Гл. 12. Египетские пирамиды кто, когда, зачем

Андрей Пустогаров
 
Книга 4

Исход или Реформация

Глава 12. Египетские пирамиды: кто, когда, зачем

1. Вавилон на Ниле 2. Францисканцы в Египте 3. Почему  древние египтяне помалкивали о пирамидах, а Геродот не знал, какой они высоты  4. Пирамиды римская и ватиканская
5. Медь под балконом у фараона 6. Иероглифы: "две драхмы в год"  или  "мать Гера"?
7.Этот до боли понятный  Розеттский камень 8. Анубис или Христофор Песьеглавец 9. Пирамида Хеопса без теодолита? 10. Мистерии Гроба Господнего 11. Крах проекта "Вавилонская башня"  12. Сионист Наполеон Бонапарт.

Приложение: "Загадка пирамид"


1. Вавилон на Ниле

- Иерусалим  в Каире? Ну знаете ли…, -  можещь сказать ты, читатель.
- А Вавилон в Каире тебя не удивляет? – отвечу я вопросом на вопрос.
Между тем сохранилось множество свидетельств тому, что Каир, возле которого  в Гизе расположены так называемые Великие пирамиды, назывался именно Вавилоном. Да и сейчас так называют  каирскую крепость и расположенный внутри нее район.

Вот, к примеру,   Булла папы Климента V (якобы 1342 г.):  «…до нашего Римского Престола дошло радостное известие от Королевской четы, сообщающее о том, что они огромными усилиями и затратами удостоились получить от Султана Вавилонского ( Каирского) (который, к вящему стыду христиан, владеет Гробом Господним и прочими Святыми Местами за морем, освященными кровью Господа) разрешение для францисканских братьев селиться в Церкви, называемой Гробом Господним, и торжественно служить там их Божественные Литургии, Вечерни, Утрени и Обедни».

Заметим, что упоминания Иерусалима здесь нет. Поэтому логично предположить, что Гроб Господен  по мнению папы Климента находится в Вавилоне.

Вавилон, как мы уже отмечали,  по нашему мнению, это  арабское Bab-i Ali –  Высокие врата  или Высокая Порта, то есть  резиденция османского  правительства. Вполне вероятно, что вслед за Иерусалимом в Египет перекочевало и появившееся в Константинополе название Вавилон.

Общепринятой же этимологией названия Вавилон  является выведение  его от  «семитского» (оно же арабское) Bab illa – врата Бога.  Обратим внимание, что надвратным храмом каирской крепости Вавилон является старейший египетский христианский храм  Девы Марии. Возможно, именно с этим  обстоятельством и  связана общепринятая  этимология слова Вавилон.

Возможно также, что   в случае Каира  название Вавилон имело значение   «врата к Богу» - то есть к находившимся  неподалеку от Каира  Великим пирамидам.

Закрывая эту тему, заметим, что и библейская Вавилонская башня, по всей видимости, навеяна египетскими пирамидами. А ее  описанный в Библии «недострой»  означает конечную  неудачу проекта по созданию Гроба Господнего в Гизе.

2. Францисканцы в Египте

Обратимся теперь к упомянутым в папской булле францисканцам.
Именно они в 1690 году декретом константинопольских властей   были названы  владельцами Храма Воскресения Господня.
Монашеский орден францисканцев, как и орден иезуитов, сочетал миссионерскую и образовательную деятельность : «С самого начала своего существования Орден организовывал университетские центры: в Париже (1236 г.), Оксфорде (1247 г.), Кембридже (1250 г.). В XIV-XV веке возникло много новых научных центров: в Тулузе, Падуе, Болонье, Флоренции, Риме, Милане, Саламанке, Кельне. Помимо университетских центров в Ордене действуют монастырские колледжи и гимназии. Среди представителей Ордена было много известных ученых в различных областях науки. В области философии и богословия это Бонавентура, Дунс Скотт, Роджер Бэкон; в области истории - основатели францисканской исторической школы ученые-исследователи Петр Ридольфи (ум. 1607 г.) и Джованни Джачинто Сбаралья (ум. 1764 г.). В области точных наук можно назвать математика Луку Пачоли (ум. 1517 г.), астрономов Илария Альтобелли (ум. 1637 г.) и Винсента Коронелли (ум. 1718 г.). (Несколько слов о Францисканцах. Христианско-просветительское издательство «Аслан», Москва, 1995).

Добавим к перечню еще Франческо Петрарку, Франсуа Рабле  и изобретателя пороха Бертольда Шварца.

Наряду с доминиканцами, францисканцы считаются создателями инквизиции: «Францисканцам  была поручена  инквизиция  в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии»  (Католическая энциклопедия. «Францисканцы»).,

Францисканцами были папы  Сикст IV (1471—1484) и Сикст V (1585 -1590)

О давних  связях францисканцев с Египтом говорит легенда об основателе ордена Франциске Асизском, который, прибыв в  Египет, хотел обратить султана в христианскую веру и в качестве демонстрации превосходства христианства над другими верами невредимым прошел сквозь огонь . 

«23 апреля 1632 года о. Паоло да Лоди, годом раньше назначенный Кустодом  Святой Земли (Кустод  - (от лат. страж) глава подразделения  францисканцев,  опекающих Святую Землю  - А.П.)      получил во владение от консула Венеции Джованни Донато постоянное помещение для братьев- францисканцев в Каире. Ведь францисканцы на протяжении многих лет были в этом городе капелланами Венецианской колонии. Для этой цели венецианский купец Доменико Савио предоставил им собственный дом "рядом с хором Венецианской капеллы". Посольство располагалось в квартале Муски – известного каирского базара, ныне ул.Бендака (Венецианская 12). 16 января 1633 года тот же консул пожаловал братьям помещение в Александрии, "признавая необходимым защитить францисканских братьев, которые прибывают сюда Христианства ради, чтобы затем двинуться в Иерусалим..."   (сайт Францисканцы на Святой Земле  http://ru.custodia.org).

Мы полагаем, что именно францисканцы приложили руку к строительству Великих пирамид  в Гизе.

3. Почему  древние египтяне помалкивали о пирамидах, а Геродот не знал, какой они высоты

Правда, прямых доказательств  того , что Великие пирамиды в Гизе построены в конце 17 века  у нас нет. Зато довольно много косвенных.
Пожалуй, главное – нет никаких свидетельств (кроме литературных - но не "древнеегипетских  -  то есть слов на бумаге)  о связи Великих пирамид с так называемым Древним Египтом.  А ведь Великие пирамиды – это главное доказательство существования  великой древнеегипетской цивилизации. Без пирамид вся эта цивилизация начинает выглядеть весьма скромно.
            
