праздный, тем более в условиях не осмысленности прошлого, из которого мы вышли. В истории сначало совершаются переходы из настоящего к будущему, а затем размышляют, сравнивая настоящее с прошлым. Этот переход предполагает разрушение наличной реальности, в которой в результате люди оказываются в неопределенном состоянии, оказавшись между прошлым и будущим. И поскольку прошлое и будущее в этот момент истории сосуществуют в настоящем, то этого неопределенного состояния и называют хаосом именно из-за ее не осмысленности. Поэтому цивилизацию сегодня характеризуют безумие и хаос. В любом случае нет сознательного общественного развития, пока не анализировала прошлое и не выявлена его особенность в сравнении с настоящим и будущим. Ведь если опираться на индивидуальное сознание, то для него не существуют таких категорий вообще, кроме биографий и жизни отдельных людей. Историю характеризует не отрицание, а удержание всего положительного, что находится в прошлом, только от которого мы и отталкиваемся к будущему. Голое же отрицание, с которым мы имеем дело сейчас, поэтому есть лишь результат регресса, совершающегося бессознательно, то есть результат разрушений, преобладающего над созиданием, в котором тенденция будущего еще не выявлена. Но главная цель истории - движение к будущему, утеряна в результате распада общественного взгляда и, в еще большей мере, исторического взгляда. А что могут вскрыть в этом хаосе рассуждения индивидов? Да ничего. Это миллионы разрозненных людей, живущие в различных разрозненных странах мира и рассуждающие с позиции своего собственного блага.

Мы живем в реальном мире, а не воображаемом, мечтаем, создаем идеальные модели, конструируем свое будущее, и все они вполне воспринимаемы и познаваемо. Но за период неограниченной власти денег мы мир превращаем в миф и в нем запутываемся сами, лишившись общественного взгляда. В постсоветском пространстве все общественное развитие вдруг оказалось под неограниченной властью денег. А это объективно привело к разрушению общественных механизмов развития и к установлению индивидуальных. А это в свою очередь выдвинуло вперед индивидуальные рассуждения. И интересно здесь ведь то, что в миф мы сразу превратили социализм, сделав для себя единственной реальностью Запад, а потом в миф превращаемся сами

Но связи между прошлым и настоящим и между настоящим и будущим вполне реальны и познаваемо, однако деньги стерли и грани между ними, превратив все в сплошной мрак. Прошлое и будущее, например, сосуществуют в настоящем, как сосуществуют люди, принадлежащие к различным поколениям и возрастам. Молодое поколение не повторяет старшего и всегда создает нечто новое. Благодаря этому в истории имеются преемственность и поступательность развития, где восхождение и распад, созидание и разрушения образуют неразрывное единство и где не так-то просто определить направление и цели развития общества, содержание и форму вещей, отличить явления от сущности, причины от их следствий. Но в деньгах мы перестаем воспринимать эту историческую логику развития. Деньги разлагают и научное мышление. Отсюда и трудности объективного понимания и то, что истинное положение вещей скрывается за этим мифическим сознанием как результат распада, искажается и извращается. В советском обществе идеология все пыталась представить в лучшем свете, за реальное выдавая идеальные конструкции, за сущее должное,  и это затрудняло поиск и познание. К тому же многим нравится хаос, анархия, беспорядок, отсутствие каких бы то ни было законов. Волюнтаризм и произвол, насилие и принуждение, характеризовавшие социализм, в полной мере сохраняются, создавая политические и социальные барьеры на пути истинного познания и прогресса. Хаос все это усилил, то есть нисходящее движение. Просто сам распад оказался грозным, и он оглушил нас и ослепил, и мы оказываемся в нейтральной зоне, где связи между прошлым и настоящим утеряны. И человеческому сознанию, подвергшего отрицанию прошлое и не перешедшего еще к будущему, предстоит это выяснить, выявив все ошибки.

Но многие сегодня начинают размышлять и понимать, что оттого что очерняют социализм, наша жизнь не становится лучше и совершеннее, чем прошлое. Стало быть, мы просто все еще отталкиваемся от социализма, но еще не ушли от него, стало быть мы еще живем в нем, видя лишь, как он разрушается и давит на нас. А в разрушении нет ничего устоявшегося. Поэтому рыночная организация, являясь лишь периодом этого разрушения жизни, не дала взамен ничего и не может дать, что превзошла ьы социалистическую организацию. Социалистическая организация была именно определенной организацией, имевшей твердую основу. Теперь мы просто оказались в "перестройке", "реорганизации" и в условиях бесконечных реформ. Мы не знаем ни настоящего и ни прошлого, и куда-то бесконечно перестраиваемся. И это называем жизнью, это называем настоящим. Ведь совершенно очевидно, в советском обществе была жизнь сложившаяся, жизнь целеустремленная, бурно кипевшая во всех областях общественной действительности. А здесь все это провалилась в какую -то бездонную пропасть. И мы сидим и размышляем, каким образом «прелести» рыночного произвола намного превзошли «ужасы» социализма, что привело к полному расстройству жизни и всеобщему отчуждению людей друг от друга и общества. Наша жизнь становится уродливой и еще больше стала нас отталкивать своим безобразием, и мы создаем некий идеальный, мифический мир, теперь мир сказочного богатства, отбросив все общественные идеалы. И это нас еще больше запутало.

