А завтра была война

Инна Молчанова
200 тыс. человек ушли на фронт из Иркутской области, более трети из них погибли. В газете «Восточно-Сибирская правда» от 24 июня 1941 года опубликован «Ответ колхозников Иркутской области на фашистскую агрессию». В этот день более 500 человек собрались в Хомутовский сельский клуб на митинг. После сообщения о переходе германскими войсками нашей границы, слово для выступления попросили самые уважаемые труженики. Среди них были учетчик тракторной бригады Шелепов, бригадир тракторного отряда N 11 колхоза «Расцвет труда» Мокрецов, секретарь партийной организации Баженова и многие, многие другие. Жители с. Хомутово приняли резолюцию, где были и такие слова:

«В ответ на вылазку фашистских провокаторов мы, колхозники села Хомутово, своевременно проведем уборку сена, хорошую подготовку и уборку нового урожая. К 1 июля закончим сбор средств по подписке на новый заем»…

Чем была война для Иркутской области, для нашего сибирского села? Мы находились в глубоком тылу, который, фактически, стал вторым фронтом. Потому что не было ничего более нужного солдату, чем надежный и крепкий тыл. Поэтому все – от мала до велика трудились на полях и фермах, в мастерских и на зернотоках. Даже дети собирали колоски на полях, чтобы ни одно зернышко, ни один грамм победного хлеба не был потерян. Голодная, в обмотках, сельская ребятня считала своим долгом в любой мороз и непогоду идти в холодную далекую школу. Среди детей считалось преступлением получить «двойку», а каждую «пятерку» они воспринимали как собственный вклад в Победу.

Из уст в уста передается в селе рассказ о Юре Шелепове, семья которого в годы войны очень страдала. И тогда мальчик, которому по его признанию нечего было принести, чтобы положить в посылку на фронт, отдал одну-единственную варежку. Его спросили: “А почему одну?..» -- и он ответил: «У нас ничего нет. Я только одну могу, другую оставлю себе, чтобы в школу ходить»…

Дети несли в школу по полешку, чтобы отопить круглую печурку в классе. Одновременно и учителем, и истопником была Евдокия Степановна Подопригора, отдавшая Кудинской школе 52 года жизни. Это она заматывала в шалюшки малышей и отогревала им руки, чтобы те могли каллиграфически выцарапать железными перышками деревянных ручек это заветное слово «Мир». Ведь, каждая красивая буква, как им говорили, была «для Победы»…

А как ждали в нашем селе почтальона! Как заботились друг о друге, когда кому-то в семью приносили похоронку. Нередко похоронка «обгоняла» письма с фронта, и семья, уже отплакав и мысленно простившись с родным, вдруг получала запоздавшее письмо, заново переживая трагедию, а то и вовсе – не веря в смерть и надеясь на то, что «это ошибка»…

Отсюда, из Сибири, шли на фронт посылки с душегрейками, тулупами и теплыми вязаными вещами. Отправлялись продуктовые посылки в окопы и госпитали. Отсюда рапортовали своим отцам, ушедшим под пули, их сыновья о том, что учатся хорошо. В любую погоду, в мороз и метель, недоедая и недосыпая, с чернильницами-непроливайками, с котомочками в руках, закутанные в материнские шали, дети шли тогда в школу, чтобы своими отметками, своей учебой приблизить победу…

В школьном краеведческом музее хранятся вещи и фотографии фронтовиков, предметы военного быта селян, ручки и чернильницы школьников. В разделе боевой славы односельчан есть пиджак с медалями нашего земляка, человека скромного и застенчивого, который почти ничего не рассказывал ни о себе, ни о войне, отобравшей у него молодость и жизнь – Петра Андреевича Казанкова. Здесь же экспонируются шинель и фуражка летчика-штурмовика М.П. Васильева – нашего прославленного земляка. В музее же хранятся бюст и барельеф с изображением Героя, когда-то давно изготовленные ленинградским скульптором Н.В. Михайловым.

(по материалам краеведов села Хомутово Иркутской области).