Перечислим аргументы в пользу того, что Великие пирамиды не имеют ничего общего с так называемой древнеегипетской цивилизацией.

Нет  пирамид на так называемых древнеегипетских изображениях. Нет никаких упоминаний о пирамидах в так называемых древнеегипетских текстах.

Считается, что пирамиды построены с целью прославления власти фараонов. Отчего же фараоны не поместили символ своего величия на изображениях по всему Египту? Отчего они не упомянули о пирамидах в многочисленных  текстах? Ведь народ Египта мог и не узнать об этом символе величия. Такое поведение фараонов крайне нелогично.

Аналогично нет никаких т.н. древнеегипетских изображений  - рисованных либо скульптурных, равно как и  надписей на Великих пирамидах – ни снаружи, ни внутри их.

В 1835 году британский археолог Говард  Вайзе  обнаружил  внутри пирамиды Хеопса (Хуфу)  картуш  с написанным иероглифами именем  Хуфу.   Но надпись  эта вызвала  у многих египтологов большие  сомнения в ее подлинности.  К примеру, имя Хуфу было написано в соответствии  с известной Вайзе книгой об иероглифах Джона Гарднера Уилкинсона, однако впоследствии толкование Уилкинсоном    иероглифов, которые использовал Вайзе,  было признано ошибочным.  Кроме того, отчего-то единственная  найденная в пирамиде  надпись содержало  имя построившего пирмиду фараона,  которое  сообщил  Геродот, и которое более нигде не встречалось.      

Автором  тезиса, что пирамиды  построили египетские цари , является  Геродот  (слова «фараон»  у Геродота нет). Можно сказать, что именно Геродоту принадлежит заслуга создания «древнеегипетской цивилизации».
(Повторим, без пирамид цивилизация эта выглядит довольно бледно).

Сочинение Геродота, называемое «Историей», представляет собой набор средневековых баек в духе итальянского «Новеллино»,  записанных, однако, в виде непрерывного повествования. Вот какие сведения, помимо прочего,  сообщает Геродот о Египте.
«Египет же лежит напротив Киликийской горной области.. А отсюда до Синопы, что на Евксинском понте (Черном море – А.П.)  прямым ходом для хорошего  пешехода  пять дней пути» (2.34). То есть по Геродоту от Египта до Черного моря  по суше километров триста.
О богах Египта: «у них есть прорицалища  Геракла,  Аполлона, Афины, Артемиды, Ареса и  Зевса. Наибольшим уважением, однако, пользуется  прорицалище  Латоны…» (2:83).

Кроме того, в Египте «мочатся женщины стоя, а мужчины сидя» (2:35).
«Тела жен знатных людей отдают  бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и вообще уважаемых женщин. Их передают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними» (2: 89).
Вероятно, за подобную ахинею Геродот и получил звание «отца истории».

Перейдем теперь к сведениям Геродота о   пирамидах. Вот самая большая  пирамида Хеопса:  «Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной  в 8 плефров  и такой же высоты» (2:124).
Что же это за плефр? Принято считать, что он примерно равен 30 метрам.
То есть сторона пирамиды получается в 240метров, что близко к стороне реальной  так называемой пирамиды Хеопса – 230 м. Однако мы полагаем, что  размер   плефра и получен делением длины ребра пирамиды Хеопса на 8, то есть подгонкой под желаемый результат.
Чуть дальше Геродот пишет о святилище Бубастиса: «от входа ведет дорога… Ширина ее 4 плефра» (6:138). Ширина  дороги  120 м? Не многовато ли?
Еще чуть погодя Геродот пишет о двух пирамидах, стоящих посреди озера Мерида: «высота этих пирамид сто оргий, а сто оргий равняется как раз 1 стадии и 6 плефрам, так как оргия имеет 6 футов или 4 локтя» (2:149).
Заглянем в приложения к «Истории Геродота» (Геродот. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972):
"Локоть персидский (царский) – 532,8 мм".
Отсюда оргия = 2311, 2  мм.
100 оргий  = 231, 12 м
Стадий : или 177, 6 м (аттический), или 192, 27 (олимпийский).
Отсюда плефр  либо около 9 метров, либо около 5 метров.
То есть высота пирамиды согласно Геродоту получается либо 70 метров, либо 40 метров. Причем, если мы посчитаем, что для дороги в Бубастисе  (4 плефра)  более подходит ширина в 20, а не в 40 метров, то и для высоты пирамиды Хеопса следует выбрать величину в 40 метров.
Но,  так или иначе, а выходит, что  Геродот писал вовсе не о  Великой пирамиде, называемой теперь пирамидой  Хеопса.


4. Пирамиды римская и ватиканская

(текст с иллюстрациями здесь http://stogarov.livejournal.com/972306.html )

Заметим, что около сорока метров (36, 4) как раз высота стоящей и поныне в Риме пирамиды  Цестия.  (Внутри пирамиды находится склеп размером примерно 6х4х5 м,  к которому ведет  узкий туннель). 

На пирамиде присутствует надпись: INSTAVRATVM · AN · DOMINI · MDCLXII .Что принято переводить как «реставрировано в 1662 году». Однако, глагол Instauro означает также и просто  «устраивать, делать, изготовлять» в том числе и именно памятники  - monumenta (см. Большой латинско-русский словарь).   Так что вполне вероятно, что пирамида Цестия была построена именно в 17 веке, когда велись поиски места для Гроба Господня.

Причем  примерно в  это время  в Риме находилась и еще одна пирамида. И не где-нибудь,  а в Ватикане, рядом  с собором святого Петра. Высота ее также оценивается в 40-50 метров.

Сохранились ее многочисленные изображения и упоминания о ней.
К примеру, она  изображена на карте Рима, выполненной Пирро  Лигорио  (Pirro Ligorio) в 1561 году ( что, как мы уже говорили, может означать  1661 год).
Считается, что Ватиканская пирамида была разрушена в 1564 году (то есть вполне вероятно, что в  1664, в конце 17 века).