Но тот факт, что социализм распался как реальная общественная организация, вовсе не означает, что вместе с ним погибла и идея социализма, и человечество теперь и вправду навеки обречено на неискоренимое капиталистическое рабство, выраженное теперь во власти денег. Напротив, мы нуждаемся не в возврате к социализму. Социализм как реальная общественная организация никогда не вернется, ибо, как мы уже знаем, прошлое не возвращается. Мы стоим перед лицом возрождения социализма как идеи, в которой отражены глубокие устремления людей к будущему как к новому объединению, как идеей, уже глубоко преобразованной, в которой раскрывается и осознается смысл развития и распада социализма, его историческое предназначение и связи с будущим преобразованием общества. И связи отнюдь не идеальные, а реальные, жизненные и вполне познаваемые. И если мы вернемся к социализму, то только на другой основе, устранив ошибки, допущенные на предыдущем этапе.И только от него пойдем к своему будущему, а не от рынка.

Те люди, которые публично заявляли о социализме как «о роковой ошибке» истории, должны будут признать, насколько оказались великими классики марксизма, предсказавшие эти неизбежные изменения, в то время как мы, разрушившие этот социализм, до сих пор еще не можем взять в толк, для чего же его разрушили, раз теперешняя организация не дала взамен ничего и не подняла нас на более высокую ступень, чтобы мы имели хоть какое-либо основание для презрительного отношения к своему прошлому. И теперь в нашем понимании общественное развитие ассоциируется с неким механическим агрегатом, что будто бы общество может вернуться обратно к капитализму, если ему не понравился социализм и что общественное развитие может быть подвластно произволу отдельных людей или идеологии. Это ведь просто рассуждения индивидов, не имеющие никакой исторической и общественной логики. А ведь именно эта чисто механистическая и экзистенциальная точка зрения образует основу рыночных теорий и идеологий, пытающихся нас ввести в капитализм, в то время как роль и значение основополагающих общественных категорий, действительно определяющих развитие, остаются нераскрытыми.

Итак, что здесь мы имеем? Из социализма мы еще не вышли, капиталистами не стали, а будущее исчезло неизвестно куда с точки зрения индивидов. Мы переживаем период разрушения. Пережили вместе с ним период разрушения точки зрения общества и истории. И здесь вдруг исчезла и цель, и идея перехода. Поэтому уже нет никакого перехода. Это придумали и так красиво оформили идеологи денежных воротил, чтобы оправдывать и обосновывать разрушения. Но если все начиналось с перестройки, значит мы действительно перестраиваемся, но разрушаясь. И это разрушение, являясь разрушением капитализма, является исторической необходимостью. И постольку она и оправдывается исторически. И все проекты и программы создавались лишь с этой позиции. Человечество не может перейти к будущему, пока не разрушено старое и в недрах старого не созрело новое.

И если осознали это, то складывается и идея перехода к будущему как новая идея. Чтобы переходить, надо знать, куда мы переходим, и здесь мы должны иметь прежде всего исторический взгляд, согласующийся с закономерностями развития общества, человека и нашего мышления.

А чтобы разрушать, никакого исторического и логического взгляда не нужно, не нужно и никакого ума. Здесь вперед выходит, наоборот, безумие, и для этого нужно учиться быть просто невеждой, ничего не видящей, слепой. Для этого нужно учиться быть обманщиком и мошенником. И разрушающаяся система в этом случае и производит условия своей собственной гибели, руководствуясь во всем бессознательностью. Имел кто-нибудь за период разрушения социализма и имеет кто-нибудь сейчас хотя бы элементарное представление, куда мы переходим, что с нами происходит и вообще, кто-нибудь попытался объяснить распад? Никто! Все руководствовались и руководствуются только обманом. Если нет общественного сознания и если каждый рассуждает просто на свой лад с тем арсеналом знаний, которым их снабдил в свое время социализм, который как раз от каждого требовал не рассуждать, то кто будет объяснять и осмысливать весь этот процесс распада? Мы остались в этот период просто с индивидуальным сознанием. Нам нужна, стало быть, общественная точка зрения, философия, нам нужна мировоззрение и осмысление нашей жизни с позиции ее развития к будущему. И только поняв, что происходит с нами и что происходит в мире с исторической позиции, мы возвращаемся не к социализму, противостоявшему в свое время всему мировому капитализму и порождавшего в мире противостояния, а к новому состоянию, освобожденного от своей исторической ограниченности. И взяв из него все положительное, мы и пойдем к будущему, на этот раз создав научную программу его развития. И тогда бывшие страны Советского Союза, объединившись на новой основе, станут и первой державой мира, на этот раз всему человечеству действительно показывающей и дающей реальный эталон будущего. И выходить из глобального кризиса люди смогут, не обманывая друг друга, о открывая друг другу глаза и освобождая людей от невежества, лжи и обмана. Другого пути история не знает. И она это осуществит, даже если все истребит и превратит в пух и прах вместе с деньгами.