Улочки Москвы. Гоголевский дом

Заболоцкая Мария
Снова снился Киркоров. Как будто мы с ним должны вместе вести какую-то программу или концерт на телевидении, а волосы у меня на голове кудрявые!

18 число в ноябре – день, когда умер мой любимый дед. С утра я отправилась в Храм Христа Спасителя, чтобы поставить свечку ему в главном храме России. Впервые попала на службу главного Храма страны. Это самая красивая служба, которую я видела.

После прямиком отправилась осматривать близлежащие улицы: Пречистенку и все маленькие старинные улочки, прилегающие к ней. Видела дом Мастера – в Мансуровском переулке, пересекающем Пречистенку. Видела дом Маргариты в Малом Власьевском переулке – даже сфотографировала его (он на фото выше). Дом Маргариты сейчас является частной собственностью.

Видела дом, где жила Айседора Дункан – тоже на Пречистенке. Нашла Сивцев Вражек, который долго искала, бродя по Арбату накануне. А ведь и сами москвичи далеко не все знают, где находится такой переулок – Сивцев Вражек.

С Сивцева Вражка вышла на Арбат и оправилась в дом Гоголя на Никитский бульвар. Как говорил Гоголь о Москве: «Москва тянет, Москва – родина». У меня такие же чувства к Москве.

Такое ощущение, что Гоголь до сих пор ходит по этому дому. В передней висит шинель, сшитая по образцу той, которую он носил. Стоит дорожный сундук того времени, и вдруг включаются звуки дороги – ветер завывает, тени по стене начинают бежать, как черти носятся. В гостиной – два дивана, стулья, картины.

Кажется, в этом его доме снимали мой любимый фильм «Гоголь. Ближайший» (режиссер Наталья Бондарчук, светлая ей память).

Камин и зеркало, в котором начинают мелькать лики его эпохи. Свет падает на кресло около камина, где сидел писатель, а часы остановлены на цифре 3 – в тот час, когда Гоголь незадолго до своей смерти сжег рукописи. Слышен шум улицы того времени – крики, цокот копыт лошадей, пение птиц. Это всё в правой половине дома.

Но незадолго до смерти Гоголь перебрался в левую половину своей квартиры, которую он снимал – в ней было теплее. В первой комнате – стол, вокруг стола – тени героев гоголевского Ревизора, и звучит голос: «Страшен тот ревизор, который встретит вас у двери гроба…».

В последней комнате, в которой Гоголь умер, лежит его посмертная маска на диване – точно таком же, какой стоял у Гоголя. Маска отражается в зеркале, отсвечивает белым, и становится жутковато – как будто это сам умирающий Гоголь. А около – последние строки умирающего писателя. Его предсмертные мысли о жизни. И эти мысли о жизни актуальны по сей день.

Дословно смысл этих гоголевских слов таков: «До тех пор в России не будет порядка, пока каждый не займется своим делом и не начнет делать его хорошо». Браво, великий мастер! Позже я прочитала слова Чехова, которые в какой-то мере перекликаются с гоголевскими и продолжают его: «Разбудите меня через сто лет и спросите, как дела в России, и я отвечу – пьют и воруют…»

В церковно-приходской книге написано, что Гоголь умер от простуды! Копия этой книги лежит в гоголевском доме под стеклом, я видела эту запись. Его друзья не ожидали такого исхода, говорили: «Гоголь умер, потому что устал». Отпевали Гоголя в церкви неподалеку, на Малой Никитской улице. Я видела эту старинную церковь и дала себе слово обязательно сходить в неё. Более того – в этой церкви оказались частицы мощей Святых Петра и Февронии, православных покровителей любящих сердец!


песни – здесь http://www.realmusic.ru/sibstars/