Похоже,  технология строительства пирамид была сначала отработана в Риме, а затем перенесена в Египет.  Очевидно, что для того, чтобы построить пирамиду высотой в 150 метров, первоначально надо отработать технологию на меньших аналогичных объектах, к примеру, высотой в 40 или 50 метров.  И всегда технология отрабатывается  в промышленно  развитой стране, а затем уже переносится  в страну  менее развитую. 


5. Медь под балконом у фараона

(текст с иллюстрациями здесь http://stogarov.livejournal.com/972596.html )

Напомним, что территория   Египта весьма напоминает междуречье Тигра и Евфрата своей малой приспособленностью  для развития  цивилизации.
Единственное отличие – здесь хватает  строительных материалов: песка, камня, гравия,  гипса и известняка.  Но тоже  проблемы с древесиной из-за отсутствия лесов.  Наряду с отсутствием месторождений угля это делает невозможным развитие металлургии. Тем более, что нет месторождений меди и железа. Добавим неблагоприятный климат, сопровождаемый широкими разливами Нила, затапливающими пригодную для жизни нильскую равнину. 
Поэтому неудивительно, что 20 век Египет встретил с населением, живущим в глиняных мазанках и пашущим землю деревянными сохами.( Читать дальше... )

Ну если в Древнем Египте мужчины мочились сидя,  поскольку, как сообщает Геродот, там все было наоборот,  то и фараоны, конечно,  могли строить свои дворцы из быстро  разваливающегося материала, отдавая все лучшее на храмы и пирамиды.   

Однако  мы полагаем, что никаких фараонов, равно  как и египетских царей,  до появления Османов или династии мамлюков просто не было. Так же  как  ганзейские купцы по рекам  Московии, по реке Нил плавали купцы  евреи-мекурианцы,  ставили на берегах Нила свои храмы-фактории, в которых осуществляли торговлю с местным населением.   Поэтому строения храмов остались, а дворцы мифических фараонов – нет.   

- Позвольте,- можешь сказать ты, читатель. – Но ведь сохранились же многочисленные  изображения фараонов…
- А откуда следует, что это именно изображение правителя , а не бога или святого?  С тем же успехом можно считать царем каждого изображенного в русском храме святого ( и сочинить для него захватывающую историю царствования).    Тем более что некоторые головные уборы так называемых фараонов очень напоминают  митры  христианских иерархов.  Достаточно взглянуть на мужские фигуры по бокам от входа в так называемый храм Нефертари в Абу-Симбеле (особенно на ту, что справа).

(О том, кто и когда создавал «древнеегипетское искусство» чуть ниже).


6. Иероглифы: "две драхмы в год"  или  "мать Гера"?

Еще  о египетских царях написал Геродот? Ну так он много чего написал.  К примеру, о летающих змеях.
- Но ведь рядом с изображением  иероглифами написано, что это  фараон такой-то…

Коснемся темы иероглифов. Как известно, великое открытие – расшифровку египетских иероглифов , заложившее основы египтологии, совершил вундеркинд  Жан-Франсуа Шампольон в 1824 году. Правда, и до него существовали руководства по чтению иероглифов. Так в 1547 году в Венеции вышла «Иероглифика» («Delli segni hierogliphici») автора с характерным именем  Гораполлон. Приведем пример расшифровки:
«Изображая мать, зрение, границу, прозрение, год, небо, милосердие, Афину,
Геру или две драхмы, рисуют коршуна».

Если, как в этом случае, у иероглифа десять значений, то  у текста из двух иероглифов с десятью значениями каждый будет уже сто различных значений.  А у текста из десяти иероглифов будет уже  10 миллиардов различных значений.  Согласитесь, тут открываются большие возможности для удачной  расшифровки.
 
К примеру, по Гораполону два иероглифа «коршун», стоящие рядом , могут обозначать «две драхмы в год», а могут  «милосердие неба» ,  «границу зрения» или «мать Геру».
- Ну так то ведь Гораполлон…, - скажешь ты, читатель.

У Шампольона дело обстоит не намного лучше.
Сначала несколько цитат.
«Сегодня мы знаем, как бесконечно сложна иероглифическая система… Сегодня не представляет никаких затруднений отличить фонетические знаки от знаков-слов и знаков-определителей; это разграничение положило начало классификации знаков и рисунков во всем их многообразии и различии; сегодня никого не удивляет, если одна надпись читается справа налево, другая - слева направо, а третья - сверху вниз, ибо теперь все знают, что это было присуще определенному языку в определенное, ныне твердо  установленное время» ( К. Керам. Боги, гробницы и ученые, Москва, "Республика", 1994,  гл.11).
«Кроме  иероглифов,  которые  поизносились как один звук , были и такие, что заменяли целый слог, и такие, что читались в разных словах по-разному, заменяя два, три, а в некоторых случаях  даже четыре  звука… В отдельных случаях один  и тот  же звук обозначалась двумя разными иероглифами» (В.Замаровский. Путешествие к семи чудесам света. - М.: 1980, «Египетские пирамиды»).

В целом, для того, чтобы  «расшифровать» иероглифы по Шампольону пришлось предположить следующие вещи:
- пиктограммы-иероглифы обозначают  как целые слова, так и используются  для передачи отдельных звуков, очевидного разделения на пиктографические и  буквенные значки  нет.
- одни и те же иероглифы, написанные в разные эпохи,  имеют разное значение,
-  один и тот же иероглиф может обозначать разные звуки,
- разные иероглифы могут обозначать один и тот же звук,
- единичный иероглиф может обозначать один, два, три или даже четыре звука (к примеру, такие: : sdm, nfr, htp, whm…)
- значение группы иероглифов можно кардинально изменить, добавив еще один – так называемый определитель или детерминатив.


Все это, конечно, не красит древних египтян:
- для каждой эпохи они выдумывали другой алфавит, но не удосужились разделить знаки на рисуночные  и буквенные,
-  имея отдельные иероглифы для каждого звука еще зачем-то  еще плодили  дополнительные иероглифы для  труднопроизносимых сочетаний этих звуков
Более того, в вышеупомянутой книге В.Замаровского приводится следующий пример  применения   определителя : добавленный к  трем иероглифам  значок  «змея» придает записи смысл «охота», а добавленный к тем же трем иероглифам  значок  «лодка» придает записи смысл … «лодка».  Отчего же  египтянам было сразу не поставить вместо трех иероглифов с определителем понятный с первого взгляда  значок «лодка»?
Не удивительно,  что при такой сообразительности   носителей древнеегипетского  языка  он  вымер.

