Дорога в жизнь

Алина Григорьева
Вечер. За окном уже темнеет. Дом покрыл полумрак. На кухне у Степановых горит свет. Как всегда вечером они собираются за большим столом, обсуждают, как каждый член семьи провел день, ужинают. Виктор пришел с работы усталый, от него сильно несло табаком. Его жена Ольга всегда волновалась, когда видела его таким. Она удрученно смотрела на мужа, будто ждала, что он скажет. Но он лишь молчал. И это молчание, гнетущее, сметающее все на своем пути, убивало ее. Доходило до того, что от этого безмолвия всем становилось не по себе. Их сын Ваня сидел также в этот вечер за столом. Ему всего пять лет, он недавно вернулся из детского сада и первым нарушил молчание.
- А у нас сегодня спрашивали, как проводят время наши отцы…
 Он  оборвал эту фразу, недосказав.
- Ну, и что ты ответил? - спросила его мать.
- Я сказал, что папа много работает и постоянно курит…, - ответил печальным голосом Ваня.
- Что?! Витя, ты слышал, что говорит наш Ванечка в саду? Может, тебе перестать курить? Уже даже ребенок замечает, что ты перебарщиваешь! - говорила Ольга с очень гневным видом.
- Да что ты понимаешь, женщина! У меня работа, я устаю, сдают нервы. А сигареты успокаивают меня. Я приношу в дом деньги, что тебе еще от меня нужно?! - рассерженно воскликнул Виктор.
По нему было видно, что он не хочет говорить об этом. И это действительно было так. Виктор сам прекрасно понимал, что начал курить слишком много, самочувствие его ухудшилось, появилась одышка... Поужинав, все разошлись по своим комнатам. Наступила ночь... Все уснули.
На следующее утро Виктор встал в 7 утра и сразу же побрел к входной двери, набросил на себя куртку и вышел покурить. Ваня, услышав, что отец встал, тоже подошел к входной двери. Когда отец вернулся, он был удивлен, увидев у двери сына. Ведь Ваня явно ждал его. Больше вариантов у него не было.
- Что случилось, сынок? - спросил ласково Виктор.
- Папа, я вижу, как это курение ест тебя, как чудище из телевизора ест свою добычу, - с печалью в голосе говорил Ваня.
- Ну что ты, сынок, курение не может «есть» людей, - сказал уверенно Виктор и зашагал на кухню.
- Но папа… - прошептал Ваня, а Виктор был уже слишком далеко, чтобы его услышать…
Ваня был развит не по годам. Он всегда удивлял родителей своей мудростью и рассудительностью. Ему было страшно. Ведь он своими детскими глазами видел, как отца съедает курение. Как он становится слабым, беспомощным рабом сигарет. Он уже много раз шептал просил отца бросить курить, только тот постоянно делал вид, что не слышал его. Ваня плакал ночами тихо-тихо. Он боялся потерять отца, самого близкого, самого любимого и родного ему человека.
Шли дни… Виктор курил уже по две пачки сигарет в день. Все его вещи впитали запах табака. Он стал задыхаться, кашлять, у него постоянно першило в горле, его преследовала жуткая слабость.
- Что с тобой творится? - беспокойно спрашивала Ольга.
- Приболел, видимо… - отвечал Виктор.
И только Ваня все понимал. Он сидел за столом, смотрел на отца большими, васильковыми глазами. Они блестели. Он плакал.
- Папу съедает курение! - закричал Ваня, захлебываясь слезами. В его глазах было все: и страх, и гнев, и боль. Он убежал к себе.
На следующий день Виктор понял, что так продолжаться не может. Он решил обратиться в больницу и пройти обследование. Его самого пугали страшные симптомы, но мужчины не привыкли подавать виду, что их что-то беспокоит. Ведь не мужское это дело, «жаловаться». Полное обследование назначили через три дня. Эти три дня для Виктора стали адом. У него поднялась температура, его мучила слабость, кашель раздавался по всей квартире. Он был не на шутку напуган.
