Росси, Альдо - итальянский архитектор

Юрий Прокуратов
Росси, Альдо (1931, Милан – 1997, Милан), итальянский архитектор. Притцкеровская премия 1990. Херцог Жан и Пьер де Мерон работали у Альдо Росси, а в 1978 организовали собственную мастерскую. Погиб в автомобильной катастрофе.

Архитектура царской России - впечатляет. Архитектура советского и постсоветского периода - вводит в уныние. Это даже нельзя назвать архитектурой. Везде, по всей России стоят единообразные, безвкусные здания напичканные помещениями и квартирами. Если так будет продолжаться и далее, то… туда можно будет возить молодых архитекторов со всего мира и показывать им, как не надо проектировать и строить здания.

Клевещущие критики глупы, потому что «фашистской архитектуры» не существует. Существует архитектура фашистского периода, итальянская или немецкая, точно так же, существует архитектура сталинского периода. Я действительно испытываю огромное восхищение перед архитектурой сталинского периода…

Первые люди строили для себя жилища и в этих первых строениях пытались создать наиболее удобную для жизни среду, однако они руководствовались и эстетическим замыслом. Так появилась архитектура, вместе с зачатками городов; то есть архитектура — неотъемлемая часть цивилизации, ее постоянный, универсальный и необходимый элемент.

Создание среды, наиболее благоприятной для жизни, и эстетический замысел — фундаментальные характеристики архитектуры; эти аспекты обнаруживаются в любом исследовании и проявляют сущность города как творения рук человеческих.

Будучи неразрывно связанной с обществом и природой, архитектура придает обществу конкретную форму.

Со временем город растет, обретая самосознание и память. В его устройстве сохраняются первоначальные черты, но в то же время город изменяет и уточняет направления своего развития.
Флоренция — это конкретный город, но память Флоренции, ее образ обретают черты, в которых проявляются иные ценности и иной опыт.

Каждая местность — это locus solus [особенное место], а любое архитектурное вмешательство должно соответствовать общим принципам. Итак, с одной стороны, я отрицаю возможность чисто рационального планирования архитектурных проектов, связанных с конкретными местными условиями, с другой — понимаю, что именно местные условия в конечном счете характеризуют эти проекты.

Архитектура является неотъемлемой частью человека как такового и в немалой степени формирует его. Архитектура — это неизменные «декорации», в которых разворачивается человеческая жизнь. Она включает в себя переживания многих поколений, общественные события, личные трагедии, факты новой и древней истории. Коллективное и частное, общество и индивид взаимодействуют и сталкиваются в пределах города, который состоит из множества отдельных существ, стремящихся найти свое место в нем и — в то же время — свое собственное ограниченное пространство, соответствующее пространству общему.

Больше всего я любил цветные кофеварки – синие, зеленые, красные – за их причудливую форму. Это были уменьшенные модели фантастических сооружений, которые мне суждено было увидеть в будущем. И до сих пор мне нравится рисовать большие кофеварки; я представляю, что они сделаны из кирпича и что в них можно забраться, чтобы осмотреть их изнутри.

Архитектура – это один из найденных человечеством способов выживания; это способ выразить свое неизбывное стремление к счастью.

Со временем я стал воспринимать архитектуру как инструмент, позволяющий чему-либо произойти. Надо сказать, что это осознание с годами усилило мой интерес к работе, и в своих последних проектах я пытаюсь просто расставлять конструкции так, чтобы способствовать некоему событию.

В некоторых из последних проектов и замыслов я пытаюсь остановить событие, прежде чем оно совершится, как если бы архитектор мог предвидеть (а в каком-то смысле он и предвидит) ход жизни в доме. Те, кто занимается интерьерами, вряд ли могут понять это, они работают с эфемерными вещами, такими как рисунок детали, рама – со всем тем, что в реальности заменяется жизнью дома.

Театр очень похож на архитектуру, потому что предполагает некую историю – начало, развитие и завершение. Без истории нет театра и нет архитектуры.

Города, даже с многовековой историей, на самом деле представляют собой огромные временные лагеря живых и мертвых, где некоторые элементы сохраняются как сигналы, символы, предупреждения.

...Город как биография конкретного человека является нам через некие ясно определенные элементы, такие как дом, школа, церковь, завод, памятник. Но эта биография города и его зданий, как будто бы так четко определенная, содержит в себе значительное пространство для воображения и интереса — происходя точно из их реальности — в конечном счете чтобы обернуть город в ткань артефактов и чувств , которая более важна, чем архитектура или форма, и выходит за рамки любого утопического или формалистического видения города.

Мы можем смотреть на современные города без энтузиазма, но если бы мы могли видеть глазами микенского археолога, мы бы углядели за фасадами и фрагментами архитектуры старейших героев нашей культуры.

* * *
Мощь образов Росси основана именно на использовании элементарных форм, очищенных от всякой деталировки и предельно рафинированных в их сочетаниях. (К. Фремптон)