Правда, у нас есть еще одно объяснение  странностей древнеегипетской письменности : все ее «правила» были сознательно или вынуждено выдуманы египтологами  для того, чтобы «расшифровать» иероглифы в полном согласии с писаниями Геродота  и других «древнеегипетских историков».


7.Этот до боли понятный  Розеттский камень

Выдающееся открытие  Шампольона  было подготовлено находкой в 1799 году так называемого Розеттского камня. При сооружении в дельте Нила неподалеку от города Розетта  форта  Сен-Жюльен его обнаружил  наполеоновский капитан  Пьер-Франсуа Бушар.  Камень  был словно  специально предназначен для расшифровки древнеегипетской письменности:на нем присутствовали три аналогичные надписи – иероглифами, т.н. демотическим (упрощенным) египетским письмом и на древнегреческом. Отталкиваясь от этих текстов, Шампольон  и сделал свою расшифровку. 

Удивительно следующее: в  греческом тексте на Розеттском камне нет  ни одного названия либо  имени, которое не было бы известно в конце 18 века в Европе. Ни одного. Да и весь текст полностью понятен.
Согласитесь, не самая обычная ситуация при чтении действительно  древнего документа (упомянутого  в нем  Птолемея  относят к концу третьего века до нашей эры).   То ли это чудесное совпадение, то ли Розеттский камень был изготовлен на рубеже 18-го и 19 веков нашей эры.

Упомянутые  на  Розеттском камне  города  Мемфис и Бусирис, а также боги  Исида, Осирис,  Ор (Гор), Амон, Апис  знакомы нам из «Истории» Геродота. 

Но главный источник надписи на Розеттском камне  - это, на наш взгляд, трактат Плутарха « Об Исиде и Осирисе» (первое печатное издание в Венеции в  1509 году,  в  1744-м впервые напечатан в Англии).

Трактат Плутарха известен как единственное полное изложение мифа об Осирисе и Изиде.  Вот и Розеттский камень в первых же строках пишет «о Горе, сыне Исиды и Осириса, отомстившем  за своего отца Осириса».

У Плутарха присутствуют  те же наименования с  Розеттского камня , что и у Геродота, но добавляются еще и присутствующие на камне  Гермес, Мневис,   Александр (Македонский), Птолемей Сотер, Александрия.
Что еще осталось на Розеттском камне? Боги Птах и Тот.  Они стоят  почти рядом,  к примеру,  в сочинении Цицерона  «О природе богов»  :  «…рожденного Нилом, египтяне называют Фта  и считают хранителем Египта» (кн.3, 55),  « бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне этого называют Тотом… (кн.3,56).

Упомянутые  на камне   Птоломей   Филопатор сын Евергета  и его жена Арсиноя – герои  библейских Книг Маккавеев.  Адресат  Розеттского декрета, их сын  Эпифан  Евхарист  упоминается в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия:  «…в продолжение войны, веденной Антиохом с Птолемеем Филопатором  и сыном последнего, Птолемеем, известным под именем Эпифана…» (кн. 12, гл.3.3).
То есть в книгах, широко известных а Европе.

Остается еще город Ликополис.  Известен  христианский святой Иоанн из Ликополиса.

То есть  Розеттский камень, легший в основу «расшифровок» Шампольона,  явно изготовлен на рубеже 18 и 19 веков.

Можно ли доверять всем этим расшифровкам?  Вопрос риторический.
Да и то сказать: а узнали ли мы  из «расшифрованных»  иероглифических надписей , кроме имен фараонов, что-либо  такое,  чего мы уже не знали из существовавших  и до «расшифровки» литературных источников? Вопрос тоже риторический. Ведь принципом «расшифровки» и была подгонка под литературные источники  -  порочный круг замкнулся.


8. Анубис или Христофор Песьеглавец

(текст с иллюстрациями здесь http://stogarov.livejournal.com/973641.html )

Но если никаких фараонов не было, чем же тогда являются все эти многочисленные так называемые древнеегипетские изображения?

На этот вопрос косвенно ответил еще Н.А. Морозов, считавший традиционную историю Египта «волшебной сказкой» и указавший на коптские средневековые кресты в руках у «древних египтян» ( «Христос», кн.6, ч.7, гл.3).

За ним Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко  сформулировали: «средневековые копты-христиане XII-XV веков и есть "древние" египтяне» (ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ В СВЕТЕ НОВОЙ ХРОНОЛОГИИ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АЛЬБОМ, "Римис", 2006, 03, Копты).
Раз высказанная, эта мысль кажется уже очевидной. В самом деле, никто
не отрицает, что сегодняшние копты – это прямые потомка «древних египтян». Собственно, само название Египет происходит от слова копт.
(Думаю, читатель уже не удивится родству между этими словами, записав рядом образующие их согласные: гпт – кпт).
Причем мы наблюдаем плавное «перетекание» так называемой «древнеегипетской» религии и культуры в не столь древнюю коптскую.

«Связи между древнеегипетским философским мировоззрением и христианством прослеживаются начиная с мемфисского богословского трактата, относящегося к эпохе Древнего царства. Согласно этой теологической концепции, весь мир произошел от слова бога Птаха, что не только по смыслу совпадает с первыми строками Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), но и очень близко ему в текстуальном плане» (Е.Г. Толмачева. Копты: Египет без фараонов. М., Алетейа, 2003, с.36)

«Особенно на начальных порах развития коптского искусства, в нем нередко заимствовалась древнеегипетская религиозная символика практически без изменения ее значения. ( там же,с.36)

«На коптских тканях неоднократно встречаются знак жизни — анх, получивший новое значение — креста, Око Хора —уджат, лотос, мистическая лестница . Та же символика появляется и на стелах, которые устанавливались на могилах умерших. Языческое в них тесносмыкается с христианским» (там же, с.37).

«Четкие параллели прослеживаются между статуарными изображениями Исиды и Хора-младенца и иконографическим типом сидящей на троне Богоматери Млекопитателышцы» (там же, с.40)

«Сохранилось интересное изображение Богоматери с Младенцем, сидящей на сидении богов под иероглифом неба» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907, Копты)

Прототипом христианского сюжета о Георгии-Победоносце « можно назвать изображение Хора — в облике конного воина с головой сокола, — пронзающего копьем Сета в образе крокодила (Толмачева,с.41).