Настал день, которого Виктор и боялся и ждал одновременно. Он сдал анализы и прошел обследование.
-Результаты объявят завтра… - сказал Виктор своей жене, которая ждала их не меньше, чем он сам. Наступила ночь…
Она была длинной. Наверное, именно такие «тяжелые ночи» остаются в памяти надолго. Оседают где-то внутри и оставляют больной осадок в душе. Тишина блуждала по комнатам. Но не умиротворяющая, а скорее пугающая.
- Спишь..? - спросил Виктор осторожно.
- Нет… - тихо шепнула ему жена.
- Я тут подумал, а что если мне поставят диагноз… И я скоро умру. Что тогда..? - у Виктора дрогнул голос.
- Нет, молчи. Этого не будет, это просто невозможно! Я не смогу пережить этого, - чуть ли не на крик перешла Ольга.
Они замолчали… Каждый думал о своем. Так прошла ночь…
Утром Виктор пошел за результатами обследования. В приемной попросили подождать. Это были самые тяжелые минуты в его жизни.
-Войдите, - как гром среди ясного неба послышался голос доктора.
- Пора… - подумал Виктор и идет покорно в кабинет.
- Присаживайтесь - строго сказал доктор.
- Ну что? Как у меня дела, доктор. Я болен..? - спросил дрожащим голосом Виктор.
Молчание…
- Вы больны. У вас обнаружили рак, рак легких первой степени - спокойно говорил врач.
- Рак…? Но как же так? И что теперь? Что…? - вопросительно взглянув на врача, еле проговорил Виктор.
- У вас есть сигареты? - непринужденно спросил доктор.
- Да, имеются - ответил Виктор, удивленный таким вопросом.
- Доставайте, голубчик. Давайте, давайте, - просил доктор.
Виктор достал пачку сигарет, положил на стол врачу и ждал.
- Теперь можете забыть об этом! - он взял пачку и швырнул ее в корзину для мусора - хотите жить - откажитесь от того, что губит вас. Вам понятно? Спорт – альтернатива вредным привычкам! Хочется курить, занимайтесь спортом – не будет времени хотеть курить! - сказал, как отрезал, доктор.
- А лечить-то как? - спросил, не удержавшись, Виктор.
- Ну, рекомендации я вам уже дал, и вставайте на очередь, будем делать химиотерапию. Вам повезло, опухоль вашего легкого еще достаточно мала! - сказал доктор.
- Не успокоило, если честно, - Виктор взял свои вещи и вышел из кабинета…
Осень… Деревья сняли свой убор. Разноцветные кленовые листья покрыли асфальт. «Красиво… И почему я раньше не замечал красоты природы, проходил мимо? Душа радуется этой чудесной акварели. Я был слеп» - думал про себя Виктор. Так и шел он, улыбаясь, как ребенок, домой.
К вечеру все уже знали о диагнозе Виктора. Жена плакала. Ваня подошел к отцу и тихо сказал:
- Я же говорил… Сигареты едят тебя, а ты не верил.
-Да, сынок, ты говорил мне, а я не слушал. Глупый у тебя отец. Прости, сын. Ты оказался намного умнее и наблюдательнее меня. Но мы же все исправим, верно? - он посмотрел с ожиданием на сына.
Тот кивнул в знак согласия.
На следующий день Виктор просунул голову в дверной проем комнаты сына и бодро сказал ему, что они идут в спортивный магазин. Глаза мальчика зажглись надеждой. Через час они уже находились там. Виктор выбирал себе и сыну спортивные костюмы, кроссовки, они решили купить теннисные ракетки и футбольный мяч. Как только покупки были оплачены, они договорились, не мешкая, пойти на поле и поиграть в теннис.
Вечер. Уставшие, но счастливые, Виктор и Ваня возвращались домой.
- Представляешь, Оль, счет 10:6, сын в выигрыше! А я и не думал, что он у нас так хорошо играет в теннис! - возбужденно говорил Виктор.
- Вы большие молодцы, я люблю вас, мои мужчины! - с гордостью в голосе сказала Ольга.
