Поднебесье

Любовь Трайдук
  Бредет по Кавказу лето. Неторопливо бредет. То жарой окутает горы, то туманами прохладными, то шумным дождем умоется, то раскрасит искрящейся росой луга, то бросит легкое облачное покрывало на вершины гор и в безветрии застынет… Это состояние кавказского мира необычайно тонкое – резкое движение молнии, разрывающий небо гром в любой миг могут вызвать катастрофы: оползни, камнепады, сели… Мир в горах необычайно подвижен, он откликается на любое событие. Чуток мир гор так же, как человеческая душа.

  Я шла по широкому плоскогорью, высота его почти 2500 метров над уровнем моря. Было раннее утро. Небо затянулось серой пеленой, но временами открывались светящиеся голубые окна – надежда на ясную погоду. Так бывает только в горах: небольшое пространство вокруг тебя ощутимо, а все остальное заполнил туман. Осмотришься по сторонам – как будто потеряли тебя, оставили одного на весь белый свет! Альпийский луг не поглотил вчерашний дождь – всюду сквозь травяной покров поблескивали осколками разбитых зеркал лужицы.

  Альпийские луга в это летнее время поражают своей нежностью, краски имеют настолько неопределенные оттенки, что им трудно придумать название! Смотришь на один склон – облако розового, на другом склоне – сиреневый, голубой, белый свет взбил легкую пену. Переходы между этими красками не уловить, создается впечатление совершенной нереальности!

  Плато медленно набирало высоту, временами сбрасывая с себя туманы и открывая жуткие обрывы. Ковер под ногами менял свой цвет, появилось много желтого. При отсутствии солнца цветы представлялись посланниками нашего Светила! Воздух был настолько свежим и невесомым, что подумалось о дыхании самого Эльбруса!

  Из далека доносился лай очень серьезных собак. Создавая гул, огромная отара овец стучала копытцами по каменистому пастбищу – овцы плохо слушали своего чабана! Остерегаясь обрывов, пасся табун лошадей. Маленькие лошадки прижимались к бокам своих мамок, жеребцы же – хранители спокойствия табуна – вскидывали грациозно головы, играя гривами, - осторожно шли впереди. Временами несколько жеребцов вступали в игру, мне издали казалось, что идет спор о первенстве…

  Неожиданно, так бывает только в горах, туман исчез! Передо мной предстала красивейшая панорама. Я смотрела на юг с Бермамытского плата, протягивала руку к Эльбрусу, капризно прячущемуся в облаках; на меня лилось солнце, я ощущала его тепло; из глубочайшего ущелья доносился разговор веселых речушек!

  Удивительны обрывы плата, обращенные на юг! Огромный многослойный пирог представляется взору. Непрочные известковые породы приобрели причудливые формы: как упадет свет, как ляжет тень, на какую ноту настроена душа – представится то один образ, то другой; почудится то одна мелодия, то иная…

  Художница-природа очертила лежащие напротив меня горы темными зелеными линиями. Впечатление такое, как будто рука  опытного мастера передала величие, грандиозность и неповторимость Кавказских гор на полотне.

  Я люблю подолгу смотреть на горы. Из горных вершин я складываю узоры, украшаю их облачной пеной, расстилаю по их склонам солнечный свет… Рассматриваю кручи – сердце холодеет, замирает – какая высота!

  И, наконец, тот миг, ради которого это трудное путешествие – Эльбрус! Там,  на ледяных  склонах облачный занавес вдруг разорвался, образовалась прореха, и в ней показался лик Мудреца! От неожиданности перехватило дыхание…

  Эльбрус!

  Много раз я видела его из разных точек Кавказа.
 
  Много раз я видела его из самолета.

  Много раз он представлялся мне во сне.

  Но только один раз я положила его в свое сердце.

  Один раз – навсегда!