«Среди многочисленных христианских изображений, которые иной раз вызываютассоциации с древним Египтом, встречается образ св. Христофора Кинокефала (; ;;;;; ;;;;;;;;;;; ; ;;;;;;;;;;;), т.е. Псеглавца. Этот зооморфный святой не одинок. Достаточно вспомнить изображения евангелиста Луки с головой быка и евангелиста Иоанна с орлиной головой, выполненных в манере, напоминающей нам древнеегипетские изображения зооморфных божеств….Еще А.Н. Веселовский, касаясь проблем, связанных с кинокефалами, считал, что «почему бы не допустить в легенде у Якова de Voragine о песиглавце Христофоре, переносящем через реку странников, с палицей в руке, расцветающей впоследствии, изнемогающем под бременем Христа, точно нa его плечах покоился целый мир, — почему бы не предположить во всем этом отраженно египетского представления о песьеглавом Анубисе»…Можно с уверенностью сказать, что древнеегипетское божество продолжает жить в христианском образе св. Христофора Кинокефала» (Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала (опыт сравнительно-мифологического исследования) // Древний Восток. Сб. 1. – М.: Наука, 1975. – С. 76 – 89).

«Коптский язык можно с полным правом назвать наследником древнеегипетского. Многие коптские слова имеют древнеегипетское происхождение, а в алфавите сохранилось семь демотических знаков. Благодаря тому, что в коптском языке присутствуют огласовки, современные филологи получили возможность реконструировать звучание некоторых древнеегипетских слов, проникнуть в, казалось бы, навсегда забытые тайны умолкнувшего навсегда языка фараонов и их подданных. По мнению специалистов, магическая и медицинская литература коптов являетсянепосредственным продолжением древнеегипетской. Коптские магические тексты очень близки демотическим. В заклинаниях нередко присутствуют образы древней мифологии, сообразуясь с их прямым назначением — победить заклятого врага, дать жизнь ребенку, наложить любовные чары. О смешении в подобных текстах древнеегипетских, античных, эллинистических, иудейских, гностических элементов свидетельствует следующий фрагмент V-VI веков: «Хор, Хор, Фор, Элоэй, Адонай, Иао, Саваоф, Михаил, Иисус Христос! Помоги нам и дому этому. Аминь»3. ( Толмачева, с.48-49)

А вот фрагменты «Египетской книги мертвых», содержащие среди прочих, совпадающих с христианскими, мотивов упоминание о Святом Духе и божественной Душе:     "Я есть Тот, совершенный писец...правды и истины, ненавидящий грех... чье слово властвует над двумя землями (или мирами? – А.П.) . Я есть властелин правды и истины, проверяющий правду и истину по повелению богов, судья слов и их смысла, и мои слова торжествуют победу над насилием. Я рассеял тьму... Я помог Ра...проникнуть в скрытое жилище, чтобы оживить сердце Неподвижного сердца, Святого Духа..." (Э.А.У. Бадж, Егтпетская книга мертвых, СПб, : Азбука, 2011, гл.CLXXXII, с. 512).

" И вот, о Великий Бог ... ты воскрешен, я дал тебе руку твою, я дарую тебе жизнь на вечные времена... Твоя мать, Нут,... она дает тебе силу... сестры твои, Исида и Нефтида, приходят к тебе и даруют тебе жизнь... они в тебе через любовь к тебе... Ты восседаешь на троне твоем..." (гл.CLXXXI, с.510).

«Глава познания «Глав о восхождении к свету» … Я Властелин тех, кто воскрешен из мертвых» (гл.LXIV, с.279).

«Глава о превращении в живую душу….Я есть божественная Душа Ра… та, божественная Душа, что есть сам Бог. … Моя душа – это Души душ бессмертия…» (гл. LXXXV, с.308-309)

А вот о коптском храме: "Возможно, нигде в мире вы не попадете в столь древнюю обстановку, как в Коптской церкви. Вы входите внутрь странного темного здания; сначала европеец вообще с трудом может понять, что это именно церковь, она выглядит совсем не так, как мы привыкли... В Коптской церкви вы попадаете в низкие темные пространства, в лабиринт хаотичных переходов. Из узких окон падает очень мало света. …За алтарем возвышается изгиб апсиды; на толстых колоннах и по стенам... надписи из инкрустированных букв - коптских и арабских"( A. Fortescue, Lesser Eastern Churches, London, 1913, p. 288.)

Не правда ли, напоминает описание храма древнеегипетского ?

При реставрации же фресок коптского монастыря святого Антония в Нубии выяснилось, что «коптские художники в действительности пользовались той же техникой, что и их далёкие предки», то есть живописцы «времен фараонов» (L';gypte Copte, документальный фильм, Alain Jomier и Институт Арабистики Франции)

А вот знаменитый храм царицы Хатшепсут неподалеку от Долины Царей. Место это называется Дейр-эль-Бахри, что переводится как Северный монастырь. Здесь был коптский монастырь. Так, может, храм Хатшепсут и коптский монастырь - это просто два названия одного и того же объекта?

Рядом с долинами Царей и Цариц находится долина с якобы древнеегипетским некрополем, которая называется Дейр-эль-Медина – Городской монастырь. Здесь находился храм богини Хатор, который де после был преобразован в коптскую цековь. Так, может, это изначально был коптский храм?

Тем более, что на «древнеегипетских» изображениях присутствуют не только многочисленные коптские кресты – анкхи, но и обычные равноконечные георгиевские (см. например «Искусство и История. Египет. 5000 лет цивилизации», Bonechi, с.91).    .   

А на ряде колонн в знаменитом Карнакском храме находятся изображения христианских святых. Объясняется это тем, что здесь находился коптский храм.

Так называемые башни-пилоны Карнакского храма сходны с башнями коптских монастырей, к примеру, с башней монастыря св. Павла.

Так что весь вопрос только во времени, которое отделяет современных коптов от так называемой древнеегипетской культуры. Напомним, что к сохранившемуся наследию древнеегипетской цивилизации (если оставить с стороне пирамиды) относятся несколько десятков крупных храмов Кроме того, в Долине Царей открыто 66 гробниц. Около 200 гробниц (мастаб) находится у пирамид в Гизе. По несколько десятков мастаб обнаружено в некоторых других местах, к примеру, в Саккаре. Нет ни древнеегипетских городов, ни дворцов фараонов либо древнеегипетской знати. Маловато для трех тысяч лет древнеегипетской цивилизации. Все это, овладев технологией, можно построить буквально за одно поколение.