Прошел месяц. Виктор с сыном каждый  день играли в теннис, футбол. Виктору нравилось это, он больше времени проводил с сыном и был счастлив от этого. Виктор бросил сигареты. Кашель почти смолк. А химиотерапия была назначена только на следующий месяц…
В один из тихих вечеров в квартире Степановых вдруг зазвонил телефон. Виктор поднял трубку.
- Алло, здравствуйте, это ваш лечащий врач. Срочно придите в больницу, есть новости! - говорил голос из трубки.
- Хорошо, я подойду через полчаса - сказал, теряясь в догадках, Виктор.
Через полчаса Виктор уже сидел у кабинета своего лечащего врача.
- А, это вы, добрый день, проходите быстрее, - улыбаясь, говорил доктор. Виктор прошел, сел на стул и ждал самого страшного приговора в своей жизни. Он знал, что его вызвали не просто так, значит, что-то серьезное.
«Но почему тогда он так улыбается?» - думал Виктор. Он  готов был плакать, молить на коленях доктора, лишь бы тот не говорил ему тех страшных слов, которых он ждал. Ждал со страхом. Он знал, что именно с этого момента, со слов доктора, вся жизнь его пойдет наперекосяк.
- Вы здоровы, - улыбаясь, сказал доктор.
- Что? Вы издеваетесь, как я могу быть здоров?! Не треплите мне нервы! Не успокаивайте меня! Я обречен?! Обречен?!! Говорите же! - вопил, как заведенный, Виктор.
- Вы здоровы, - проговорил доктор громким и строгим голосом, - диагноз был не ваш. Какой-то невнимательный болван сделал эту чудовищную ошибку. Слава богу, я решил пересмотреть дела наших больных, - сказал с облегчением доктор.
Виктор молчал. У него был шок. Он не чувствовал себя, будто вся жизнь в нем остановилась. Он остолбенел, уставился вперед и сидел неподвижно.
- Неужели…  Неужели… - шептал он, еле сдерживая слезы.
Он был здоров, и что было прекраснее этого? Поблагодарив доктора, Виктор выпорхнул из кабинета и направился домой. На улице было солнечно. После утреннего дождя листья сверкали и искрились на солнце. Виктор улыбался. Он набрал самых больших и красивых листьев клена. Там были и желтые, и зеленые, и красные, даже в крапинку! Он собрал осенний букет для жены. И тут, он задумался, когда в последний раз он дарил ей букеты? «Ведь это было несколько лет назад!» - с ужасом приметил Виктор. Но наказал себе исправиться.
Дома его ждали с нетерпением. Волновался и Ванюшка и Ольга. Виктор появился дома сияющий от счастья. Подарив жене букет из цветных листьев, он кинулся обнимать своего сынишку.
- Я здоров. Врачи допустили ошибку. Я люблю вас! - восклицал счастливый отец семейства.
- Мы тоже тебя очень любим! – кричали в голос Ванюша и Ольга.
Виктор взял Ваню на руки и крепко поцеловал.
- Что бы я без тебя делал, Ванька! Ты был прав, сигареты едят людей. А спорт их излечивает. И я здоров благодаря тебе, - говорил он восторженно.
- Папа, я так рад, что ты  здоров! Но ведь теперь, когда ты вылечился, мы не забросим спорт, ведь правда? Нам же так хорошо было вдвоем весь этот месяц… - говорил Ванька с грустью на лице.
- Конечно же, нет! Как сказал доктор: «Спорт – альтернатива вредным привычкам». И ведь он был прав…

От автора:
Так преодолела вредные привычки семья Степановых. Иногда какой-то недуг помогает нам увидеть жизнь в иных красках, понять всю ее прелесть и всю хрупкость… Каждый из нас сам выбирает, как ему жить, что желать, к чему стремиться. Каждый по-разному видит свой мир. У кого-то он наполнен спортом, у кого-то алкоголем или сигаретами. Но если вы хотите что-то изменить, меняйте сейчас… Потом может быть уже поздно…