Мы полагаем, что это и произошло после начала быстрого развития человечества с 14 века нашей эры. Приплывшие на кораблях из Европы купцы-меркурианцы построили вдоль Нила свои храмы-фактории, в которых проводили обмен товарами с местным населением. Они же обучили коптов общей для всего человечества религии единобожия. Возможно, именно в Египте эта религия сохранилась в наиболее первозданном виде. Не говоря уже о широко распространенном в Египте «образе зверя» (см. 4.11.7 ), мы видим многочисленные изображения вершащего суд в загробном мире Осириса, что полностью совпадает с ролью пророка Исы. Слово Осирис и означает, согласно догадке   Н.А. Морозова, царь Иса -   Iesus rex. Из этой религии единобожия и выделился затем ислам, как религия правящего в Османской империи класса. Обращение же коптов в современное христианство произошло в 19 веке, когда власть над Египтом (с 1801 года) получила Британская империя.   Вспомним, что пишет о коптах словарь Брокгауз и Ефрона: «они не любили изображать ужасные сцены мучений, которыми изобиловали Византия и особенно западное средневековье. Точно также и крест они всегда изображали без распятия".

Повторим, для того, чтобы создать все наследие «древнеегипетской цивилизации» совершенно не нужны придуманные баснописцем Геродотом 330 царей, вместе с их марширующими босиком по раскаленным пескам с палками в руках великими армиями, либо, еще хлеще, разъезжающими по тем же пескам конными колесницами.


9. Пирамида Хеопса без теодолита?

Не надо также выкручиваться из ситуации с пирамидами, которую для «древнеегипетской цивилизации» удается разрешить только при помощи инопланетных пришельцев.    Совершенно несуразно выглядят сведения баснописца Геродота, что пирамиды построены из каменных 30 футовых (10 метровых) глыб. Помимо невозможности добычи и транспортировки столь гигантских камней (блоки весом в 40-50 тонн вырубались де из гранита и доставлялись на расстояние в 800 км) , такая бедная ресурсами страна, как Египет, просто не вынесла бы этого циклопического строительства.

Эту проблему решает тезис, что пирамиды построены за счет отливки   блоков «по месту» из полимерного материала, по типу строительства из бетона (см. приложение "Загадка пирамид"). Однако и это не спасает «древнеегипетское» происхождение пирамид, поскольку оказывается, что при их постройке использовались технологии, появившихся только в Новое время.

Так длины всех оснований пирамиды Хеопса отличаются друг от друга не более, чем на 20 см, при длине каждой в 230 метров. Это означает не только соблюдение длины основания с точностью до одной ее тысячной, но и соблюдение прямых углов между основаниями с точностью до одной трети градуса. С той же точностью выдержано и равенство углов боковых граней пирамиды. Ориентация оснований пирамиды по сторонам света выполнена с точностью до десятой градуса.

Каким же способом можно было выдержать столь точное соблюдение углов при длинах почти в четверть километра?    Нам представляется, что это невозможно без теодолита со зрительной трубой. Когда появились теодолиты? Правильно, читатель: в 16 веке, естественно, нашей эры.

Можно было не тратить столько времени на доказательство позднего происхождения пирамид.

Выше мы писали о математиках и астрономах – членах ордена францисканцев. Однако   известен большой вклад францисканцы именно в архитектуру, в частности в развитие готического стиля : «С начала XIII века в итальянскую художественную культуру входит новый компонент — готика, традиции которой сыграли большую роль в дальнейшем развитии искусства Италии и в трансформированном виде продолжали жить даже в XV веке. Как и в других западноевропейских странах, ее принципы раньше всего утвердились в архитектуре. В Италии этому содействовала строительная деятельность францисканского ордена, благодаря которому здесь получила распространение так называемая «цистерцианская готика» с ее прямоугольными планировками и скупостью архитектурных форм» (Архитектура средневековой Италии, сайт http://www.arhitekto.ru ).

Так что строительного опыта, математических и технических знании францисканцам было не занимать. Задача сооружения пирамиды Хеопса была им по плечу.



10. Мистерии Гроба Господнего

Назовем ряд факторов, которые могли определить выбор места для Храма Гроба Господня в Гизе. С одной стороны, это удаленность от Европы, что означает вынос за ее пределы зоны потенциального конфликта. С другой стороны, хорошая доступность из той же Европы по Нилу, как для   оборудования и специалистов для строительства пирамид , так и в будущем – для паломников. Вероятно, неподалеку от плато Гизы, а, может быть, и на нем самом находились залежи   гипса, использованного для отливки строительных блоков, из которых сложены пирамиды.

Напомним, что внутри пирамид в Гизе не обнаружено каких-либо свидетельств погребений – ни фараона, ни кого бы то ни было еще. Находящийся в верхней камере пирамиды Хеопса так называемый саркофаг представляет собой каменный (выполненный, по-видимому, отливкой) прямоугольный ящик без крышки, размерами 2,28 х 0,98х 1,05 метра, не имеющий на себе ни надписей, ни изображений и выполненный достаточно грубо. На наш взгляд, это не саркофаг, а купель для крещения. Напомним, что Гроб Господен не есть могила Иисуса, а место, где произошло его воскресение. Сооруженный на этом месте, устремленный в небо храм-пирамида предназначался для связанных с культом воскресшего Иисуса мистерий.   О характере этих обрядов могут свидетельствовать дошедшие до нас сведения об Элевсинских мистериях.

В ходе этих мистерий «совершалась торжественная процессия из Афин в Элевсин (либо из Каира-Вавилона в Гизу – А.П.)… Процессия двигалась по священной дороге, украшенной множеством храмов, алтарей и памятников, в сопровождении огромной толпы народа, так как в ней могли принимать участие и непосвященные в мистерии… При переходе через мост на р. Кефисе участники процессии по старинному обычаю обменивались шутками и насмешками. Процессия двигалась с пением пэанов и с криками «Иакх» Иакх!». По дороге она несколько раз останавливалась для отдыха или для поклонения разным богам и героям, имевшим отношение к элевсинскому культу, так что лишь к вечеру достигала Элевсина. Здесь еще несколько дней продолжалась вторая половина празднества, состоявшая из разных мистических обрядов, в которых могли принимать участие только посвященные, и из состязаний. Местом совершения обрядов был Телестерий, построенный при Перикле… Здесь, в самом храме или его периболе, совершался по ночам ряд драматических представлений, сюжетом которых служили события из жизни богов, имевшие отношение к циклу сказаний об учреждении мистерий. Представления эти были весьма разнообразного характера, то строгого и торжественного, то веселого и даже распущенного. К созерцанию их никто не допускался, кроме мистов, получивших уже высшую степень посвящения и потому называвшихся «созерцателями». Надпись при входе в священный участок храма гласила, что непосвященные не имеют права вступать в него. Есть сведения, что перед мистериями составлялись и записывались на досках поименные списки посвященных… Драматические представления, вероятно, ставились в хронологической последовательности. Первым актом их была, вероятно, сцена брака Зевса и Деметры, представляемых иерофантом и иерофантидой, и рождения Иакха от этого брака, при этом иерофант возглашал: владычица Бримо родила святого сына Брима. Затем начинались возлияния, песни и пляски в честь новорожденного Иакха, причем уход за новорожденным представлялся в искусных мимических телодвижениях…. Эти драматические представления, по всей вероятности, продолжались три ночи, называвшиеся «святыми». При них показывались мистам священные предметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны, т. е., вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу. По свидетельству одного позднего автора, иерофант во время мистерий изображал собою демиурга (создателя), дадух – солнце, алтарный – луну, священноглашатай – Гермеса… В последний день праздника совершался символический обряд, состоявший в том, что из двух глиняных сосудов, имевших форму кубаря, жрецы в храме выливали воду в устроенное в земле отверстие, из одного на запад, а из другого на восток, произнося при этом какие-то таинственные слова… Они имели тесную связь с одною из сторон мистического учения, именно о благодетельном, оплодотворяющем влиянии влаги на землю … У авторов встречается очень много указаний на то, что мистерии обещали посвященным счастье в загробной жизни… Однако, недостаточно было одного посвящения для того, чтобы получить счастье в загробной жизни… для этого после посвящения нужно вести благочестивую жизн… Мистерии по образцу Элевсинских праздновались и в разных других местностях Эллады» (В.В.Латышев «Очерк греческих древностей», Вильна : 1889. гл.18, 2).

При самофракийских мистериях « от посвящаемых требовался, по-видимому, еще род покаяния или исповедания грехов» (там же, гл. 18, 3),

Добамим еще, что Иакх Элевсинских мистерий – это, очевидно, Вакх, а темой вакхических мистериях были «страдания Диониса, его смерть и возрождение» (там же, гл.18, 1).

Вполне вероятно, что три сообщающиеся друг с другом камеры внутри пирамиды Хеопса символизируют три мира – подземный , земной и небесный, где и происходило приобщение посвящаемого с вечной жизни крещением в стояшей там купели. Нижняя камера пирамиды Хеопса вырублена в известковой скале, так же, как и в Евангелии- «гроб… был высечен в скале» (От Марка, 15:46).

Думаем, хождение по длинным узким коридорам внутри пирамиды , несомненно, приводило к сильному воздействию на психику посвящаемого.   

Напомним также, что мистерии с театральными представлениями считаются неотъемлемой чертой средневекового христианства.


11. Крах проекта "Вавилонская башня"

Итак, в Гизе неподалеку от Каира-Вавилона был сооружен комплекс Храмов Гроба Господня. По нашему предположению, это произошло после взятия османами Вены в 1683 году. Отчего же Гроб Господен был перенесен из Египта в Палестину? 
Считается, что в 1517 году Египтом овладели Османы, подчинившие местную династию мамлюкских султанов. Однако в конце 17 века власть Османов в Египте слабеет, происходят антиосманские восстания, усливается влияние мамлюкских беев. «В 1711 г. в результате восстания (т. н. «Великого восстания 1711 г.») мамлюкам удалось временно (то есть до похода Наполеона 1798 г. - А.П. ) восстановить свою власть в Египте. Они продолжали формально признавать верховную власть османских султанов, но при этом наместники султана (паши) фактически были лишены властных полномочий. Мамлюкские военачальники (беи) прибрали к рукам государственные земли и доходы с таможен, установили контроль над всеми воинскими формированиями и гарнизонами в Египте» ( Египет в период правления Мамлюков и династии Мухаммада'Али. Сайт http://www.runivers.ru/ )
Мы полагаем, что османские султаны хотели удалить Гроб Господен из Константинополя, чтобы отвести от города обвинение в распятии Иисуса. При этом, однако, они совсем не хотели терять контроль за столь значительной для христиан святыней и отдавать ее в руки мятежных мамлюков, которые благодаря ей могли начать свой торг с Европой. Поэтомув конце 17 века было решено перенести Гроб Господен из Египта тоже подальше от Европы и Константинополя, но в контролируемую Османами Палестину. Повторим, Гроб Господен должен был находиться на задворках Османской империи, но в то же время под контролем ее властей. В Египте он сооружался неподалеку от египетской столицы - Каира. В Палестине он был помещен в Эль-Кудс, где находится, как сейчас считается, третья по значимости святыня ислама – мечеть Аль-Акса, из которой по преданию совершил путешествие на небеса пророк Мухаммед.
Как мы уже говорили, в 1698 году выходит книга "Reizen van Cornelis de Bruyn door de vermaardste Deelen van Klein Asia" ("Путешествие Корнелиуса де Бруина в знаментые  места  Малой Азии"), в которой содержатся гравюры Гроба Господнего в Палестине. Мы считаем что в это время был прекращен проект по созданию Гроба Господня в Египте (крушение проекта Вавилонская башня).
Действительно ли к 1698 году был построен новый храм Гроба Господня в Эль –Кудсе? По всей видимости, нет. Храм этот пока существовал только на гравюре.   Мы читаем, что в 1808 году он был уничтожен сильным пожаром и восстановлен в 1809—1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина. По-всей видимости, 1810 год – это и есть реальное строительство храма Гроба Господня в Палестине.

12. Сионист Наполеон Бонапарт

Косвенное свидетельство тому содержится в книге «Египетский поход» Наполеона Бонапарта. Во время похода в Палестину весной 1799 года «в палатке главнокомандующего всякий вечер читалось вслух Священное Писание. Точность и правильность описаний была поразительна после стольких веков и пересеем они все еще соответствуют характеру местности. . 2 марта армия стала лагерем в Рамле - знаменитом городе, расположенном в 7 лье (примерно 30 км) от Иерусалима. Население его – христианское; там находится несколько мужских монастырей… Разъезды армии побывали в 3 лье от священного города. Армия была охвачена жутким желанием увидеть поскорей Голгофу, гроб Господен, плато Соломонова храма, она испытала чувство горечи, получив приказ свернуть налево. Необходимо было, однако, поскорее занять Яффу… Идти на Иерусалим, не заняв Яффы, значило бы нарушить все правила предосторожности…» ( СПб: Азбука, 2000, с.222-223).
В результате ни Наполеон, ни его армия так и не попали в Иерусалим. По всей вероятности, потому, что врать Наполеон не хотел (могли проверить), а смотреть в Эль-Кудсе было еще нечего.    
А, может, Наполеон все же побывал в палестинском Иерусалиме? Во всяком случае известна его «Прокламация к еврейской нации», начинающаяся следующим образом: «Штаб-квартира. Иерусалим, 1 флореаля (20 апреля 1799 года) VII года Французской республики». И далее: «Моя штаб-квартира развернута в Иерусалиме, а через несколько дней я буду в Дамаске, близость которого не будет более угрозой для города Давида».
Так или иначе, а рассказывать о своем пребывании в Иерусалиме он не стал.

(Многие перипетии египетского похода Наполеона перекочевали в … Крестовый поход Ричарда Львиное Сердце, где читатель может их легко обнаружить:

- Ричард отплывает из Марселя, часть войск Наполеона отплывает из Марселя

- по дороге Ричард берет Кипр, принадлежащий христианину Комнину, Наполеон – Мальту, принадлежащую Мальтискому Ордену,

- Ричард берет Акру, Наполеон безуспешно осаждает Акру,

- Ричард отказывается от штурма Иерусалима, Наполеон отказывается от занятия Иерусалима,

Ричард берет Яффу, Наполеон берет Яффу,

Ричард приказал казнить 2700 пленников, Наполеон устраивает резню мирного населения в Яффе,

- рыцарские отношения связывают Ричарда и Саладина, у Наполеона сложные отношения с султаном Селимом,

-Ричард бросает армию и возвращается в Англию, Наполеон бросает армию и возвращается во Францию,

- вернувшись, Ричард восстанавливает в Англии свою власть, вернувшись, Наполеон устанавливает свою единоличную власть ).
В прокламации 1799 года Наполеон призывал евреев стать «хозяевами этой земли (Иерусалима – А.П.) и хранить ее наперекор всем врагам». Как известно, одной из целей Египетского потока была блокировка связей Англии с Индией через Египет. Образованное помощью французов еврейское государство должно было стать союзником Наполеона в этом стратегически важном регионе. Но английский флот под командованием Нельсона уничтожил французский флот при Абукире 2 августа 1799 года., что сделало невозможным снабжение французской армии из Франции и обрекло весь поход на поражение.    Реализация идеи создания в Палестине еврейского государства была отодвинута на полтора столетия. К этому времени представители различных этнических групп, называемых евреями, являлись уже лишь отдаленными потомками тех евреев-меркурианцев, чье могущество было подорвано созданными в процессе    Реформации абсолютистскими государствами.


Приложение

"Загадка" пирамид

А, собственно, в чем она? В отсутствии под рукой калькулятора?
Конечно, если полагать, что египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые неизвестно чем вырубались (медная пила клинится сразу), транспортировались издалека, бог знает как громоздились на стометровую высоту, то  тогда  на помощь надо привлекать летучие тарелки. И загадка в том, какой они были марки. (Тем более, что некоторые "каменные" блоки в пирамидах весом по 150 тонн).

Однако, французский тезка Иосифа и Давида Джозеф Давидовиц еще в 1988 году достаточно убедительно высказал простую, как Колумбово яйцо, идею - пирамиды построены из бетона.  (Davidovits Joseph The Pyramids: An Enigma Solved. — New York: Dorset Press, 1988.)

Не так давно появилась и следующая статья, в которой приводятся результаты  стандартной строительной   экспертизы относительно материала, из которого изготовлена  пирамида Хеопса:

Проведенным осмотром и исследованием установлены признаки в виде:

- статических следов от следообразующего объекта с неровной поверхностью и вертикальным пазом не более 1 мм;

- обнаружена прокладка между блоками;

- не выявлено динамических следов от долот, молотков и подобных инструментов;

- каменные блоки из осадочных пород имеют монолитную структуру без слоёв.
   Совокупность признаков позволяет сделать категорический вывод о том, что блоки пирамиды Хеопса изготавливались путем отливки в опалубку.
:
(Колмыков А.Н.Строительство в Древнем Египте. Комплексное строительно-техническое и трасологическое исследование /Архитектура и строительство России, май 2010г., с.18-26).

Далее в статье : следует предположение: "практически все несущие элементы конструкций древнего Египта выполнены из осадочных пород (из гипса - "алебастр"). Данный материал перемалывался и заливался в опалубку в составе раствора... Применение частично обожженного гипса вероятнее всего является следствием того, что летом в Египте наблюдаются чрезвычайно высокая температура и полное отсутствие осадков. Дождей не бывает иногда по нескольку лет. Вероятно, что для обезвоживания гипса не применялось никаких дополнительных технических средств и материал обезвоживался естественным образом при нагреве под солнечными лучами. Что касается применения добавок, то, вероятно, они были, т.к. для проведения строительных работ необходимо увеличивать время застывания материала. Одна из подобных технологий - добавление молочной сыворотки в гипсовый раствор увеличивает время застывания и, возможно, что нечто подобное применялось и в Египте".

Оценим трудозатраты по сооружению пирамиды Хеопса.

Ее объем около 2.5 миллионов кубических метров.
При строительстве в начале 19 века железной дороги Москва-Петербург для землекопа была установлена следующая дневная норма: выем около 10 кубометров груза и доставка его на расстояние 100 м.  Отсюда следует, что 100 землекопов за 7 лет могли насыпать холм, высотой с пирамиду Хеопса.

Вряд ли выборка осадочных пород осуществлялась далее, чем несколько километров от места стройки. Грузоподъеиность верблюда - 300-400 кг. Плотность гипса 2,2—2,4 г/см;.  Будем считать, что груженый верблюд разовьет скорость пешехода, то есть 6 км в час. Выходит, что за световой день верблюд способен переместить на 6 км около 1 кубометра породы.

То есть надо добавить еще 100 караванщиков с 10 верблюдами каждый.
Собственно, и все.
Обращатесь. За 10 лет построю желающим пирамиду Хеопса.